Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:46, контрольная работа
Целью работы является исследования влияния правового государства на становление и развитие социального партнёрства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение правовому государству и социальному партнёрству;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Понятие и признаки правового государства…………………………………4
2. Связь правового государства с социальным государством и гражданским обществом…………………………………………………………………………..7
3. Влияние правового государства на становление и развитие социального партнёрства…………………………………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19
Социальное партнёрство
Контрольная работа
Формирование и укрепление
правового государства –
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Понятие и признаки правового государства…………………………………4
2. Связь правового государства с социальным
государством и гражданским обществом………………………………………………………
3. Влияние правового государства
на становление и развитие
социального партнёрства…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19
Введение
Актуальность темы. Общемировой тенденцией развития государственности является движение в направлении правового и социального демократического государства, основу которого составляет забота о человеке, защита его прав и свобод. Установление правовой государственности способствует позитивным изменениям в человеческих отношениях, восприятию общечеловеческих ценностей.
Изменения, которые происходят в последние десятилетия в России во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь в отношениях собственности, коренным образом влияют на характер социально-трудовых отношений. Несмотря на все сложности времени перемен, российское общество, пройдя через социальные конфликты и экономические кризисы, достигло понимания, что основным принципом регулирования трудовых отношений должно стать социальное партнерство. А социальное партнёрство неразрывно связано с построением правового государства.
Объектом исследования является правовое государство как необходимое условие развития социального партнёрства.
Предметом исследования является процесс формирования и укрепления правового государства как важнейшее условие становления и развития социального партнерства.
Целью работы является исследования влияния правового государства на становление и развитие социального партнёрства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение правовому государству и социальному партнёрству;
- определить связь правового
государства с социальным
- охарактеризовать влияние
1 Понятие и признаки правового государства и социального партнёрства
В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности, продолжающегося ее передела, проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между ними, о создании такого положения, при котором любой собственник мог им обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник — достойные условия своего существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства. В системе регулирования социально-трудовых отношений и развития социального партнерства важнейшая роль принадлежит государству.
Правовое государство – это такое демократическое государство, где обеспечиваются господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей1.
В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:
- свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;
- ограничение правом государственной власти.
Права человека - главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.
Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.
Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
Теория правового государства включает в себя следующие основные моменты:
- Принцип равенства всех перед законом.
- Принцип правозаконности. Соблюдение этого принципа означает, что правительство ограничено в своих действиях заранее установленными гласными правилами, строго формальной процедурой, дающей возможность предвидеть с большей точностью, какие меры принуждения будут применять представители власти в той или иной ситуации. Исходя из знания об этом, человек может уверенно планировать свои действия.
- Реальное функционирование в обществе принципа разделения властей.
- Взаимная ответственность и доверие государства и личности.
- Эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона.
Процесс становления правовой
государственности занимает длительное
историческое время. Он совершается
также вместе с формированием
гражданского общества и требует
целенаправленных усилий. Правовое государство
не вводится единовременным актом (даже
если этот акт является демократической
конституцией) и не может стать
результатом чистого
Гарантии соблюдения прав и свобод
человека и гражданина, как основной
принцип правового государства -
это совокупность условий и способов,
позволяющих реализовывать
Важным здесь является тот факт, что гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве предоставлены и обеспечены самим государством. Это, с одной стороны, способ ограничения властью своей власти, с другой стороны, возможность гражданина и общества контролировать власть, ограничивать возможный произвол с её стороны. Это также повышает ответственность самого гражданина и общества, как перед государством, так и перед собой, влияет на политическую и социальную активность и сознательность человека и гражданина.
Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.
Юридические гарантии, обеспечивающие право на труд, объединяют в себе:
- общее законодательство для всех форм собственности,
- возможность защитить свое право в суде,
- штрафные санкции для работодателя, в случае нарушения им норм права
- все виды контроля и пр.
2 Связь правового государства с социальным государством и гражданским обществом
Если выделить главный принцип правового государства, то необходимо признать, что это - такое государство, в центр деятельности которого поставлен человек, его благо, свобода. Не человек существует для государства, а государство существует для человека. Поэтому создание такого государства невозможно без формирования развитого гражданского общества, являющегося воплощением свободы человека и справедливости.
Гражданское общество - это не простая совокупность граждан; это общество, в котором граждане могут свободно реализовывать свои интересы и потребности, в том числе и образуя различные независимые, самостоятельные партии, организации, профессиональные и иные союзы, которые служат для них защитой от произвола со стороны работодателей, а также органов государственной власти и должностных лиц. Гражданское общество в состоянии не допустить узурпации власти, т.е. сосредоточения в руках одного лица или группы лиц неограниченной власти, оно может противостоять ей. В развитом гражданском обществе отсутствует закрепощение всех видов: и экономическое, и политическое, и духовное. Поэтому нельзя сводить его, как это нередко делается, лишь к необходимости политической свободы (свободные выборы, свобода слова, печати, митингов, шествий и демонстраций и т.п.)2.
Гражданское общество неотделимо от правового государства, которое является формой организации гражданского общества. В правовом государстве гражданам гарантируется свобода, самостоятельность и собственность, обеспеченные господством права.
Рассматривая право как основу взаимосвязей гражданского общества и государства в Российской Федерации, выделим три основных признака правовой государственности:
А) верховенство правовых законов и среди них Конституции как Основного Закона. В правовом государстве Конституция должна закреплять минимальную (неотчуждаемую, неотъемлемую) меру свободы индивида в данном обществе (права человека и гражданина) и тем самым устанавливать, что никому — ни частному лицу, ни органу государственной власти — не может быть дозволено;
Б) формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и собственности, гарантии не только для индивида, но и для объединений, так как в современном обществе человек удовлетворяет свои интересы и реализует свою свободу, вступая в различные ассоциации;
В) разделение властей на три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности при выполнении государством своих правовых задач.
Наиболее существенными
Вовлечение общества в
Содержание современных прав человека для всех демократических обществ определяется международными документами — Всеобщей Декларацией прав человека (1948)3 и Парижской хартией для новой Европы (1990)4. Основываясь на принципах уважения человека и верховенства законов, они провозглашают право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на равную защиту со стороны закона, на владение имуществом, на свободу мирных собраний и ассоциаций, на участие в управлении государством, на социальное обеспечение, на свободу перемещения, на защиту человеческого достоинства, на свободное развитие личности, на свободу выбора работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд и т. д. Таким образом, в совокупности названные права охватывают важнейшие условия жизни человека независимо от его социальной и этнической принадлежности. Гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина. В рассматриваемом контексте гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство — права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, в первом случае — о ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., во втором случае — о ее политических правах.