Формирование и укрепление правового государства – важнейшее условие становления и развития социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследования влияния правового государства на становление и развитие социального партнёрства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение правовому государству и социальному партнёрству;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Понятие и признаки правового государства…………………………………4
2. Связь правового государства с социальным государством и гражданским обществом…………………………………………………………………………..7
3. Влияние правового государства на становление и развитие социального партнёрства…………………………………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19

Файлы: 1 файл

Социальное партнерство.docx

— 50.11 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Социальное партнёрство

 

Контрольная работа

 

Формирование и укрепление правового государства – важнейшее  условие становления и развития социального партнерства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1.  Понятие и признаки правового государства…………………………………4 

2. Связь правового государства с социальным государством и гражданским обществом…………………………………………………………………………..7

3. Влияние правового государства  на становление и развитие  социального партнёрства…………………………………………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Общемировой  тенденцией развития государственности является движение в направлении правового и социального демократического государства, основу которого составляет забота о человеке, защита его прав и свобод. Установление правовой государственности способствует позитивным изменениям в человеческих отношениях, восприятию общечеловеческих ценностей.

Изменения, которые происходят в последние десятилетия в России во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь в отношениях собственности, коренным образом влияют на характер социально-трудовых отношений. Несмотря на все сложности времени перемен, российское общество, пройдя через социальные конфликты и экономические кризисы, достигло понимания, что основным принципом регулирования трудовых отношений должно стать социальное партнерство. А социальное партнёрство неразрывно связано с построением правового государства.

Объектом исследования является правовое государство как необходимое условие развития социального партнёрства.

Предметом исследования является процесс формирования и укрепления правового государства как важнейшее условие становления и развития социального партнерства.

Целью работы является исследования влияния правового государства на становление и развитие социального партнёрства.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- дать определение правовому  государству и социальному партнёрству;

- определить связь правового  государства с социальным государством  и гражданским обществом;

- охарактеризовать влияние правового  государства на становление и  развитие социального партнёрства.

1 Понятие и признаки правового государства  и социального партнёрства

 

В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности, продолжающегося ее передела, проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между ними, о создании такого положения, при котором любой собственник мог им обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник — достойные условия своего существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства. В системе регулирования социально-трудовых отношений и развития социального партнерства важнейшая роль принадлежит государству.

Правовое государство – это такое демократическое государство, где обеспечиваются господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей1.

В идее правового государства  можно выделить два главных аспекта:

- свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

- ограничение правом государственной власти.

Права человека - главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются  общими закономерностями возникновения  и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они  могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

Идея правового государства  есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

Теория правового государства  включает в себя следующие основные моменты:

- Принцип равенства всех перед законом.

- Принцип правозаконности. Соблюдение этого принципа означает, что правительство ограничено в своих действиях заранее установленными гласными правилами, строго формальной процедурой, дающей возможность предвидеть с большей точностью, какие меры принуждения будут применять представители власти в той или иной ситуации. Исходя из знания об этом, человек может уверенно планировать свои действия.

- Реальное функционирование в обществе принципа разделения властей.

- Взаимная ответственность и доверие государства и личности.

- Эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается  также вместе с формированием  гражданского общества и требует  целенаправленных усилий. Правовое государство  не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической  конституцией) и не может стать  результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически  пережит обществом, если оно для  этого созрело.

Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, как основной принцип правового государства - это совокупность условий и способов, позволяющих реализовывать правовые нормы, пользоваться субъективными  правами и исполнять юридические  обязанности.

Важным здесь является тот факт, что гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве предоставлены и обеспечены самим государством. Это, с одной стороны, способ ограничения властью своей власти, с другой стороны, возможность гражданина и общества контролировать власть, ограничивать возможный произвол с её стороны. Это также повышает ответственность самого гражданина и общества, как перед государством, так и перед собой, влияет на политическую и социальную активность и сознательность человека и гражданина.

Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

Юридические гарантии, обеспечивающие право на труд, объединяют в себе:

- общее законодательство для всех форм собственности,

- возможность защитить свое право в суде,

- штрафные санкции для работодателя, в случае нарушения им норм права

- все виды контроля и пр.

 

2 Связь правового государства  с социальным государством и  гражданским обществом

 

Если выделить главный принцип  правового государства, то необходимо признать, что это - такое государство, в центр деятельности которого поставлен  человек, его благо, свобода. Не человек  существует для государства, а государство  существует для человека. Поэтому  создание такого государства невозможно без формирования развитого гражданского общества, являющегося воплощением  свободы человека и справедливости.

Гражданское общество - это не простая  совокупность граждан; это общество, в котором граждане могут свободно реализовывать свои интересы и потребности, в том числе и образуя различные независимые, самостоятельные партии, организации, профессиональные и иные союзы, которые служат для них защитой от произвола со стороны работодателей, а также органов государственной власти и должностных лиц. Гражданское общество в состоянии не допустить узурпации власти, т.е. сосредоточения в руках одного лица или группы лиц неограниченной власти, оно может противостоять ей. В развитом гражданском обществе отсутствует закрепощение всех видов: и экономическое, и политическое, и духовное. Поэтому нельзя сводить его, как это нередко делается, лишь к необходимости политической свободы (свободные выборы, свобода слова, печати, митингов, шествий и демонстраций и т.п.)2.

Гражданское общество неотделимо от правового государства, которое  является формой организации гражданского общества. В правовом государстве  гражданам гарантируется свобода, самостоятельность и собственность, обеспеченные господством права.

 Рассматривая право как основу взаимосвязей гражданского общества и государства в Российской Федерации, выделим три основных признака правовой государственности: 

А) верховенство правовых  законов  и  среди них Конституции как Основного Закона. В правовом государстве Конституция должна закреплять минимальную (неотчуждаемую, неотъемлемую) меру свободы индивида в данном обществе (права человека и  гражданина) и тем самым устанавливать,  что никому — ни частному лицу, ни органу государственной власти — не может  быть  дозволено;

Б) формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и собственности, гарантии не только для индивида, но и для объединений, так как в современном обществе человек удовлетворяет свои  интересы  и  реализует  свою  свободу, вступая в различные ассоциации;

В) разделение  властей на три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности при выполнении государством своих правовых задач.

Наиболее существенными аспектами  понимания взаимоотношений государства  и гражданского общества является изучение конкретных правовых механизмов взаимодействия структур гражданского общества с органами государственной власти: законодательной (представительной) и исполнительной. Нередко именно структурам гражданского общества  —  экологическим организациям, объединениям предпринимателей, обществам потребителей и т.п. — принадлежит ведущая роль в обнаружении и обозначении сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Как правило, речь идет о различных областях частного права с учетом новых явлений и тенденций в коммерческих отношениях, достижениях научно-технического прогресса и т.д.   

 Вовлечение общества в процесс  укрепления законности и правопорядка  осуществляется в различных формах, одной из важнейших среди которых  является участие различных общественных  структур в процессе создания  законов, затрагивающих интересы  широких слоев граждан, способствующих  самоопределению и саморазвитию гражданского общества.

Содержание современных прав человека для всех демократических обществ  определяется международными документами — Всеобщей Декларацией прав человека (1948)3 и Парижской  хартией для новой Европы (1990)4. Основываясь на принципах уважения человека и верховенства законов, они провозглашают право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на равную защиту со стороны закона, на владение имуществом, на свободу мирных собраний и ассоциаций, на участие в управлении государством, на социальное обеспечение, на свободу перемещения, на защиту человеческого достоинства, на свободное развитие личности, на свободу выбора работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд и т. д. Таким образом, в совокупности названные права охватывают важнейшие условия жизни человека независимо от его социальной и этнической принадлежности. Гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина. В рассматриваемом контексте гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство — права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, в первом случае — о ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., во втором случае — о ее политических правах.

Информация о работе Формирование и укрепление правового государства – важнейшее условие становления и развития социального партнерства