Духовное производство и духовная жизнь общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

1. Духовное производство и духовная жизнь общества.
2. Духовная культура.
3. Наука и ее роль в жизни общества.
4. Мораль.
5. Религия.
6. Искусство.
7. Образование и самообразование.

Файлы: 1 файл

7. Духовная жизнь 1.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная - скульптура средних, а монументальная - больших и огромных размеров:

4. Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

5. Литература - вид искусства, отражающий действительность в словесно письменных образах.

Первые литературные произведения - легенды, былины, мифы - появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

6. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

7. Театр - вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

8. Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

9. Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Кино - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.

11. Фотоискусство - искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

12. Эстрада - вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные про из ведения, которого представляют собой отдельные законченные номера.

Искусство полифункциональное: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.

Общественно - преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция показывает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей – чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи цвет, в музыке - звук, в скульптуре – объемно пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

 

7. Образование и самообразование

Среди социальных институтов современного общества образование играет важнейшую роль, представляя собой одну из основных отраслей человеческой деятельности.

Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его самообразовании.

Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурногод остояния. В ходе процесс, а обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние. Функции образования:

1) создание условий и предпосылок  для социальной мобильности человека или социальной группы;

2) сохранение и ретранслирование  культурного достояния общества  из поколения в поколение.

Современное образование является средством.

решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

Различают следующие виды образования: начальное, среднее, среднее специальное и высшее.

Первые школы появились еще в эпоху древнего мира. Их создание объяснялось практическими потребностями в образованных людях: без таких людей не мог эффективно функционировать государственный аппарат.

В средние века большинство школ в Западной Европе были церковными (или монастырскими). Они, в свою очередь, подразделялись на низшие церковные школы и школы при епископских кафедрах. Во-первых, готовили в основном приходских священников. Обучение в таких школах было платным и велось на латинском языке. 'Учеников учили читать (в основном молитвы), писать, изображать числа с помощью пальцев, петь церковные гимны и совершать церковные обряды.

Более крупные средневековые школы, возникавшие при епископских кафедрах, давали иное образование. В таких школах следовали римской традиции и изучали так называемые «семь свободных искусств »: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Система свободных искусств былa двухуровневой. На начальном уровне преподавались грамматика, риторика и диалектика, высший уровень составляли остальные свободные искусства. Обучение в такой школе могло затянуться на 12-13 лет.

Стремительное развитие средневековых городов привело к появлению светских городских частных и муниципальных школ (т. е. школ, которые находились в ведении городского совета). Растущим городам требовалось все больше образованных людей. Влияние церкви на содержание образования в таких школах было минимальным, а содержание обучения диктовалось, прежде всего, практическими потребностями того или иного города. Латынь в этих школах постепенно вытеснялась национальными языками.

К периоду средневековья относится и появление первых высших учебных заведений - университетов. Создавались они либо на основе бывших кафедральных (епископальных) школ (именно так возник в ХII в. Парижский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери), либо в города, где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками (именно таким образом из кружка последователей знаменитого знатока римского права Ирнерия развился Болонский университет ).

Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовывали свои объединения по предметам - факультеты. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно студенты и преподаватели избирали руководителя университета - ректора. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Срок обучения на разных факультетах существенно отличался: подготовка юриста или медика занимала 5-6 лет, философа-богослова - 15 лет. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовывались и диспуты споры по заранее поставленным вопросам.

В XIV-XV вв. появляются так называемые коллегии (от этого названия впоследствии произойдет слово « колледж»). Сначала коллегиями называли общежития студентов, в которых со временем также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Роберт де Сорбон, духовник французского короля, - Сорбонна - постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому университету - самой крупной высшей школе средневековья. К концу XV в. в Европе существовало около 80 университетов. Многие из них - Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Краковский и др., - существуют и сегодня.

В нашей стране первые высшие учебные заведения появились поздно. Еще сподвижники Петра 1 предлагали создать в России светские «академии». В 1724 г. император издал указ об «учинении» в Санкт-Петербурге Академии наук, при которой создавались университет и гимназия, где должны были «молодых людей публично обучать». Предполагал ось, что лекции в этих учебных заведениях будут читать приглашенные в Россию видные европейские ученые.

Однако полноценных занятий в Академическом университете организовать не удалось. Многие студенты оказались слабо подготовленными, и ко всему прочему они не знали латынь - основной язык науки того времени, на котором велось преподавание в университете. Иностранные преподаватели вскоре вернулись на родину, и читать лекции стало некому. Мало помогло делу и учреждение казенных стипендий для студентов первый университетский выпуск из 9 человек состоялся лишь в 1753 г. М. В. Ломоносов разочарованно заметил по этому поводу, что «при Академии наук не токмо настоящего университета небывало, но еще ни образа, ни подобия университетского образования ».

Попытки Ломоносова реформировать университет не встретили понимания в академии. И тогда ученый решил употребить все свои силы на создание нового университета по европейскому образцу. Его поддержал фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф И. И. Шувалов.

12 января 1755 г. императрица подписала указ об учреждении в Москве университета, а 26 апреля по европейской традиции состоялась его инаугурация - торжественный акт открытия. В конце XVIII в. Московский университет был единственным высшим светским учебным учреждением в России, так как к тому времени деятельность Академического университета фактически прекратилась. Студенты обучались на трех факультетах - философском, медицинском и юридическом. С 1768 г. преподавание велось на русском языке. Будущих студентов готовили в университетской гимназии с отделениями для дворян и разночинцев. Крепостных в университет не принимали. Выпускники получали офицерский чин. Наиболее способных отправляли на стажировку в европейские университеты.

Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, где преподавались философия, математика, физика, а также исторические, словесные и экономические науки. Затем они переходили на юридический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисциплины по избранной специальности. (Кстати, первое светское специальное учебное заведение в Москве - Школа математических и навигацких наук - было основано Петром 1 еще в 1701 г. Школа помещалась в ныне уже не существующей Сухаревой башне.)

Информация о работе Духовное производство и духовная жизнь общества