Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:23, реферат
Назначение производства – удовлетворение потребностей человека и общества. Достигается это в ходе взаимодействия человека и природы. А поскольку активной стороной в таком взаимодействии выступает человек, то можно сделать еще одно важное уточнение: производство – это процесс преобразования природы человеком, - животные приспосабливаются к природе, человек же подчиняет ее себе.
1. Значение производства в жизни общества.
Производство – это деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Ведь природа не предоставляет человеку необходимые ему блага. Их надо производить. Вот почему производство есть объективная необходимость.
Назначение производства
– удовлетворение потребностей
человека и общества. Достигается
это в ходе взаимодействия
человека и природы. А
Совокупность всех сил, используемых человеком в процессе производства (включая физические и духовные усилия самого человека), в экономической теории обозначается понятием «производительные силы».
Развитию производительных сил присущи две прогрессивные тенденции – они становятся все менее материало- и трудоемкими. Первая тенденция знаменует спасение природы, вторая – спасение человека. В противном случае возрастающие масштабы производства поглотили бы не только природу, но и человека. Между тем в современной экономике он выделяется из непосредственного процесса производства, становится над ним, рядом с ним, получая возможность развития того, что природой даровано только человеку, - интеллектуально-духовных способностей.
Естественные и социальные условия жизни.
Деятельность людей
Социальную среду жизни людей образуют:
отношение собственности;
социальное устройство общества.
1. Отношение собственности
по-разному влияет на деловую
активность. Общественная, «ничейная»,
собственность не стимулирует
активную хозяйственную
С целью создания благоприятной социальной среды государство часть благ должно оставлять общедоступными: природные богатства, леса, парки, зоны отдыха, заповедники, общественный транспорт, водные ресурсы и т. п.
2. Социальное устройство
общества основано на
К естественной среде относятся разного рода ресурсы и иные условия жизни.
Ресурсы – это все то, что используется на производство товаров и услуг. Различают ресурсы человеческие (трудовые), природные, инвестиционные, предпринимательские.
Рассмотрим их:
1 Важнейшим элементом
жизненной среды являются
2 Природные ресурсы –
это дары природы. В мире
лишь три государства – Россия,
США и Китай – имеют
3 Инвестиционные ресурсы
включают в себя
4 Под предпринимательским ресурсом понимаются организационные и управленческие способности, необходимые в производстве товаров и услуг.
Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.
Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности личности и развития общества в целом. Товары и услуги, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, и их круг непрерывно растет. Потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальных групп, коллективов работников, населения, государства. Они постоянно увеличиваются в объеме и изменяются качественно. В результате возникают все новые и новые потребности. Первая фундаментальная экономическая аксиома гласит: потребности общества безграничны, полностью неутолимы. Непрерывное развитие потребностей по мере их удовлетворения принято называть законом возвышения потребностей.
Классификация потребностей отличается большим разнообразием. Их можно подразделить на:
низшие (первичные) и высшие (вторичные);
абсолютные и относительные;
неотложные и могущие быть отложенными;
прямые и косвенные;
настоящие и будущие и др.
Границы такого деления весьма условны. К материальным потребностям относятся также услуги (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультации юриста и др.); потребности предприятий (здания, транспортные средства, оборудование и др.); коллективные потребности общества (железные дороги, школы, больницы и др.).
Экономические ресурсы - это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении как общества в целом, так и отдельных стран, фирм, индивидуумов, количественно ограничены. Мало того - они редки, то есть их не хватает на всех (природные ресурсы имеют конечные пределы и в значительной степени невоспроизводимы). Ограниченность ресурсов относительна: их как правило меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вторая фундаментальная экономическая аксиома гласит: ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Согласно закону редкости невозможно удовлетворить безгранично растущие потребности, что вынуждает людей делать выбор в очередности и степени их удовлетворения, а также заставляет рационально использовать ресурсы.
Ресурсы подразделяются на природные, трудовые, материальные и финансовые. Первые три вида присущи любому производству, поэтому их называют базовыми. Финансовые же присоединяются к базовым на экономической ступени производства, их называют производными. Ресурсы, непосредственно используемые в процессе производства, называют факторами производства.
2. Благо, продукт, услуга.
Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Блага подразделяются на матер. и нематер. Материальные блага включают: естественные дары природы; продукты производства. Иногда к ним относят и отношения по присвоению матер. благ: патенты, авторские права (по А. Маршаллу). Нематериальные – это блага, воздействующие на развитие способнос тей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, искусство и т.д. Различают две подгруппы нематериальных благ: внутренние – блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение и др.); внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи). Кроме названной классификации различают: блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долго- и краткосрочные; экономические – те, которые являются объектом или результатом экон. деятельности и неэкономические – даровые блага, предоставляются природой без приложения человеком усилий. В качестве товара выступают услуги. Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы; это – полезный эффект деятельности, живого труда. Услуга не имеет вещной формы, ее нельзя непосредственно накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства.
Продукт - все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, с целью удовлетворения определенных потребностей. Продукт труда - материальный результат трудовой деятельности.
Классификация потребностей.
Классификации потребностей
- Понятие потребности
Биологические потребности
призваны обеспечить индивидуальное и
видовое существование
Социальные потребности -
это потребность принадлежать к
социальной группе и занимать в ней
определенное место, пользоваться привязанностью
и вниманием окружающих, быть объектом
их уважения и любви. Социальные потребности,
сводящиеся к потребности настаивать
на своих правах - потребность <для
себя>, противоположны и в то же
время взаимодействуют с
Идеальные потребности - это потребности познания окружающего мира в целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле. Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную.
В свою очередь указанные виды потребностей делятся на потребности сохранения и потребности развития. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах социальных норм, а потребности развития, чаще всего, превышают эти нормы.
Виды ресурсов.
В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:
1. природные – потенциально
пригодные для применения в
производстве естественные
2. материальные
– все созданные человеком
(«рукотворные») средства
3. трудовые – население
в трудоспособном возрасте, которое в
«ресурсном» аспекте обычно оценивают
по трём параметрам: социально-демографическому,
профессионально-
4. финансовые – денежные
средства, которые общество в
состоянии выделить на
Кривая производственных возможностей.
Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии. Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей. Экономической науке удалось разработать модель, представляющую выбор как экономическую проблему. Модель называется график производственных возможностей (ПВ).
Ось ординат показывает возможные величины производства товара А при ограниченном объеме ресурсов, ось абсцисс – возможные величины производства товара В из того же объема ресурсов. Соединив точки максимумов, получим кривую производственных возможностей (ПВ).
Кривая ПВ обозначает границы максимально возможного одновременного производства товара А и В при полном использовании ограниченных ресурсов.
Выбор оптимального варианта ограничен числом вариантов, представленных совокупностью точек этой кривой.
3. Зависимость роста производства от использования факторов производства.
В реальной жизни в пределах
используемой технологии предприниматель
стремится найти наилучшее
Если весь набор факторов производства и ресурсов представить как затраты труда, материалов и капитала, производственная функция может быть описана следующим образом: Q = f(L, К, М),где Q — максимальный объем продукции, производимой при данной технологии и данном соотношении труда (L), капитала (К), материалов (М).