Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 16:03, реферат
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.
1. Введение. Понятие девиантности……..стр. 3-4
2. Природа отклоняющегося поведения……………………………….стр. 4-5
3. Основные теории девиантного поведения.
а) Биологические теории…………………стр. 5-7
б) Теория анатомии………………………стр. 7
в) Теория структурной напряжённости…стр. 7-8
г) Теория инвестирования………………..стр. 8
д) Теория привязанностей………………..стр. 8
е) Теория стигмации………………………стр. 8
ж) Теория социальной и моральной интеграции…………………………………стр. 8-9
4. Типы отклонений………………………стр. 9-10
5. Нормы поведения и социального контроля…………………………………...стр. 10-11
6. Борьба с девиантным поведением…….стр. 11- 12
7. Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде…………………………стр. 12-13
8. Заключение………………………………стр. 13-14
9. Список использованной литературы…..стр. 15
3. Усиление внимания на вопросы подготовки квалифицированных кадров по обучению приемам и методам распознавания и профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма.
Среди основных
причин девиантного поведения молодежи
является неорганизованность ее досуга.
Досуг молодых людей отличается
на сегодняшний день большой сложностью,
отражает существенные характеристики
российского социума, наполняется
различным, подчас весьма противоречивым,
содержанием.
Современная ситуация в духовной сфере
российского общества определена специалистами
как ценностно-нормативный вакуум. Становление
новой российской государственности и
демократизация социума сопровождаются
таким неизбежным явлением, как утрата
нравственных ценностей. Молодежь, являясь
объектом социализации, быстро и легко
принимает те искаженные ценности, установки,
способы поведения, которые характерны
для общества переходного периода. Досуг
современной молодежи резко отличается
от того, каким он был у предыдущего поколения,
их родителей. Это отличие выражается
в формах проведения, а также его содержательности.
В настоящее время сократилась доступность
культурных ценностей. Тормозятся процессы
разработки и реализации программ целевого
использования учреждений культуры. Слабое
финансирование учреждений культуры за
счет бюджетных средств привело к резкому
их сокращению (многие кинотеатры, например,
отданы под офисы, склады, ночные бары).
В 5-10 раз уменьшились возможности библиотек
в пополнении своих фондов. Компьютерные
клубы, ночные бары и дискотеки и многое
другое послужили к утрате молодежью интереса
к художественному и техническому творчеству,
туризму, книгам. Досуг стал сугубо потребительский
(просмотр видеофильмов, прослушивание
кассет и компакт-дисков). Как показывают
данные одного социологического исследования,
значительная часть свободного времени
отводится просмотру телепередач (18,8%);
лишь незначительная доля молодых респондентов
занимается в спортивных секциях (9,2%),
чтением художественной литературы (3,1%),
занятиями музыкой (1,2%), посещением театров,
музеев, библиотек, выставок (0,2%), самообразованием
(0,4%), посещением стадионов (0,2%); предпочитают
встречаться с друзьями (9,8%). 58,8% «убивают»
свободное время бесцельно, как могут
и как придется. На вопрос «Мешает ли Вам
что-нибудь проводить досуг так, как хочется,
и если да, то что именно?» ответы распределились
следующим образом: нес кем пойти (2,2%),
не умею организовать свое время (7,6%), не
хватает времени (15,4%), не испытываю проблем
в организации досуга (20,8%), не хватает
денег (28,2%), некуда пойти (21,2%). С другой
стороны, существование огромного количества
свободного времени (ранее оно заполнялось
отправками в колхозы, стройотряды, различного
рода партийными собраниями и сборами,
кружками по интересам и мн.др., т.е. досуг
молодежи был организован) заставляет
молодых людей самим себе его организовывать.
Социальная незадействованность провоцирует
развитие антисоциального поведения.
«От нечего делать» сегодня совершаются
большинство хулиганских выходок и посягательств
(разбитие телефонных будок, газетных
и коммерческих киосков, трамвайных, троллейбусных
и автобусных касс, магазинов, музыкальных
салонов и т.п); употребление алкогольных,
наркотических и токсических средств.
Таким образом, молодые люди, «принадлежащие
сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся
с нормами и ценностями общества, в большей
степени, чем включенные в общественные
процессы, жизнь. Не нужда, потребность
в предметах первой необходимости заставляют
молодых людей вступить сегодня на путь
криминала (автор настоящей работы, естественно,
этого также не упускает из внимания).
Вседозволенность, распущенность, наплевательский
«пофигизм», желание позабавиться, «оторваться»,
продемонстрировать свою силу и мощь,
«крутизну», зачастую проявляемые сами
по себе – просто так, «от нечего делать»,
подкрепленные иждивенческой установкой
к жизни, являются основными причинами
небывалого роста правонарушений среди
людей молодого возраста в России. Многие
аналитики при этом ссылаются на то, что
российская молодежь сегодня поставлена
в такие трудные социальные условия и
подобного рода поведение является вполне
адекватной реакцией, однако это выглядит
по большей мере лишь как ее оправдание.
8.
Заключение.
Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.
Учитывая, что девиантное
поведение может принимать
Отклоняющееся
поведение часто служит основанием,
началом существования
Список
использованной литературы.