Девиантное поведение детей из семей с высоким и низким достатком

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:45, практическая работа

Краткое описание

Существует мнение, что детям из обеспеченных семей проще в дальнейшем реализоваться – сделать карьеру, построить семью, найти своё место в жизни, ведь у них есть для этого все условия. Но сложившаяся ситуация показывает, что материальный достаток в большинстве случаев оказывает лишь развращающее действие, заставляя ребенка усвоить, что деньги решают большинство жизненных проблем и дают возможность получить все без особых усилий, что замедляет развитие ребенка как личности.

Оглавление

1.Теоретический раздел……………………………………………………3
1.1. Формулировка и обоснование проблемы……………………….....3
А. Исследовательская проблема…………………………….……….3
Б. Цель и задачи исследования……………………………………....5
1.2. Определение объекта и предмета исследования………….……....6
1.3. Предварительный анализ объекта исследования…………….…..7
А. Логический анализ основных понятий…………….…………….7
Б. Гипотезы социального исследования…………………………….9
2. Организационно-методический раздел……………………...………10
2.1. Определение выборочной совокупности…………………..……10
2.2. Рабочий план исследования………………………………..……..11
2.3. Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации………………………………………..……….12
3. Заключение……………………………………………………………13
4. Список использованной литературы………………………………..15
5. Приложения…………………………………………………………...16
5.1. Рабочая анкета……………………………………………………17
5.2. Сводная анкета…………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Соц.исследование (Саша).doc

— 75.50 Кб (Скачать)


1

 

Министерство образования и науки РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева»

Институт социальных технологий

Кафедра социологии, политологии и менеджмента

 

Социологическое исследование

студенток группы 4303

Корневой Александры Сергеевны

Слёшиной Наталии Павловны

тема «Девиантное поведение детей из семей с высоким и низким достатком»

 

Проверила: ассистент кафедры СПМ

Илгамова Э.З.

 

 

 

 

Казань 2010

Содержание

1.Теоретический раздел……………………………………………………3

   1.1. Формулировка и обоснование проблемы……………………….....3

        А. Исследовательская проблема…………………………….……….3

        Б. Цель и задачи исследования……………………………………....5

   1.2. Определение объекта и предмета исследования………….……....6

   1.3. Предварительный анализ объекта исследования…………….…..7

       А. Логический анализ основных понятий…………….…………….7

       Б. Гипотезы социального исследования…………………………….9

2. Организационно-методический раздел……………………...………10

   2.1. Определение выборочной совокупности…………………..……10

   2.2. Рабочий план исследования………………………………..……..11

   2.3. Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации………………………………………..……….12

3. Заключение……………………………………………………………13

4. Список использованной литературы………………………………..15

5. Приложения…………………………………………………………...16

    5.1. Рабочая анкета……………………………………………………17

    5.2. Сводная анкета…………………………………………………...18

 

 

         1. Теоретический раздел

1.1  Формулировка и обоснование проблемы

А. Исследовательская проблема

      В современном обществе, в условиях с каждым днем усиливающегося социального расслоения, все острее встает проблема негативного отношения общества к контрарным  социальным полюсам – хорошо обеспеченным либо, напротив, малоимущим семьям. В то же время, нельзя не сказать  и о негативном отношении таких семей к обществу. В большей мере это отражается именно на молодом поколении – детях и молодежи, чья психика больше подвержена влиянию внешних факторов. Широко известно, что детям из малоимущих семей часто приходится терпеть насмешки сверстников, а дети из хорошо обеспеченных семей, напротив, полагают, что им все дозволено.

          Существует мнение, что детям из обеспеченных семей проще в дальнейшем реализоваться – сделать карьеру, построить семью, найти своё место в жизни, ведь у них есть для этого все условия. Но сложившаяся ситуация показывает, что материальный достаток в большинстве случаев оказывает лишь развращающее действие, заставляя ребенка усвоить, что деньги решают большинство жизненных проблем и дают возможность получить все без особых усилий, что замедляет развитие ребенка как личности.

          Дети же из малоимущих семей  сегодня гораздо более приспособлены к жизни, умеют добиваться своего, но часто вырастают озлобленными, с большим количеством комплексов.

          Другая сторона этой проблемы – влияние общества на детей. Казалось бы, дети из бедных  семей проводят много времени на улице, что приводит к употреблению наркотиков, алкоголя с раннего возраста, толкает детей на кражи и другие преступления. Но, к сожалению, в нашем обществе все вышесказанное можно отнести и к детям из обеспеченных семей, что объясняется их вседозволенностью и  скукой.

В данном исследовании мы изучили обозначенные выше проблемы, попытались выделить основные тенденции развития данной ситуации в современном обществе и найти причины её появления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Цель и задачи исследования

         Цель исследования – выявить мнения студентов об основных причинах и формах отклоняющегося поведения детей из семей с разным материальным достатком.

Для достижения цели исследования мы ставим перед собой следующие задачи:

1.     Выявить причины предвзятого отношения общества к детям из бедных и богатых семей.

2.     Выяснить условия, при которых дети из семей с разным материальным достатком  становятся подвержены  влиянию улицы.

3.     Определить проблемы в отношениях детей из семей с разным материальным достатком  с обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования были выбраны студенты КГТУ-КАИ им.А.Н.Туполева.

 

Предметом нашего исследования являются отклонения в  поведении молодежи из бедных и богатых семей.


1.3. Предварительный анализ объекта исследования

А. Логический анализ основных понятий

Ребенок из малоимущей семьи1 – это ребенок из семьи, чей доход ниже прожиточного минимума.

         Ребенок из обеспеченной семьи2 – это ребенок из семьи, чей доход выше прожиточного минимума.

Конфликты с родителями3 - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам родителей. Часто вызывается непониманием.

Девиантное (отклоняющееся) поведение4 - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Влияние улиц5 – пагубное воздействие низших социальных слоев, в результате которого у подростков возникают конфликты с родителями, часто пристрастие к алкоголю или наркотикам.

Приспособленность к жизненным условиям6 – умение добиваться целей и взаимодействовать с социумом.

Зависимость7 - навязчивая потребность, ощущаемая человеком и подвигающая его к определенной деятельности: алкогольная, наркотическая.

Предвзятое отношение8 – это склонность к какой-то позиции или заключению, предубеждение.

     

1.        http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья

2.        http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья

3.        http://ru.wikipedia.org/wiki/Конфликт

4.        http://ru.wikipedia.org/wiki/Девиантное_поведение

5.        http://www.psihologu.info/content/view/940/16/

6.        http://ru.wikipedia.org/wiki/Приспособленность

7.        http://ru.wikipedia.org/wiki/Зависимость

8.        http://ru.wikipedia.org/wiki/Предвзятость

         Алкоголизм1 – заболевание,     частный    случай             проявления токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности.

Наркомания2- хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Алкоголизм

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркомания

Б. Гипотезы исследования

 

Основная гипотеза – причиной отклоняющегося поведения детей из богатых и бедных семей являются сложные отношение между этими детьми и обществом.

 

Вспомогательные гипотезы:

              1.Общество предвзято относится к детям из бедных и богатых семей.

              2.Влияние улиц на детей из бедных семей сильнее, чем на детей из богатых семей.

              3. Дети из обеспеченных семей имеют больше возможностей для самореализации.

              4. Детям из богатых семей проще строить отношения с обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-методический раздел

2.1. Определение выборочной совокупности

В ходе исследования авторами были опрошены 10 человек, из них 4 девушки  и 6 молодых людей, по 2 человека в возрасте 18, 20, 21 года, 4 человека в возрасте 19 лет. Трое опрошенных из семей с низким достатком, трое из семьи с высоким и четверо из семьи со средним достатком(такая выборка обусловлена задачами исследования). Было проведено интервьюирование, которое является качественным исследованием, поэтому вопрос в виде выборки не стоит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Рабочий план исследования (краткое изложение)

Исследования данной проблемы включает в себя следующие этапы:

1. Определение поля, объекта исследования.

2. Разработка программы исследования, определение задач, предмета, гипотез, составление вопросов для интервьюирования, коррекция программы.

3. Определение единиц наблюдения (процесс выборки).

4. Подготовка методик  и процедур конкретного социологического исследования.

5. Сбор первичной информации.

6. Ввод в ЭВМ и компьютерная обработка первичных данных.

7. Составление итогового отчета, предложения и рекомендации.

Сроки составления программы: методическое и организационное обеспечение работы – сентябрь 2010г, сбор первичной информации – октябрь 2010г, компьютерная обработка этой информации и написание итогового отчета – ноябрь-декабрь 2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации

Интервью́ — метод сбора эмпирических данных, в котором один индивид (интервьюер) задает вопросы другому (респонденту).

При проведении исследования авторами было использовано прямое, формализованное, фокусированное интервью.

Для проведения интервью использовались вопросы о фактах сознания(1-10) и личности респондента(10-13), открытые косвенные вопросы.

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

Вспомогательная гипотеза 1: «Общество предвзято относится к детям из бедных и богатых семей»  подтвердилась полностью.

Гипотеза 2: «Влияние улиц на детей из бедных семей сильнее, чем на детей из богатых семей» частично подтвердилась, т.к. ни один из респондентов не сказал, что сильнее влияние улицы на детей из богатых семей, но половина отметили, что достаток роли не играет.

Большинство респондентов не согласились с гипотезой 3: «Дети из обеспеченных семей имеют больше возможностей для самореализации», сказав, что возможности для самореализации не зависят от достатка.

Гипотеза 4: «Детям из богатых семей проще строить отношения с обществом» подтвердилась, т.к. большинство респондентов считают, что детям из богатых семей проще строить отношения с противоположным полом, и общество в целом лучше к ним относится.

Таким образом, основная гипотеза исследования: «Причиной отклоняющегося поведения детей из богатых и бедных семей являются сложные отношение между этими детьми и обществом» подтвердилась. По мнению большинства опрошенных, современное общество превозносит богатых и принижает бедных, что вызывает отклонение в поведение детей, выросших в семьях с низким и высоким материальным достатком, от социальных норм.

Проведенное исследование показала, что поднятая проблема весьма актуальна в наши дни, и, поскольку имущественное расслоение в обществе все усиливается, проблема будет только усугубляться. Соответственно, уже сейчас необходимо принимать меры для её устранения и дальнейшего предотвращения.

Информация о работе Девиантное поведение детей из семей с высоким и низким достатком