Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:46, лекция
Деловое общение — это вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами
1) насколько хорошо была
2) была ли соблюдена
3) каков был характер
4) какие аргументы были
5) пришлось ли идти на уступки и каковы будут их последствия;
6) какие возникали трудности в процессе переговоров;
7) каковы перспективы дальнейших взаимоотношений;
8) какой опыт переговоров можно использовать в будущем;
9) каковы основные причины
Зримым критерием результативно
• Степень решения проблемы. Достигнутое в ходе переговорного процесса соглашение естьсвидетельство того или иного решения проблемы.
• Субъективные оценки переговоров и их результатов. Переговоры увенчались успехом, если обе стороны удовлетворены их итогами и расценивают достигнутое соглашение как справедливое решение проблемы. Впрочем, не исключено, что впоследствии эти оценки изменятся.
• Выполнение условий соглашения. Необходимо помнить, что даже самый блестящий результат переговоров заметно потускнеет, если возникнут проблемы с выполнением взятых на себя сторонами обязательств.
Наилучший способ обеспечить долговременный
эффект переговоров — включение
в соглашение плана по его реализации.
Важно, чтобы в нем четко
Подводя итог, необходимо отметить, что участникам переговоров следует приступать к выполнению взятых на себя обязательств как можно скорее. Поскольку отсрочка выполнения может вызвать сомнения и недоверие сторон друг к другу.
Тактика переговоров должна обеспечить наиболее благоприятные условия для разработки соглашения и максимального отражения в нем собственных интересов.
На основе анализа деловых переговоров можно выделить следующие тактические линии:
• исходная позиция излагается в начале переговоров, затем в зависимости от их хода в нее вносятся изменения;
• исходная позиция отстаивается на протяжении всего хода переговоров, и готовность ккомпромиссу проявляется лишь в «последний час», т. е. на завершающем этапе;
• исходная позиция остается неизменной, и успех переговоров возможен лишь в том случае, если остальные участники примут эту позицию.
Каждый из этих вариантов имеет
свои плюсы и минусы. Наиболее часто
избираются первые два варианта, предусматривающие
возможность определенного
Тактические приемы ведения переговоров.
Использование первой группы приемов
демонстрирует отношение к
1. Завышение требований. Оппоненты начинают переговоры с выдвижения значительно завышенных требований, на выполнение которых они и не рассчитывают. После этого оппоненты отступают к более реальным требованиям посредством серии кажущихся уступок. Однако при этом добиваются реальных уступок от противоположной стороны. Если же первоначальное требование является чрезмерно завышенным, то оно скорее всего будет расценено как неправомерное и невызовет ответных уступок.
2. Расстановка ложных акцентов в собственной позиции. Заключается в том, чтобы продемонстрировать крайнюю заинтересованность в решении какого-либо малозначительного вопроса, а в дальнейшем снять требования по данному пункту. Такого рода действия выглядят как уступка, что вызывает ответную уступку оппонента.
3. Выжидание. Используется, чтобы вынудить оппонента первым высказать свое мнение, а затем, взависимости от полученной информации, сформулировать собственную точку зрения.
4. «Салями». Информация предоставляется оппоненту
очень маленькими порциями. Эта уловка
используется для того, чтобы получить
как можно больше сведений от оппонента
или затянуть переговоры.
5. «Палочные» доводы используются в тех случаях, когда один из участников переговоров испытывает затруднения с контраргументацией или желает психологически подавить оппонента. Суть этого приема заключается в том, что в качестве довода апеллируют к высшим ценностям и интересам, начиная с высказываний типа: «Вы понимаете, на что вы покушаетесь?!»
6. «Преднамеренный обман». Используется либо для достижения, либо для избежания каких-либо последствий и представляет собой искажение информации; сообщение заведомо ложной информации; отсутствие полномочий для принятия решений по тем или иным вопросам; отсутствие намерений выполнять условия соглашения.
7. Выдвижение требований по возрастающей. Если один из участников переговоров соглашается с вносимыми предложениями, другой участник может прибегнуть к выдвижению все новых и новых требований.
8. Выдвижение требований в последнюю минуту. Этот прием используется в конце переговоров, когда остается только заключить соглашение. В этой ситуации один из участников выдвигает новые требования, рассчитывая на то, что его оппонент пойдет на уступки ради сохранения достигнутого.
9. Двойное толкование. При выработке итогового документа одна из сторон «закладывает» в него формулировки с двойным смыслом. Впоследствии такая уловка позволяет трактовать соглашение в своих интересах.
10. Оказание давления на оппонента. Применяется с целью добиться от него уступок и вынудить согласиться на предлагаемое решение. Реализовать такой прием позволяют: указание на возможность прекращения переговоров; демонстрация силы; предъявление ультиматума; предупреждение о последствиях, неприятных для оппонента. Вторая группа приемов ориентирована на партнерский подход:
1. Постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов. Обсуждение начинается с тех вопросов, которые вызывают наименьшие разногласия, а затем участники переговоров переходят к более сложным проблемам. Использование этого приема позволяет избежать активного противодействия сторон с самого начала переговоров и сформировать благоприятную атмосферу.
2. Разделение проблемы на отдельные составляющие. В проблеме выделяются отдельные аспекты, по которым постепенно достигается взаимное согласие.
3. Вынесение спорных вопросов «за скобки». Используется, если возникают трудности с достижением соглашения по всему комплексу проблем. Спорные вопросы не рассматриваются, что позволяет достичь частичных договоренностей.
4. «Один режет, другой выбирает». Прием основан на принципе справедливости раздела: одному предоставляется право разделить (спорное имущество, полномочия, территорию, функции и т. д.), а другому — выбрать из двух частей одну. Смысл этого приема заключается в следующем: первый, опасаясь получить меньшую долю, будет стремиться к тому, чтобы разделить максимально точно.
5. Подчеркивание общности. Указываются те аспекты, которые объединяют оппонентов: 1) заинтересованность в положительном результате переговоров; 2) взаимозависимость оппонентов; 3) стремление избежать материальных и моральных потерь; 4) наличие длительных отношений между сторонами.
Можно выделить и третью группу приемов,
которые сходны по своему проявлению,
но имеют различный смысл в зависи
1. Опережение возражений. Этот прием сводится к тому, что участник
переговоров, начинающий обсуждение, указывает
на свои слабые стороны, не дожидаясь,
когда это сделает оппонент. Использование
этого приема в рамках торга в определенной мере выбивает у оппонента
почву из-под ног и вызывает необходимость корректировки до
2. Экономия аргументов заключается в том, что все имеющиеся
аргументы высказываются не сразу, а поэтапно.
Если участники переговоров ориентируются
на позиционный торг, то этот прием позволяет
им «придержать» часть аргументов, чтобы
использовать их в затруднительной ситуации.
При переговорах на основе взаимного учета интересов имее
3. Возвращение к дискуссии. Прием сводится к тому, что вопросы, которые
уже обсуждались, снова выносятся на повестку
дня. В ситуации торга этот прием используется для того, чтобы
затянуть переговорный процесс. Участники
переговоров, ориентирующиеся на партнерский
подход, используют этот прием в том случае,
если для кого-то из них вопрос
действительно остался неясным.
4. Пакетирование заключается в том, что несколько вопросов
увязываются и предлагаются к рассмотрению
вместе (в виде пакета). «Пакет» в рамках торга включает как привлекательные, так и
малоприемлемые для оппонента предложения. Такую «пакетную сделку» называют «продажей в нагрузку». Сторона,
предлагающая «пакет», исходит из того,
что оппонент, заинтересованный в несколькихпредложениях, примет и остальные. В рамках переговоров
на основе взаимного учета интересов этот прием имеет другой смысл. Здесь
«пакет» ориентирован на увязку интересов с возможным выигрышем для всех участников.
5. Блоковая тактика используется на многосторонних переговорах
и заключается в согласованиисвоих действий с другими участниками,
выступающими единым блоком. Если оппоненты
ориентируются на партнерский подход,
то этот прием позволяет сначала найти
решение для группы участников и тем самым
облегчить поиск конечного решения. При
позиционном торге прием блоковой тактики используется
дляобъединения усилий, блокирующих реализацию интересов противопо
6. «Уход» (тактика избежания). Может выражаться в переводе обсуждения на другую тему или другой вопрос, а также в просьбе отложить рассмотрение проблемы. В рамках позиционного торга применяется с целью: 1) не дать оппоненту точной информации; 2) не вступать в дискуссию, если, например, позиция по данному вопросу плохо проработана;
3) отклонить в косвенной форме нежелательное предложение; 4) затянуть переговоры.
Участники переговоров на основе взаимного учета интересом испо
Манипуляция — это вид психологического воздействия, направленного на скрытое побуждение другого к совершению определенных действий. Для того, чтобы нейтрализовать манипулятивное воздействие, прежде всего необходимо знание приемов такого воздействия и своевременное их обнаружение. Завершая рассмотрение переговоров, необходимо отметить то, что одно лишь знание о переговорах еще не является достаточным основанием для успеха. Не менее важную роль играет формирование и развитие навыков ведения переговоров. А умение вести переговоры приобретается лишь при реализации имеющихся знаний на практике.
Г.В. Бороздина выделяет следующие национальные стили ведения деловых переговоров :
Американский стиль ведения переговоров. Американцы оказали значительное влияние на различные стили ведения переговоров во всем мире. Для них характерны хороший настрой на переговоры, энергичность, внешнее проявление дружелюбия и открытости. Они любят не слишком официальную атмосферу при ведении переговоров, ценят шутки и хорошо реагируют на них. Одновременно с этим проявляется и эгоцентризм. Часто американцы исходят из того, что их партнер должен руководствоваться теми же правилами, которым следуют и они. В результате не исключено возникновение непонимания между участниками переговоров. В целом американский стиль характеризуется достаточным профессионализмом. Редко в американской делегации можно встретить человека, некомпетентного в вопросах, по которым ведутся переговоры. При этом члены американской делегации относительно самостоятельны при принятии решений по сравнению с членами делегаций из других стран. Американцы довольно настойчиво стремятся реализовать свои цели на переговорах, любят торговаться, часто применяют пакетную тактику решения вопросов. Немаловажное значение они придают освещению переговоров в печати.
Французский стиль ведения переговоров. Фра
При обсуждении конкретных вопросов французы ориентируются на логические доказательства и исходят из общих принципов. Они достаточно жестко ведут переговоры и, как правило, не имеют запасной позиции. Часто на переговорах они выбирают конфронтационный тип взаимодействия, кроме того, предпочитают использовать французский язык в качестве официального языка переговоров.
Китайский стиль ведения переговоров четк