Человек в поле конфликта: стили поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 05:01, реферат

Краткое описание

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений, является результатом индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность.

Целью данной работы является рассмотрение стилей поведения в конфликтных ситуациях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....……3


1. Типы конфликтов…………………………………………………….……...5


1.1 Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных ситуаций…15


2. Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях…………….18


Приложение……………………………………………………………………24


Заключение…………………………………………………………………….28


Список использованной литературы………………………………………….30

Файлы: 1 файл

реферат по конфликтологии.docx

— 55.37 Кб (Скачать)

Итак, частичное  удовлетворение желаний обеих сторон. Вы хотите одного и того же, но это  не выполнимо. И вы это знаете. Незначительные взаимные уступки: “Хорошо, мы проведем часть отпуска у моря, а часть  — у моей мамы, — « говорите вы.

Типичные  случаи, при которых стиль компромисса  наиболее эффективен: обе стороны  обладают одинаковой властью и имеют  взаимоисключающие интересы; вы хотите получить решение быстро, потому что это более экономичный и эффективный путь; вас может устроить временное решение; вы можете воспользоваться кpатковpеменной выгодой; другие подходы к решению проблемы оказались не эффективными; удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение и вы можете несколько изменить поставленную цель; компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

Способы разрешения конфликта в стиле  компромисса: следует начать с прояснения интересов и желаний обеих  сторон; после этого необходимо очертить область совпадения интересов; затем  вы должны выдвигать предложения, выслушивать  предложения другой стороны; готовность к уступкам и обмену услугами и  т.п. Пеpеговоpы продолжаются пока не будет выработана приемлемая формула взаимных уступок.

Вывод: компромисс — это удачное отступление или даже последняя возможность прийти к какому-то решению. Hо вы можете выбрать этот подход с самого начала, если: не обладаете достаточной властью, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество невозможно, никто не хочет односторонних уступок. [5]

 

     Приложение

     Тесты для определения приверженности человека к определенному типу поведения  в конфликте. Опросник Томаса

     1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

     б) Я стараюсь больше обращать внимание на то, с чем мы согласны, нежели на то, в чем мы расходимся.

     2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

     б) Я пытаюсь уладить дело, учитывая все интересы другого человека и свои собственные.

     3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.

     б) Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.

     4. а) Взаимные уступки чаще идут на пользу дела.

     б) В конфликте главное # не задеть чувств другого человека.

     5. а) Улаживая конфликтную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

     б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

     6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

     б) Я стараюсь добиться своего.

     7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы в будущем решить его окончательно.

     б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

     8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

     б) Первым делом я стараюсь определить суть затронутых вопросов и интересов.

     9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

     б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

     10. а) Я всегда стремлюсь добиться своего.

     б) Я пытаюсь найти решение, в той или иной степени устраивающее всех.

     11. а) Самое главное для меня # получение ясной картины ситуации и интересов всех сторон.

     б) Я стремлюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

     12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

     б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он в чем-то идет навстречу.

     13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

     б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

     14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

     б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

     15. а) Главное # это спокойствие и хорошие взаимоотношения.

     б) Главное # не участвовать в конфликте.

     16. а) Я стараюсь не задевать чувств другого.

     б) Я обычно стремлюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

     17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

     б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности.

     18. а) Если это сделает человека счастливым, то я дам ему возможность настоять на своем.

     б) Если человек идет мне навстречу, то я не стремлюсь изменить его мнение.

     19. а) При возникновении проблемы главное # это ее решение.

     б) Решение спорных вопросов лучше отложить до лучших времен.

     20. а) Я стремлюсь сразу преодолеть наши разногласия.

     б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

     21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к другому.

     б) Я всегда стремлюсь к прямому обсуждению проблемы.

     22. а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей и позицией другого человека.

     б) Я отстаиваю свою позицию.

     23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

     б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

     24. а) Если другому человеку собственная позиция кажется очень важной, то я стараюсь идти ему навстречу.

     б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

     25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

     б) Я стремлюсь быть внимательным к аргументам другого.

     26. а) Я не возражаю против средней позиции.

     б) Я стремлюсь к разрешению проблемы, а не к выяснению отношений.

     27. а) Я стремлюсь избегать споров.

     б) Обычно я готов уступить.

     28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

     б) Обычно я стремлюсь получить одобрение другого.

     29. а) Я думаю, что взаимные уступки помогают решению любой проблемы.

     б) Я думаю, что не стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

     30. а) Я пытаюсь щадить чувства другого.

     б) Я стремлюсь к совместному успеху.

№ п\п Принуждение Сотрудничество Компромисс Уклонение Сглаживание
     1                           а      б
     2             б      а              
     3      а                           б
     4                    а             б
     5             а             б       
     6      б                    а       
     7                    б      а       
     8      а      б                     
     9      б                    а       
     10      а             б              
     11             а                    б
     12                    б      а       
     13      б             а              
     14      б      а                     
     15                           б      а
     16      б                           а
     17      а                    б       
     18                    б             а
     19             а             б       
     20             а      б              
     21             б                    а
     22      б             а              
     23             а             б       
     24                    б             а
     25      а                           б
     26             б      а              
     27                           а      б
     28      а      б                     
     29                    а      б       
     30        б          а
Итого          
 
 

     Заключение 

В работе были исследованы  стили управления и стратегии  поведения в конфликтных ситуациях.

Стиль управления - устойчивая система способов, методов  и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого  поведения. Различают 3 стиля управления: авторитарный, демократический и  пассивный. Авторитарный стиль - решение  принимает руководитель единолично, демократический стиль - решения  принимаются руководителем совместно  с подчиненными, пассивный стиль - решения навязываются подчиненными руководителю. Каждому конкретному  руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости  от складывающейся конкретной ситуации чаще всего наблюдается сочетание  черт различных стилей с доминированием какого-то одного.

К. Томас выделяет 5 основных способов управления конфликтами: приспособление, соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание.

Конфликт - это  столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве  соперничества; это отсутствие взаимопонимания  по различным вопросам, связанное  с острыми эмоциональными переживаниями. Структурные компоненты конфликта: объект конфликта, конфликтная ситуация, участники конфликта, инцидент.

Стили управления и стратегии поведения в конфликтных  ситуациях взаимосвязаны.

В разных возрастах  используются разные стратегии поведения. Как например у более молодых доминирует соперничество, иногда сотрудничество, при демократическом стиле управления. Руководители возраста 35 - 38 лет применяют на практике авторитарный и пассивный стили управления, а стратегии поведения такие, как избегание, приспособление, иногда сотрудничество.

Отсюда следует, что каждому стилю управления свойственен определенный стиль  поведения в конфликтных ситуациях. Демократический стиль - соперничество, сотрудничество; авторитарный - приспособление, компромисс, иногда сотрудничество; пассивный - избегание и приспособление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Андреева Г.  М. Социальная психология. М.:Аспект  Пресс, 2000.-376 с.  
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.  
3. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 2003. - 272 с.  
4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2000. - 224 с.  
5. Воронин В.Н., Зазнобина Н.П. Основы управленческого взаимодействия. М.: Изд-во ЦБ РФ, 2002. - 66 с.  
6. Жуков Л.Я., Петровская Л.А. , Растянников П.В. Дианостика и развитие компетентности в общении. М., 1990.  
7. Кох И.А. Конфликты и их регулирование. - Екатеринбург, 2005. - 48 с.  
8. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 2000.  
9. Ладанов И. Социокультура организации // Управление персоналом. 2004. 5.  
10. Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2005. - 688 с.  
11. Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Союз, 2000. - 576 с.  
12. Основы управления: психологические аспекты // Торговля, 2000, 12, с. 72.  
13. Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра - М., 2006. - 224 с.

Информация о работе Человек в поле конфликта: стили поведения