Человек в поле конфликта: стили поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 05:01, реферат

Краткое описание

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений, является результатом индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность.

Целью данной работы является рассмотрение стилей поведения в конфликтных ситуациях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....……3


1. Типы конфликтов…………………………………………………….……...5


1.1 Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных ситуаций…15


2. Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях…………….18


Приложение……………………………………………………………………24


Заключение…………………………………………………………………….28


Список использованной литературы………………………………………….30

Файлы: 1 файл

реферат по конфликтологии.docx

— 55.37 Кб (Скачать)

     б) предсказать поведение старшеклассников в ходе конфликта, вне зависимости  от того  что сами они об этом думают и как объясняют свои действия;

     в) предсказать последствия конфликта, как для его участников, так  и для себя лично.

     Причин  конфликта может быть много и  они разнообразны. Человек не может  удержаться или уклонится от конфликта, если затрагиваются его личностные качества,  различные интересы, в  том числе и денежные,  все  что связано с деятельностью  человека. Причинами также являются различия в целях и различия во взглядах и представлениях. Но существуют стили разрешения этих конфликтных  ситуаций и чтобы  избежать конфликта,   надо научиться  им управлять. [8] 
 
 
 

     2  Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях 

Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения  проблемы, необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль  других вовлеченных в конфликт людей, а также пpиpоду самого конфликта. Данный материал призван помочь вам  в определении этих стилей и их наиболее эффективном использовании  для того, чтобы, попадая в различные  конфликтные ситуации, вы были вооружены  соответствующей стратегией pазpешения конфликта.

Всего стилей поведения в ситуациях  разногласий, по мнению ученых (У.Томас, Р.Кильмен — см.: Дж. Скотт) пять: сотрудничество — оптимально почти всегда; компромисс — вполне приемлемо в ряде случаев; избегание (уход) — рекомендовано  в случае неспровоцированных партнером  “пожаров”; приспособление — возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав, и соперничество (конкуренция) — наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах. Каждый человек  может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно он имеет  приоритетные, закрепившиеся жизненными обстоятельствами, стили. Основные стили  поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов  двух и более сторон.

Ваш стиль  поведения в конкретном конфликте  определяется той мерой, в которой  вы хотите удовлетворить собственные  интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если ваша реакция пассивна, то вы будете стараться выйти из конфликта; если она активна, то вы предпримете попытки  разрешить его. Такие оценки вы можете сделать для себя и для других участвующих в конфликте сторон.

Необходимо  также проанализировать конфликтную  ситуацию со стороны взаимодействия ее участников. Если вы предпочитаете  совместные действия, то вы будете пытаться разрешить конфликт вместе с другим человеком или группой людей, которые в нем участвуют. Если же предпочитаете действовать индивидуально, то вы будете искать свой путь решения  проблемы или путь уклонения от ее решения. Степень кооперативности  в поведении также легко может, оценен для вас и для других людей.

Если  вы внимательно рассмотрите и  примерите на себя различные стили, то вы можете узнать тот, к которому вы обычно прибегаете в конфликтных  ситуациях; вы можете также определить и те стили, которыми обычно пользуются связанные с вами люди. Ниже кратко описан каждый из упомянутых стилей. [2]

1. Стиль конкуренции  (соперничества). Человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. При этом стиле свойственно стремление в первую очередь удовлетвоpить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждение других людей принимать ваше решение проблемы.

Это может  быть эффективным стилем в том  случае, когда вы обладаете определенной властью; вы знаете, что ваше решение  или подход в данной ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них. Однако его не рекомендуется  использовать в личных отношениях, так как он может вызвать у  людей чувство отчуждения.

Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль: исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на решение возникшей проблемы; вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее; решение необходимо принять быстро и у вас есть достаточно власти для этого; вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного pеагиpования; вы должны принять непопулярное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

Вывод: когда вы используете этот подход, вы можете быть не очень популярны, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат. Hо если вашей основной целью является популярность и хорошие отношения со всеми, то этот стиль использовать нельзя. Он рекомендуется скорее в тех случаях, когда предложенное вами решение проблемы имеет для вас большое значение; вы чувствуете, что для его реализации вам необходимо действовать быстро; вы верите в победу, потому что обладаете для этого достаточной волей и властью.

Формы проявления стиля конкуренция: стремление доказать, что другой человек не прав; человек дуется, пока другая сторона  не передумает; человек стремится пеpекpичать другого; применение физического насилия; не принятие явного отказа; требование безоговорочного послушания; стремление пеpехитpить другого; обращение за помощью союзников для поддержки; требование, чтобы оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.

2. Стиль уклонения  (ухода). Второй из пяти основных подходов к конфликтной ситуации, реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от разрешения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить время и силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда затрагиваемая проблема для вас не столь важна; вы не хотите тратить силы на ее решение; вы находитесь в безнадежном положении; вы чувствуете себя не правым и предчувствуете правоту другого человека; ваш оппонент обладает большей властью; вы вынуждены общаться со сложным человеком; нет серьезных оснований продолжать с ним контакты; вы не знаете, что предпринять и принимать этого решение сейчас нет необходимости; для решение конкретной проблемы вы не располагаете достаточной информацией и т.д. Все это — серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию.

Итак, этот стиль реализуется тогда, когда  вы не отстаивает свои права, не сотрудничаете  ни с кем для выработки решения  проблемы или просто уклоняетесь  от pазpешения конфликта.

Типичные  случаи, в которых рекомендуется  применять стиль уклонения: исход  не очень важен для вас и  вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы; напряженность слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабления накала; у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности; вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу; вы хотите выиграть время; очень сложная ситуация и ее pазpешение потребует от вас слишком многого; у вас мало власти для решения проблемы; попытка решить ситуацию сейчас опасна, так как вскрытие конфликта и его открытое обсуждение может только ухудшить ситуацию.

Вывод: стиль уклонения многие считают  бегством от проблем, но это не так. В действительности уход может быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне вероятно, что, если вы постараетесь игноpиpовать ее, не выражая к ней свое отношение, уйти от решения проблем, сменить тему или перевести внимание на что-то другое, то конфликт pазpешится сам собой. Если нет, то вы можете заняться им позже, когда будете больше готовы к этому.

Формы проявления стиля уклонения: молчание, демонстративное удаление, обиженный  уход, затаенный гнев, депрессия, игноpиpование обидчика, едкие замечания по их поводу за “их” спиной, переход на чисто деловые отношения, индифферентное отношение, полный отказ от дружеских  или деловых отношений с провинившейся  стороной.

3 Стиль приспособления. Он означает, что вы действуя совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Этот стиль полезен в тех случаях, когда вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью, ваш вклад не очень велик и вы не делаете ставку на положительное для вас решение проблемы. Вы чувствуете, что, немного уступая, вы теряете мало. Или в этих условиях надо несколько смягчить ситуацию.

Чем отличается уход от приспособления? Чем привлекателен, может быть этот стиль? Он позволяет  чувствовать вам комфортно по отношению к другому человеку, его желаниям.

Вот наиболее хаpактеpные ситуации, в которых  рекомендуется стиль приспособления: вас не особо волнует случавшееся; вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; вы чувствуете, то важнее сохранить с кем-то хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы; вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас; вы понимаете, что правда не на вашей стороне; у вас мало власти и шансов победить; эта ситуация будет полезным уроком для человека, которому вы уступаете — думаете вы.

Вывод: уступая, или соглашаясь, жертвуя  своими интересами, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию.

4. Стиль сотрудничества. Что означает этот стиль? Когда его следует применять? Какие вы видите препятствия для применения стиля? Следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку вы сначала “выкладываете на стол” нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако, если у вас есть время и решение проблемы имеет достаточно важное для вас значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворение интересов всех сторон.

Этот  стиль особенно эффективен тогда, когда  стороны имеют различные скрытые  нужды. В таких случаях бывает затруднительным определение источника  неудовлетворенности. Вначале может  показаться, что оба хотят одного и того же или имеют противоположные  цели на отдаленное будущее, что является непосредственным источником конфликта. Однако существует различие между внешними декларациями или позициями в  споре и подспудными интересами или нуждами, которые служат истинными  причинами конфликтной ситуации.

Иными словами, для успешного использования  стиля сотрудничества необходимо затратить  некоторое время на поиск скрытых  интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний  обеих сторон. Раз вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативны или выработать приемлемые компромиссы.

Итак, удовлетворение интересов обеих сторон. Внимание к скрытым нуждам и потребностям. Итог — устраняются и суть пpотивоpечия и его причины, профилактика других конфликтов.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях: решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет от него устраниться; тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной; вы располагаете достаточным временем, чтобы поработать над проблемой; вы и ваш партнер готовы и способны обсуждать суть своих и чужих интересов; обе стороны конфликтной ситуации обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Вывод: этот стиль — дружеский и мудрый подход к решению ситуации и удовлетворению интересов обеих сторон. Но он требует определенных условий: достаточное количество времени у обеих сторон, они должны уметь объяснять свои желания, выразить свои нужны, уметь выслушать друг друга и затем выработать альтернативы для решения проблемы.

5. Стиль компромисса. Что означает этот стиль? В каких случаях рекомендуется его применять? Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы делаете это, обмениваясь уступками и торгуясь для выработки компромиссного решения.

Такие действия могут в некоторой степени  напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном  уровне по сравнению с сотрудничеством; вы уступаете в чем-то, другой человек  также в чем-то уступает и в  результате вы можете прийти к общему решению. Вы не ищете скрытые нужды  и интересы как в случае применения стиля сотрудничества. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу  о своих желаниях.

Стиль компромисса наиболее эффективен в  тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это  для вас невыполнимо. В результате удачного компромисса человек может  выразить свое согласие следующим образом: “Я могу смириться с этим”. Ударение делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: “Мы не можем оба выполнить полностью свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы смириться”. В таких ситуациях сотрудничество может оказаться даже невозможным. Возможно, что ни один из вас не имеет ни времени, ни сил, необходимых для него, или ваши интересы исключают друг друга. И тогда вам может помочь только компромисс.

Информация о работе Человек в поле конфликта: стили поведения