Темперамент и поведение человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 03:57, курсовая работа

Краткое описание

Исследования темперамента, несмотря на многовековую историю, до сих пор привлекают пристальное внимание специалистов. И это не случайно, если учитывать ту роль, которую он играет в понимании поведения человека. Темперамент изучается уже более 25 столетий. Люди начинают знакомиться с проблемой о темпераменте очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни ребята более подвижные, веселые, настойчивые, а другие, наоборот, медлительные, застенчивые, нетороп¬ливые в словах и поступках. Именно эти особенности и являются про¬явлением темперамента.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что у психологов до сих пор нет единого мнения о сущности понятия темперамента, как одной из сторон человеческой пси¬хики.
Темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Проблемой темперамента занимались многие известные отечественные ученые и психологи, такие как – Е. С.Егорова, Е. П. Ильин, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов, В. М. Русалов и др. Зарубежные концепции темперамента были предложены такими учеными, как И. Кант, Г. Хеймас, Ле Сенн, В. Вундт, Я. Стреляу, У. Шелдон, К. Конрад, Э. Кречмер и др.
Объектом курсовой работы является темперамент.
Предмет данной курсовой работы – проявление темперамента в поведении человека.

Оглавление

Введение
1 Общая характеристика темперамента
1.1Понятие о темпераменте
1.2 Физиологические основы темперамента
1.3Типы темперамента и их психологическая характеристика
2 Проявления темперамента в поведении человека
2.1 Проявление темперамента в поведении и деятельности
2.2 Исследование особенностей темперамента. Методика Г. Айзенка
2.3 Обработка и интерпретация результатов
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

темперамент - курсовик (Автосохраненный).docx

— 81.31 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

1 Общая характеристика темперамента

    1.1Понятие о темпераменте

    1.2 Физиологические основы темперамента

    1.3Типы темперамента и их психологическая характеристика

2 Проявления темперамента в поведении человека

    2.1 Проявление темперамента в поведении и деятельности

    2.2 Исследование  особенностей темперамента. Методика Г. Айзенка

    2.3 Обработка и интерпретация результатов

Заключение

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЕ А  Опросник Г. Айзенка подростковый

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б Обработка и интерпретация результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исследования темперамента, несмотря на многовековую историю, до сих пор привлекают пристальное  внимание специалистов. И это не случайно, если учитывать ту роль, которую он играет в понимании поведения человека. Темперамент изучается уже более 25 столетий. Люди начинают знакомиться с проблемой о темпераменте очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни ребята более подвижные, веселые, настойчивые, а другие, наоборот, медлительные, застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно эти особенности и являются проявлением темперамента.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что у психологов до сих пор нет единого мнения о сущности понятия темперамента, как одной из сторон человеческой психики.

Темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Проблемой темперамента занимались многие известные отечественные ученые и психологи, такие как – Е. С.Егорова, Е. П. Ильин, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов, В. М. Русалов и др.  Зарубежные концепции темперамента были предложены такими учеными, как И. Кант, Г. Хеймас, Ле Сенн, В. Вундт, Я. Стреляу, У. Шелдон, К. Конрад, Э. Кречмер и др.

Объектом курсовой работы  является темперамент.

Предмет данной курсовой работы – проявление темперамента  в поведении человека.

Целью выполнения нашей работы является выявление темперамента и его проявлений в поведении человека.

На основе этого были поставлены следующие задачи:

 - рассмотреть понятие темперамента;

- изучить физиологические основы темперамента;

 - выявить типы темперамента и их психологическую характеристику;

- рассмотреть проявление темперамента в поведении и деятельности;

- провести исследование  особенностей темперамента по методике Г. Айзенка.

- обработать полученные  результаты.

Основной гипотезой исследования, является предположение того, что  особенности темперамента могут  оказывать влияние на поведение человека в его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ТЕМПЕРАМЕНТА

        

 1.1 Понятие о темпераменте

 Анализ литературы по проблемам темперамента свидетельствует о том, что у психологов нет единого мнения о сущности этой стороны человеческой психики. Различные авторы указывают на разные свойства, считая их наиболее характерными для темперамента. Одни видят в нем, по существу, синоним личности, другие - лишь составную часть последней наряду со способностями, характером, мотивационной сферой и т. д. Некоторые психологи рассматривают темперамент как своего рода канву, на которой возникает и развивается личность. Есть и такие исследователи, которые вообще отрицают существование темперамента как особого психического явления./стреляу/

 Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий. Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, умению быстро и легко включиться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.

Приведенные примеры подводят к пониманию того, что темперамент  является динамической характеристикой человека и что от него зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес к себе или к другим людям./рогов, 534

Темперамент (от лат.temperamentum - «надлежащее соотношение черт», от tempero - «смешиваю в надлежащем состоянии») - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.    

Известный психолог Мерлин образно писал об этом: «Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Темперамент - это психологическая характеристика человека как личности, представляющая собой совокупность устойчивых динамических особенностей его психических процессов, эмоциональных и других состояний, а также совершаемых им действий.

 Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Темперамент характеризуется  определенными свойствами. Свойства темперамента - это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека — игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.

Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам  и представителям, и конкретные -  по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, то есть под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:

- регулируют динамику психической деятельности в целом;

- характеризуют особенности динамики  отдельных психических процессов;

- имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

- находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

- однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными  признаками, можно с достаточной  определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

Можно выделить следующие  основные компоненты, определяющие темперамент.

1 Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая  энергия, активность, страстность и  стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2 Двигательная или моторная  активность показывает состояние  активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости или молчаливости .

3 Эмоциональная активность  выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. рогов, 536/

Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга  своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром (например, могут быть замкнутыми или, напротив, открытыми). Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно было объяснить только различиями во влияниях внешней среды, издавна интересовал философов и врачей. Так возникла «наука о темпераментах», в которой, хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

1.2 Физиологические основы темперамента

Учение И.П. Павлова о  типах нервной системы и высшей нервной деятельности внесло существенные изменения в научное понимание темперамента.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения

 Были установлены три  свойства процессов возбуждения  и торможения:

 - сила процессов возбуждения и торможения,

 - уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

 - подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

 Сила нервных процессов  выражается в способности нервных  клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

 Слабость нервных процессов  характеризуется неспособностью  нервных клеток выдерживать длительное  и концентрированное возбуждение  и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

 Важным свойством высшей  нервной деятельности является  уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

 Одно из основных  свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов.  Подвижность нервной системы  характеризуется быстротой сменяемости  процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения  их (когда этого требуют условия  жизни), скоростью движения нервных  процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

 Комбинации указанных  свойств нервных процессов возбуждения  и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

1. Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Информация о работе Темперамент и поведение человека