Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 03:57, курсовая работа
Исследования темперамента, несмотря на многовековую историю, до сих пор привлекают пристальное внимание специалистов. И это не случайно, если учитывать ту роль, которую он играет в понимании поведения человека. Темперамент изучается уже более 25 столетий. Люди начинают знакомиться с проблемой о темпераменте очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни ребята более подвижные, веселые, настойчивые, а другие, наоборот, медлительные, застенчивые, нетороп¬ливые в словах и поступках. Именно эти особенности и являются про¬явлением темперамента.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что у психологов до сих пор нет единого мнения о сущности понятия темперамента, как одной из сторон человеческой пси¬хики.
Темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Проблемой темперамента занимались многие известные отечественные ученые и психологи, такие как – Е. С.Егорова, Е. П. Ильин, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов, В. М. Русалов и др. Зарубежные концепции темперамента были предложены такими учеными, как И. Кант, Г. Хеймас, Ле Сенн, В. Вундт, Я. Стреляу, У. Шелдон, К. Конрад, Э. Кречмер и др.
Объектом курсовой работы является темперамент.
Предмет данной курсовой работы – проявление темперамента в поведении человека.
Введение
1 Общая характеристика темперамента
1.1Понятие о темпераменте
1.2 Физиологические основы темперамента
1.3Типы темперамента и их психологическая характеристика
2 Проявления темперамента в поведении человека
2.1 Проявление темперамента в поведении и деятельности
2.2 Исследование особенностей темперамента. Методика Г. Айзенка
2.3 Обработка и интерпретация результатов
Заключение
Библиографический список
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Общая характеристика темперамента
1.1Понятие о темпераменте
1.2 Физиологические основы темперамента
1.3Типы темперамента и их психологическая характеристика
2 Проявления темперамента в поведении человека
2.1 Проявление темперамента в поведении и деятельности
2.2 Исследование особенностей темперамента. Методика Г. Айзенка
2.3 Обработка и интерпретация результатов
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник Г. Айзенка подростковый
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Обработка и интерпретация результатов
ВВЕДЕНИЕ
Исследования темперамента, несмотря на многовековую историю, до сих пор привлекают пристальное внимание специалистов. И это не случайно, если учитывать ту роль, которую он играет в понимании поведения человека. Темперамент изучается уже более 25 столетий. Люди начинают знакомиться с проблемой о темпераменте очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни ребята более подвижные, веселые, настойчивые, а другие, наоборот, медлительные, застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно эти особенности и являются проявлением темперамента.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что у психологов до сих пор нет единого мнения о сущности понятия темперамента, как одной из сторон человеческой психики.
Темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Проблемой темперамента занимались многие известные отечественные ученые и психологи, такие как – Е. С.Егорова, Е. П. Ильин, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов, В. М. Русалов и др. Зарубежные концепции темперамента были предложены такими учеными, как И. Кант, Г. Хеймас, Ле Сенн, В. Вундт, Я. Стреляу, У. Шелдон, К. Конрад, Э. Кречмер и др.
Объектом курсовой работы является темперамент.
Предмет данной курсовой работы – проявление темперамента в поведении человека.
Целью выполнения нашей работы является выявление темперамента и его проявлений в поведении человека.
На основе этого были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие темперамента;
- изучить физиологические основы темперамента;
- выявить типы темперамента и их психологическую характеристику;
- рассмотреть проявление темперамента в поведении и деятельности;
- провести исследование особенностей темперамента по методике Г. Айзенка.
- обработать полученные результаты.
Основной гипотезой
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА
1.1 Понятие о темпераменте
Анализ литературы по проблемам темперамента свидетельствует о том, что у психологов нет единого мнения о сущности этой стороны человеческой психики. Различные авторы указывают на разные свойства, считая их наиболее характерными для темперамента. Одни видят в нем, по существу, синоним личности, другие - лишь составную часть последней наряду со способностями, характером, мотивационной сферой и т. д. Некоторые психологи рассматривают темперамент как своего рода канву, на которой возникает и развивается личность. Есть и такие исследователи, которые вообще отрицают существование темперамента как особого психического явления./стреляу/
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий. Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, умению быстро и легко включиться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.
Приведенные примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от него зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес к себе или к другим людям./рогов, 534
Темперамент (от лат.temperamentum - «надлежащее соотношение черт», от tempero - «смешиваю в надлежащем состоянии») - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Известный психолог Мерлин образно писал об этом: «Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».
Темперамент - это психологическая характеристика человека как личности, представляющая собой совокупность устойчивых динамических особенностей его психических процессов, эмоциональных и других состояний, а также совершаемых им действий.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Темперамент характеризуется определенными свойствами. Свойства темперамента - это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека — игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.
Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные - по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, то есть под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:
- регулируют динамику психической деятельности в целом;
- характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
- имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
- находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
- однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.
Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1 Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2 Двигательная или моторная
активность показывает
3 Эмоциональная активность
выражается в эмоциональной
Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром (например, могут быть замкнутыми или, напротив, открытыми). Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно было объяснить только различиями во влияниях внешней среды, издавна интересовал философов и врачей. Так возникла «наука о темпераментах», в которой, хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.
1.2 Физиологические основы темперамента
Учение И.П. Павлова о типах нервной системы и высшей нервной деятельности внесло существенные изменения в научное понимание темперамента.
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения
Были установлены три
свойства процессов
- сила процессов возбуждения и торможения,
- уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
- подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов
выражается в способности
Слабость нервных процессов
характеризуется
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Одно из основных
свойств высшей нервной
Комбинации указанных
свойств нервных процессов
1. Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.