Темперамент и поведение человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 03:57, курсовая работа

Краткое описание

Исследования темперамента, несмотря на многовековую историю, до сих пор привлекают пристальное внимание специалистов. И это не случайно, если учитывать ту роль, которую он играет в понимании поведения человека. Темперамент изучается уже более 25 столетий. Люди начинают знакомиться с проблемой о темпераменте очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни ребята более подвижные, веселые, настойчивые, а другие, наоборот, медлительные, застенчивые, нетороп¬ливые в словах и поступках. Именно эти особенности и являются про¬явлением темперамента.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что у психологов до сих пор нет единого мнения о сущности понятия темперамента, как одной из сторон человеческой пси¬хики.
Темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Проблемой темперамента занимались многие известные отечественные ученые и психологи, такие как – Е. С.Егорова, Е. П. Ильин, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов, В. М. Русалов и др. Зарубежные концепции темперамента были предложены такими учеными, как И. Кант, Г. Хеймас, Ле Сенн, В. Вундт, Я. Стреляу, У. Шелдон, К. Конрад, Э. Кречмер и др.
Объектом курсовой работы является темперамент.
Предмет данной курсовой работы – проявление темперамента в поведении человека.

Оглавление

Введение
1 Общая характеристика темперамента
1.1Понятие о темпераменте
1.2 Физиологические основы темперамента
1.3Типы темперамента и их психологическая характеристика
2 Проявления темперамента в поведении человека
2.1 Проявление темперамента в поведении и деятельности
2.2 Исследование особенностей темперамента. Методика Г. Айзенка
2.3 Обработка и интерпретация результатов
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

темперамент - курсовик (Автосохраненный).docx

— 81.31 Кб (Скачать)

Различия между людьми  по свойствам темперамента могут  быть достаточно заметными, и чаще всего они столь велики, что их нельзя не учесть и как-то приспособиться к ним, установив добрые деловые и личные взаимоотношения.

 

Однако исследования и  наблюдения показали, что наибольшей эффективности в любой деятельности, вне зависимости от темперамента, добиваются люди, у которых приемы, стиль работы соответствуют их индивидуальным особенностям. В экстремальных же ситуациях влияние темперамента на эффективность деятельности резко возрастает, так как привычные формы поведения не позволяет достичь желаемой цели: для этого нужны дополнительные волевые и физические усилия.

В таких условиях более  мобильными проявляют себя сангвиники и холерики, тогда как в обстановке строгой регламентации продуктивность их труда понижается. Регламентация быстро утомляет их, поэтому предпочтительными для них являются действия, которые можно прерывать или чередовать с другими. Такое изменение типа деятельности предохраняет сангвиников и холериков от психологической перегрузки и даёт возможность работать длительное время без серьёзных сбоев, ошибок. И наоборот, флегматики и меланхолики в условиях жёсткой регламентации проявляют большую продуктивность и сопротивляемость трудностям. В свою очередь темперамент непосредственно связан со стилем поведения. С учётом вышеизложенного рекомендуется использовать следующие стили взаимоотношений с носителями различных типов темперамента.

В общении с холериком нельзя допускать резкость, несдержанность, которые способны моментально вызвать негативную ответную реакцию. В то же время его нужно систематически контролировать, давая жёсткую и справедливую оценку проступкам и промахам. При этом отрицательная оценка может высказываться в достаточно энергичной форме и настолько часто, насколько это требует конкретная ситуация. Сангвинику необходимо чаще давать новые, по возможности интересные, задания. Он должен быть постоянно сосредоточен и напряжён, включён в активную деятельность. Его усилия следует периодически поощрять. Флегматика нужно заинтересовать и вовлечь в энергичную деятельность, избегая частого переключения его внимания с одной задачи на другую. При общении с меланхоликом желательно избегать не только грубости и резкости, но даже иронии и повышенного тона. Нужно не забывать вовремя похвалить его за достигнутые успехи, почаще проявлять к нему внимание. Критиковать меланхолика следует как можно осторожнее и, если есть возможность, наедине.

Овладение свойствами своего темперамента и их компенсация, формирование индивидуального стиля деятельности начинаются в годы детства, происходят под влиянием обучения и воспитания.

Под влиянием воспитания у  детей постепенно вырабатывается стереотип  жизни, и этот стереотип оказывает  влияние на функции нервной деятельности, изменяя их.

Люди могут регулировать своё поведение, управлять темпераментом  и изменять стереотипы в соответствии с обстоятельствами жизни, а также  благодаря тренировке и контролю. В зависимости от приобретённых привычек и навыков, от содержания характера меняется картина темперамента.

Воспитание и самовоспитание являются системами регуляции и саморегуляции нервной деятельности путём образования определённых стереотипов поведения. Посредством длительной тренировки, различными опытами можно укрепить слабую нервную систему и изменить тип поведения так, что негативные проявления темперамента будут сглажены.

В семье, родители, определив тип темперамента своего ребёнка, могут с помощью специальных упражнений, занятий в кружках или спортивных секциях помочь своим детям приобрести нужные привычки и навыки: холерику выработать усидчивость и сдержанность, флегматику – подвижность, меланхолику – уверенность и так далее. А воспитание таких черт характера, как мужество, самообладание, выдержанность, решительность, целеустремлённость, формирует самоуправление нервной деятельностью и помогает устранить её недостатки. Темперамент является первичной, наиболее общей картиной поведения человека, и она меняется в процессе накопления жизненного опыта.

Импульсивность является специфическим свойством темперамента и предвестником волевых черт характера человека. Чем сильнее проявляется импульсивность в детстве, тем больше возможностей выработать волевую активность, сильную волю. Если же воспитание и обстоятельства жизни не превращают импульсивность в волевую активность, она может развиваться и играть отрицательную роль в жизни ребёнка.

Решающее значение для  развития темперамента имеют не задатки, а реальные взаимоотношения, зависящие от обстоятельств жизни, воспитания, направленности деятельности, характера самой деятельности. В реальной жизни трудно выделить в темпераменте то, что в нём заложено задатками, а что является следствием жизнедеятельности или психического состояния.

Наиболее естественное проявление темперамента наблюдается в детском  возрасте. По мере взросления взаимоотношения  ребёнка с миром усложняются, и он всё больше испытывает его  воздействия, изменяющие особенности  его темперамента. Становится труднее  выделять темперамент, так как его  свойства сплетаются с качествами характера. Именно в ранние детские годы доминирует темперамент, и обстоятельства жизни  определяют те воздействия, от которых  зависят функциональные особенности  деятельности нервной системы. Одни условия жизни могут способствовать развитию силы и быстроты протекания психических процессов, возбудимости, впечатлительности, а другие наоборот подавляют активность и способствуют развитию медленного психического темпа. . /введение в психологию, /петровского, 449/

Если в семье господствует авторитарность, подавляются активность и инициативность ребёнка, как правило, интенсивно развиваются отрицательные  черты флегматического или меланхолического темперамента. Там, где господствуют жизнерадостность, возбуждающая обстановка, где поощряется активность ребёнка, его инициативность, развиваются сангвинический и холерический темпераменты. Однако могут развиваться и отрицательные черты этих темпераментов при безмерной ласке, поощрении капризов, беспорядочной смене впечатлений.

Замечено, что быстрота речи, сильная жестикуляция бывают у целых  народов результатом обычая. Те дети, которым старшие родные внушают привычку держать себя важно, с достоинством, почти все с ранних лет привыкают к плавности движений и речи. Воспитание детей имеет огромное значение как фактор развития и изменения темперамента. Оно планомерно и систематически воздействует на сознание ребёнка. Благодаря неустанному воздействию и постоянному контролю вырабатывается стиль поступков, мыслей, чувств, и динамика их становится со временем естественной и привычной.

Таким образом, темперамент человека в определяющей степени влияет на стиль всего его поведения  и способ реализации стоящих перед  ним задач, не оказывая воздействия  только на содержательную сторону деятельности. Ознакомление с характеристиками существующих типов темперамента, визуальными  признаками их проявления поможет грамотно, с учётом индивидуальных особенностей, строить свои взаимоотношения с  людьми, извлекая из такого общения  максимальную пользу.

2.2 Исследование особенностей темперамента. Методика Айзенка

Проблема изучения темперамента и его проявлений в поведении человека, во взаимоотношениях с окружающими, сегодня является актуальной.

Считается, что темперамент  проявляется в самых разных сферах деятельности и окрашивает самые различные поведенческие акты, создавая тот или иной индивидуально-типологический стиль. Однако несомненен тот факт, что люди с разным типом темперамента по-разному ведут себя в различных ситуациях.

Опираясь на цель нашей работы, мы воспользовались методикой Айзенка.

Эта методика позволяет выявить  особенности темперамента человека. Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность.

Известные типы темперамента - сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик - диагностируются по Айзенку, исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии - интроверсии и шкалы нейротизма (эмоциональной неустойчивости).

В нашем исследовании был  использован подростковый опростник Г.Айзенка.

Опросник состоит из 60 вопросов, из которых 24 - по шкале экстраверсии - интроверсии , 24 - по шкале нейротизма и 12 по шкале лжи (Прил. А).

Основные показатели:

      1 Показатель  «Интроверсия - Экстраверсия» характеризует  индивидуально-психологическую ориентацию  человека либо (преимущественно)  на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный  мир (интроверсия).

2 Показатель  нейротизма характеризует человека со стороны его эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся эмоциональной устойчивостью, хорошей адаптированностью (показатель 0-14 по шкале «нейротизм»), а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип (показатель 15-24 по шкале «нейротизм»).

В опросник Г. Айзенка с целью коррекции результатов обследования введена еще одна шкала - социальной желательности, выявляющая тенденцию реагировать на вопросы так, чтобы получить желаемые для обследуемого результаты. По-другому эту шкалу называют «шкала лжи».

Первоначально, происходит обработка  результатов по «шкале лжи». Полученные данные диагностирует склонность индивида давать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 4-5 баллов, то можно утверждать, что испытуемый не был искренен при ответах на вопросы теста.

Затем следует  по каждому показателю посчитать  сумму баллов, начисляя по одному баллу  за каждый ответ, совпадающий с ключом. Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм» с интерпретацией в таблицах, необходимо отложить на схеме полученные результаты по шкале «интроверсия» — «экстраверсия» и по шкале «нейротизм» — «нестабильность». Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип темперамента.

В основе каждого из четырех типов  лежат особые сочетания свойств  нервной системы:

  • у холерика сильная нервная система, он легко переключается с одного на другое, но неуравновешенность его нервной системы уменьшает совместимость (уживчивость) с другими людьми. Холерик склонен к резким переменам в настроении, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам;
  • у сангвиника также сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи;
  • у флегматика сильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством;
  • меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность ко всему, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к саморазрушению.

2.3 Обработка и интерпретация результатов

Исследование было проведено  на 20 испытуемых обоего пола, учащиеся 11 класса общеобразовательной школы  г. Благовещенска. Средний возраст испытуемых 16 лет. На вопросы респонденты должны были ответить «да» или «нет».

 При проведении исследования полученные результаты по шкале лжи показали, что в 6 случаях – 40%, испытуемые были не склонны давать социально желаемые ответы, а отвечали на вопросы теста достаточно откровенно. Для оставшихся 60% опрошенных, характерна ситуативная искренность, то есть в различных жизненных ситуациях они ведут себя искренно или лживо по обстоятельствам.

На втором этапе диагностики  мы подсчитали, какое количество баллов набрал каждый испытуемый по шкалам «экстраверсия - интроверсия», «нейротизм - стабильность», а также какая интерпретация соответствует данному количеству баллов. Полученные результаты приведены в Табл. 1 и 2.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 Оценочная таблица по шкале экстраверсия-интроверсия

 

Интроверсия

Экстраверсия

значительная

умеренная

умеренная

значительная

1-7

8-11

12-18

19-24

Иванова С.

(3 балла)

Исаев К.

(9 баллов)

Денисов А.

(15 баллов)

Емельянов Е.

(20 баллов)

Пименова П.

(4 балла)

Кузнецова О.

(8 баллов)

Ульянова М.

(13 баллов)

Абакумова В.

(23 балла)

Авдалян Л.

(2 балла)

Бодриков С.

(8 баллов)

Кожевникова К.

     (14 баллов)

Чердаков Д.

(20 баллов)

Ливанова К.

(5 баллов)

Белозубова А.

( 9 баллов)

Тарасова Е.

(14 баллов)

 

Рожков А.

(3 балла)

 

Шапиро С.

(12 баллов)

 

 

 

Орлов Н.

(16 баллов)

 

 
   

Клюка Ф.

(18 баллов)

 
   

Алексанян С.

(13 баллов)

 

Информация о работе Темперамент и поведение человека