Темперамент и поведение человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 03:57, курсовая работа

Краткое описание

Исследования темперамента, несмотря на многовековую историю, до сих пор привлекают пристальное внимание специалистов. И это не случайно, если учитывать ту роль, которую он играет в понимании поведения человека. Темперамент изучается уже более 25 столетий. Люди начинают знакомиться с проблемой о темпераменте очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни ребята более подвижные, веселые, настойчивые, а другие, наоборот, медлительные, застенчивые, нетороп¬ливые в словах и поступках. Именно эти особенности и являются про¬явлением темперамента.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что у психологов до сих пор нет единого мнения о сущности понятия темперамента, как одной из сторон человеческой пси¬хики.
Темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Проблемой темперамента занимались многие известные отечественные ученые и психологи, такие как – Е. С.Егорова, Е. П. Ильин, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов, В. М. Русалов и др. Зарубежные концепции темперамента были предложены такими учеными, как И. Кант, Г. Хеймас, Ле Сенн, В. Вундт, Я. Стреляу, У. Шелдон, К. Конрад, Э. Кречмер и др.
Объектом курсовой работы является темперамент.
Предмет данной курсовой работы – проявление темперамента в поведении человека.

Оглавление

Введение
1 Общая характеристика темперамента
1.1Понятие о темпераменте
1.2 Физиологические основы темперамента
1.3Типы темперамента и их психологическая характеристика
2 Проявления темперамента в поведении человека
2.1 Проявление темперамента в поведении и деятельности
2.2 Исследование особенностей темперамента. Методика Г. Айзенка
2.3 Обработка и интерпретация результатов
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

темперамент - курсовик (Автосохраненный).docx

— 81.31 Кб (Скачать)

 

Как видно из таблицы 1, проведенный анализ показал, что среди наших старшеклассников преобладают  экстраверты, т. к.  их оказалось больше, чем интровертов.  Экстраверты составили 11 человек – 55%. 

Эти ребята обладают большей  степенью общительности, жаждой новых впечатлений, возбуждения. Экстраверты имеют много друзей, склонны к раскованным поступкам, действуют под влиянием момента, импульсивны, любят шутки. Экстраверты беззаботны, добродушны, оптимистичны, предпочитают движение и действие, имеют тенденцию к агрессивности, вспыльчивости, их эмоции строго не контролируются.

Остальную часть ребят - составили  интроверты, 9 человек – 45%. Они спокойны, застенчивы, склонны к самоанализу, сдержанны и отдалены от всех, кроме близких людей. Планируют и обдумывают свои действия заранее, не доверяют внезапным побуждениям. Они серьезно относятся к принятию решений, любят во всем порядок, контролируют свои чувства, редко поступают агрессивно, не выходят из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценят нравственные нормы.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 2 Оценочная таблица по шкале нейротизма

 

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

высокая

средняя

высокая

Очень высокая

До 10

11-14

15-18

19-24

Кузнецова О.

(9 баллов)

Иванова С.

(11 баллов)

Рожков А.

(16 баллов)

Пименова П.

(20 баллов)

Ульянова М.

(9 баллов)

Исаев К.

(12 баллов)

Абакумова В.

( 15 баллов)

Емельянов Е.

(23 балла)

Кожевникова К.

(5 баллов)

Авдалян Л.

(13 баллов)

Бодриков С.

( 15 баллов)

Алексанян С.

(20 баллов)

Клюка Ф.

(6 баллов)

 

Ливанова К.

(12 баллов)

   

Чердаков Д.

(7 баллов)

Денисов А.

(14 баллов)

   

Белозубова А.

( 6 баллов)

Тарасова Е.

(13 баллов)

   
 

Шапиро С.

(13 баллов)

   
 

Орлов Н.

(13 баллов)

   

 

Нейротизм, по Айзенку, связан с показателями лабильности нервной системы. На полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптированный тип.

По результатам Таблицы 2 видно, что 13 испытуемых – 72% эмоционально устойчивы, а остальные 5 испытуемых – 28% эмоционально неустойчивы.

По результатам опросника, определяем к какому типу темперамента относятся наши испытуемые. Для этого используем следующую схему.

                                                                         24


 

Рис. 1

Сангвиники: Денисов А., Ульянова М., Кожевникова К., Тарасова Е., Шапиро С., Орлов Н., Клюка Ф., Чердаков Д.

Халерики: Емельянов Е., Абакумова В., Алексанян С.

Флегматики: Иванова С., Исаев  К., Кузнецова О., Авдалян Л., Ливанова К., Белозубова А.

Меланхолики: Пименова П., Рожков А., Бодриков С.

Диагностируя тип темперамента испытуемых, выбирая его из четырех вариантов, мы  определили лишь преобладание одного из них, т.к. по мнению многих известных психологов в нашей жизни в чистом виде они встречаются редко.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что, несмотря на то в какой группе или коллективе мы находимся, нам везде встречаются разные личности с преобладающим тем или иным темпераментом. Все эти люди достаточно интересны. Нельзя считать, что есть хорошие или плохие типы темпераментов, ведь все они хороши по-своему.   

 Любой  человек должен постоянно учитывать  особенности темперамента людей,  с которыми ему приходится  работать и общаться. Это необходимо  для эффективного взаимодействия  с ними, уменьшения вероятности  возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса.  Поэтому усилия при контакте  с носителем того или иного  типа темперамента должны направляться  не на его исправление, а  на грамотное использование достоинств  и преимуществ характера с  одновременной нейтрализацией отрицательных  сторон. При этом возникает вопрос  о критериях, по которым можно,  принимая во внимание внешние  и поведенческие признаки, не  только определить тип темперамента  человека, но и предвидеть особенности  его поведения в той или  ной ситуации.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Темперамент - это психологическая характеристика человека как личности, представляющая собой совокупность устойчивых динамических особенностей его психических процессов, эмоциональных и других состояний, а также совершаемых им действий.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга  своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром. Принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Они, прежде всего, различаются между собой  по динамике  возникновения и интенсивности эмоциональных состояний.

Темперамент человека в определяющей степени влияет на стиль всего  его поведения и способ реализации стоящих перед ним задач, не оказывая воздействия только на содержательную сторону деятельности. Ознакомление с характеристиками существующих типов  темперамента, визуальными признаками их проявления помогает грамотно, с  учётом индивидуальных особенностей, строить свои взаимоотношения с  людьми, извлекая из такого общения  максимальную пользу.

Изучение темперамента и его проявлений в поведении человека, во взаимоотношениях с окружающими, и в настоящее время является актуальной проблемой.

Считается, что темперамент  проявляется в самых разных сферах деятельности и окрашивает самые различные поведенческие акты, создавая тот или иной индивидуально-типологический стиль. Однако несомненен тот факт, что люди с разным типом темперамента по-разному ведут себя в различных ситуациях.

В нашем исследовании гипотезой послужило предположение того, что свойства темперамента могут оказывать влияние на поведение человека в его жизни.

Была осуществлена выборка  из учащихся старших классов,  в  количестве 20 человек. Дети были протестированы по методике Г. Айзенка. В ходе исследования было выявлено, к какому типу темперамента относятся наши испытуемые. Анализируя полученные результаты тестирования, делаем вывод, что каждому типу темперамента свойственен свой стиль поведения. Следовательно гипотеза частично подтверждена.

Итак, подводя итог вышесказанному, хочется еще раз отметить, что зная свой тип темперамента, можно строить взаимодействия с людьми, учитывая свои особенности и особенности партнера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Опросник Г. Айзенка подростковый

1. Любишь ли ты суету  и шум вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься  в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь  быстрый ответ, когда тебя о  чем-нибудь спросят?

4. Бывает так, что ты  раздражен чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя  меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе  легче и приятнее с книгами,  чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают  уснуть разные мысли? 

8. Ты всегда делаешь  так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать  над кем-либо? 

10. Ты когда-нибудь чувствовал  себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать  о себе, что ты веселый, оживленный  человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал  правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто  бываешь раздражен чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе  делать все в быстром темпе? (Если, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).

15. Ты переживаешь из-за  всяких страшных событий, которые  чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить  любую тайну?

17. Можешь ли ты без  особого труда внести оживление  в скучную компанию?

18. Бывает так, что у  тебя безо всякой причины бьется  сердце?

19. Делаешь ли ты обычно  первый шаг для того, чтобы  подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-либо говорил  неправду?

21. Ты легко расстраиваешься,  когда критикуют тебя и твою  работу?

22. Ты часто шутишь и  рассказываешь смешные истории  своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь  себя усталым?

24. Ты всегда делаешь  сначала уроки, а все остальное  потом?

25. Ты обычно весел и  всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться  с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь  просьбы родных о помощи по  хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли, что твои  действия и поступки ставят  других людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?

32. Любишь ли ты хвастаться?

33. Ты часто сидишь и  молчишь, когда попадаешь в  общество незнакомых людей? 34. Волнуешься  ли ты иногда так, что не  можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро  принимаешь решение?

36. Ты никогда не шумишь  в классе, даже если нет учителя?

37. Тебе часто снятся  страшные сны?

38. Можешь ли ты дать  волю своим чувствам и повеселиться  в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе  плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно  говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь, особенно для обдумывания?

42. Если ты оказываешься  в глупом положении, долго ли  потом переживаешь?

43. Тебе очень нравятся  веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить  «нет», когда тебя о чем-нибудь  просят?

46. Ты любишь часто ходить  в гости?

47. Бывают ли такие моменты,  когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь  груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята  веселым и живым человеком? .

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и  смотришь, чем принимаешь активное  участие?

52. Тебе обычно бывает  трудно из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты совершенно  уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты  чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить  с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься,  когда уже поздно что-либо исправлять?

57. Когда кто-нибудь из  ребят кричит на тебя, ты тоже  кричишь в ответ?

58. Бывает ли, что ты  иногда чувствуешь себя веселым  или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно  получить настоящее удовольствие  от оживленной компании?

60. Тебе часто приходится  волноваться из-за того, что ты  сделал чего-нибудь, не подумав?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 

Обработка и интерпретация  результатов

1. Экстраверсия  – интраверсия определяется по сумме положительных ответов «да» («+») на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 и отрицательных ответов «нет» («-») на вопросы: 6, 33, 51,55, 59 (чем выше балл, тем сильнее выражена экстраверсия).

2. Нейротизм (эмоциональная нестабильность) – эмоциональная стабильность определяется суммой положительных ответов «да» («+») на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60 (чем выше балл, тем сильнее выражена эмоциональная нестабильность).

Информация о работе Темперамент и поведение человека