Анализ и оценка государственной жилищной политики на федеральном и региональном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является выявление объективных возможностей формирование единой приоритетной государственной социальной жилищной политики, раскрыть ее сущность, тенденции развития, определить перспективы и пути решения задачи обеспечения населения России жильем на современном этапе развития российского общества.
В соответствии с целью дипломного проекта поставлены и решаются следующие задачи:
1. Проанализировать особенности реализации государственной жилищной политики;
2. Раскрыть понятие, основные цели, задачи и принципы государственной жилищной политики;
3. Рассмотреть законодательные основы реализации государственной жилищной политики;
4. Выявить региональные особенности реализации государственной жилищной политики;
5. Определить особенности и проблемы реализации жилищной политики Красноярска;
6. Охарактеризовать жилищную политику Красноярского Края ;
7. Рассмотреть варианты оказания государственной поддержки в улучшении жилищных условий очередникам, состоящим на учете в улучшении жилищных условий или на учете в качестве нуждающихся в содействии Красноярска в улучшении жилищных условий;
8. Исследовать функционирование целевых программ Красноярска , которыми пользуются очередники , выявить их сущность и рассмотреть количественные характеристики реализации целевых программ Красноярка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности реализации государственной жилищной политики
1.1 Понятие государственной жилищной политики
1.2 Основные цели, принципы и задачи государственной жилищной политики
1.3 Государственное регулирование жилищной сферы
ГЛАВА 2. Анализ и оценка государственной жилищной политики на федеральном и региональном уровне
2.1 Законодательные основы реализации государственной жилищной политики
Особенности реализации государственной жилищной политики на уровне Красноярского края
2.3 Особенности и проблемы реализации жилищной политики Красноярска
ГЛАВА3. Нормативно правовая база жилищной политики в Красноярском крае
2.1 Нормативно правовая база. Администрация города Красноярска

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

На цели и  задачи жилищной политики крупного города объективно влияют масштабы и структура  ресурсов: производственная, социальная и инженерная инфраструктура, местная строй-индустрия и промышленность строительных материалов, трудовые, природные и, что в современных условиях наиболее важно, финансовые источники, степени развития рыночных механизмов.

В зависимости  от финансово-экономических, градостроительных, демографических, фондовых и других факторов, жилищная политика крупного города может иметь различные целевые установки: приоритетное развитие жилищного строительства, повышение доли реконструируемого жилья, активный или замедленный снос не подлежащего амортизации жилья, соотношение жилой площади, реализуемой на бесплатной и коммерческой основе, развитие приватизационных процессов и т.д. Если цели жилищной политики можно считать выявленными, то определяется характер активной политики в рамках процесса перехода к рынку.

В результате реализации жилищной реформы в России, в некоторых регионах, удалось  стабилизировать жилищное строительство, изменить структуру жилищного фонда  по формам собственности в направлении  увеличения частного жилья, активизировать приток внебюджетных инвестиций. При этом важнейшим направлением жилищной политики явилось создание правовой основы, регулирующей все направления деятельности органов государственной власти в области жилищного законодательства.

Одной из главных задач текущего периода является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоящих на учете и имеющих менее 10 кв. м общей площади на человека.

Предоставление  безвозмездных субсидий позволяет  реализовать альтернативные варианты обеспечения очередников жильем.

Вместе с  тем, уровень имущественного положения  семей не позволяет многим из них  реализовать право на субсидии - приобрести жилье.

Высокий уровень  рыночных цен на недвижимость, а  также себестоимости строительства  жилья требует создания интегрированной системы жилищного финансирования, основанной на использовании как личных средств очередника, так и жилищной субсидии. Данная схема приобретения жилья находит широкое распространение в муниципальных округах, и задача состоит в обработке механизма социальной поддержки.

Определяющим  направлением, принципиально влияющим на проблему жилищного обеспечения  граждан со средними доходами, выступает  ипотечное кредитование. Местные  органы власти регулируют развитие рынка  ипотечных кредитов и взаимодействуют со всеми сторонами, участвующими в процессе жилищного кредитования: заемщиками, кредиторами и инвесторами, предоставляющими в той или иной форме денежные средства для строительства или приобретения жилья.

Реализация  жилищной политики в новых условиях невозможна без создания единой общегородской автоматизированной информационной системы «Жилище», объединяющей действующие в жилищной сфере банки данных и содействующей на основе единых принципов их развитию и созданию новых систем, обеспечивающих государственные органы и коммерческие структуры оперативной достоверной информацией о рынке жилья.

Создание  такой системы обеспечит принятие более обоснованных управленческих решений при формировании жилищной политики в направлении реализации следующих задач:

  • защиты прав собственности на недвижимость;
  • определения оценки стоимости недвижимого имущества;
  • регистрации учета и отчетности по совершению операций с недвижимостью;
  • контроля за взиманием налогов в жилищной сфере;
  • учета данных спроса и предложения на жилье при проектировании и строительстве квартир,
  • защиты прав инвесторов и регулирования структурных объемов и пропорций жилой площади, реализуемой по коммерческим ценам, и муниципального жилья, распределяемого бесплатно или на льготных принципах, и т.д.

В заключение краткого анализа направлений жилищной политики и механизмов ее реализации следует отметить, что, взаимообусловливая и взаимодополняя, они создают конкурентную среду.

Государственная жилищная политика является важной составной  частью социально-экономических преобразований в России и одним из главных направлений деятельности государственных органов. В процессе перехода к рыночной экономике содержание данной деятельности составляет реформирование жилищного сектора, центральное место в котором принадлежит реформе жилищной сферы.

 

1.2 Основные цели, принципы и задачи  государственной жилищной политики

 

Сегодня стала  настоятельно необходимой национальная жилищная политика. Её общегосударственный  характер и программные установки  предопределяются тем, что достижение жилищной обеспеченности отдельных граждан требует одновременного решения общественных задач: организации системы расселения, проработки её региональных аспектов, формирования современной жилой среды, обеспечения коммуникаций, экологических условий и природоохранных мероприятий.

Поскольку жилье  – это самое дорогостоящее  благо, и достижение современных  удобств предполагает высокий уровень  развития соответствующей инфраструктуры и отраслей строительного комплекса, принятие продуманной государственной  программы строительства и общедоступной системы предложения жилья является обязательным условием достижения нормальной жилищной обеспеченности. В этой программе должны быть осмыслены многообразные пути удовлетворения жилищных потребностей, которые заведомо будут неодинаковыми для отдельных групп населения в зависимости от их социально-демографических характеристик (возраста, семейного положения, здоровья), рода занятий и профессии, проживания в городских и сельских поселениях, экономического положения, образования и культуры и т.д.

Жилье служит важным фактором стабилизации и устойчивого  развития общества.

Неотъемлемым принципом политики должна быть общая доступность удовлетворения жилищных потребностей на основе создания разнообразных форм предложения и кредитования жилья для дифференцированного его приобретения в соответствии с экономическим и социальным положением семей и отдельных граждан.

В иерархии жизненных  потребностей людей жилище находится  на одном из первых мест. Жилищные условия  являются существенным фактором формирования личности, утверждения человеческого достоинства, сохранения здоровья, самореализации в трудовой и духовной сфере.

Во всем мире выработаны и действуют (в развитых странах более полувека) единые принципы государственной жилищной политики. Главные среди них – два следующие:

  • Во-первых, любой человек может получить на доступных основаниях долгосрочную ссуду (и\или субсидию) для приобретения собственного жилья; для неплатежеспособных строится государственное и муниципальное жилье, предоставляемое на правах найма;
  • Во-вторых, уровень текущей платы за коммунальные услуги находится под контролем центральных или местных органов власти, которые, с одной стороны, следят за обоснованностью устанавливаемых тарифов фирмами, предоставляющими коммунальные услуги, с другой стороны. Дотируют квартплату отдельным категориям жильцов по имущественным показаниям.

Активное  участие государства и местного самоуправления в решении проблемы обеспечения граждан жильем предусмотрено  Конституцией Российской Федерации, и служит реализацией гарантированного права на жилище. Реализация жилищных прав является одной из важнейших составляющих прав и свобод человека и гражданина. Статья 40 Конституции Российской Федерации относит право на жилище к числу основных прав человека и гражданина. Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Право на жилище не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Конституция Российской Федерации предусматривает вполне определенные гарантии этого права на жилище, что делает его стабильным.2 Также статья 40 Конституции определяет следующие действия по реализации жилищной политики:

1. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

2. Малоимущим  и иным указанным в законе  гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно  или за доступную плату из  государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Преамбула Закона Российской Федерации «Об основах  федеральной жилищной политики»  установила цели федеральной жилищной политики:

  • обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан;
  • осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
  • создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников);
  • развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере;
  • развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

Закон также  определил следующие основные формы помощи гражданам, не обеспеченным жильем:

  • строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору [социального] найма;
  • компенсации (субсидии) и льготы по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Основными задачами государственной жилищной политики являются:

    • обеспечение соответствия объемов жилищного фонда потребностям населения и доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации;
    • привлечение во все компоненты жилищной сферы внебюджетных финансовых ресурсов;
    • создание набора механизмов жилищного финансирования, позволяющего каждой категории граждан решать свои жилищные проблемы в соответствии со своими возможностями и адекватно им сформированными потребностями;
    • обеспечение массового строительства жилья на уровне 1 кв.м. на человека в год путем:
      • устранение правовых и административных барьеров в деятельности по строительству, предоставлению и обслуживанию жилья;
      • развития кадрового потенциала сферы строительства и управления жильем;
      • организации территориального планирования и проведения эффективной градостроительной политики, обеспечивающей сбалансированное развитие новых и ранее застроенных территорий путем обеспечения строительства инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры;
      • внедрения инноваций на рынке жилья, наиболее эффективных технологий строительства, управления и обслуживания жилья;
      • контроля соблюдения правил конкуренции и условий недискриминационного доступа к инфраструктуре и земельным ресурсам;
      • эффективной тарифно-ценовой политики в жилищной сфере;
  • создание условий для приобретения собственного жилья широкими слоями населения (применяя различные способы снижения стоимости либо субсидирования приобретения жилья для отдельных категорий граждан);
  • развитие сектора социального жилья;
  • создание сектора наемного жилья;
  • повышение комфортности проживания населения в жилищном фонде;
  • обеспечение доступности рас<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; text-decoration: none; letter-spa

Информация о работе Анализ и оценка государственной жилищной политики на федеральном и региональном уровне