Анализ деятельности специалиста по связям с общественностью на примере магазина-клуба «Гильдия».

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

цель работы можно сформулировать следующим образом: проанализировать деятельность специалиста по связям с общественностью в магазине-клубе «Гильдия».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………... 3

Глава 1. Теоретические основы деятельности по связям с общественностью……………..…………………………………………….. 4

1.1. Анализ подходов к определению PR………………………………… 4

1.2. Цели, задачи, направления PR-деятельности ………..……………… 10

1.3. Функции и роли специалиста в области паблик рилейшнз…………. 13

1.4. Навыки, умения, способности специалиста в области паблик рилейншз……………………………………………………………………. 15

1.5. Образование специалиста в области паблик рилейшнз ……………. 19

1.6. Причины возникновения, структура, достоинства и недостатки PR-отделов….. ………………………………………………………………… 23

Выводы по главе 1………………………………………………………….. 30

Глава 2. Практические основы деятельности по связям с общественностью……………..…………………………………………….. 31

Приложение 1. Вопросы интервью……………………………………….. 34

Заключение……………………………………………………………. …… 35

Использованные источники……………………………………………… 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Теория и практика связи с обществ.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

  В предыдущем параграфе были рассмотрены различные направления PR-деятельности, и встает закономерный вопрос – различаются ли навыки, умения, способности, которыми должен обладать специалист, работающий в каждой из них?

      Автор считает, что основные навыки, умения и способности, необходимые PR-специалисту, требуются ему, где бы он ни работал. Однако в любом из направлений существует своя специфика, делающая те или иные умения особенно важными. 
 
 

      Ниже  автор постаралась привести их в табличной форме.

Направление PR-деятельности Особенно  важные
навыки умения способности
связи с государственными структурами работы с  бюрократическим аппаратом умение правильно  задавать вопросы, умение держаться  с людьми, умение добиваться конкретных результатов способность контролировать эмоции
связи со СМИ навыки хорошошего письма и редактирования, навыки убеждения, навыки умение хорошо говорить и писать, умение держаться  с людьми ораторские  способности
 
кризисный PR
навык работы с несколькими проблемами одновременно умение быстро реагировать в условиях кризиса способность к  грамотному планированию, способность  критически оценивать ситуацию
связи с инвесторами навыки убеждения умение убедительно  формулировать свои мысли способность внушать  доверие
специальные мероприятия организаторские навыки умение работать в команде творческие  способности, организаторские способности
корпоративные коммуникации навыки убеждения, навык работы одновременно с несколькими  проблемами умение внушать  доверие, умение работать в команде организаторские способности
связи с местным сообществами навыки убеждения, навык работы одновременно с несколькими  проблемами умение внушать  доверие, умение ясно и убедительно  формулировать свои мысли ораторские  способности, способность контролировать эмоции
 

Можно сделать вывод, что для успешной профессиональной деятельности специалисту  по связям с общественностью требуется  обладать многими навыками, умениями и способностями, однако различные направления деятельности будут делать те или иные умения и способности особенно важными.

1.5 Образование специалиста в области паблик рилейшнз

 

  В предыдущем параграфе автор рассмотрел, какими навыками, умениями и способностями  должен обладать специалист по связям с общественностью, а также установил, что умения и навыки не являются врожденными, они получаются в ходе приобретения жизненного опыта и, конечно, образования.

  Затрагивая  вопрос образования PR-специалиста, большинство авторов: С.Блэк [14], В.Г. Королько [14], С. Катлипп, А. Сентер и Г. Брум [4, с56], А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров [8, с26], Э. Бернайз [по 14] отмечают, что ему необходимо обладать разносторонними знаниями и навыками, иметь широкую культурную подготовку, владеть основами психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы, английским языком и т.д.

  То  есть PR-специалист должен обладать хорошим и разносторонним образованием.

  Автор данной курсовой работы считает целесообразным рассмотреть,

  во-первых, мнения об образовании специалиста  в области паблик рилейшнз, приведенные  в учебной литературе;

  во-вторых, государственный стандарт образования по специальности «связи с общественностью».

  в-третьих, мнения об образовании в области  паблик рилейшнз практикующих специалистов о проблемах и необходимости университетского образования в области паблик рилейшнз.

  Изданный в США в 1944 году Словарь социологии подчеркивает, что теория и методы PR «предполагают использование социологии, социальной психологии, экономики, политических наук, а также специальных навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по рекламе и т.п. для решения специфических проблем в области связей с общественностью. [8., с. 26]

  В 1990 году Сэм Блэк разработал «колесо  образования» специалиста по связям с общественностью [14]. Учебный план для студентов, овладевающих профессией паблик рилейшнз, можно представить в виде трех концентрических колец. Самое маленькое охватывает предметы, непосредственно связанные с методологическими и практическими вопросами собственно паблик рилейшнз. Среднее кольцо схемы содержит предметы, касающиеся общих вопросов коммуникации. И, наконец, третье — самое большое — включает перечень общеобразовательных дисциплин. Все вместе они составляют необходимый минимум базовых знаний, обязательный для специалиста по паблик рилейшнз.

  Подробно  это колесо образования рассматривает в своей книге В.Г. Королько,  и сам отмечает [14], что сегодня, в условиях постоянного изменения и обогащения практики паблик рилейшнз, необходимым является разделение подготовки PR-специалистов на две части:  «систему базовой подготовки специалистов в специальных учебных заведениях и систему постоянной переподготовки уже практикующих пиэрменов через сеть институтов и курсов повышения квалификации».

  В.Г. Королько добавляет [14], что квалификационные требования к дипломированному специалисту  в области паблик рилейшнз в свою очередь лежат в областях «планирования, управления, рекламы, аналитической работы, производственных, экономических, социальных отношений, коммуникаций, политической жизни, образования».

  С. Катлипп [4, с.55-56] пишет, что согласно результатам опросов, большинство практикующих специалистов приступали к деятельности в области паблик рилейшнз, имея опыт работы и образование в других областях. Однако сегодня работодатели все чаще стремятся взять на работу специалиста, имеющего образование именно в области связей с общественностью, что повышает его значимость, а большим плюсом будет наличие второго высшего образования в той области, в которой человеку предстоит работать.

  Итак, авторы учебных пособий отмечают необходимость разносторонней подготовки специалистов по связям с общественностью, необходимость постоянной переподготовки уже практикующих специалистов по связям с общественностью, возросшую роль образования в области связей с общественностью.

  Государственный стандарт [11] образования по специальности «связи с общественностью» наглядно иллюстрирует широту предметного охвата данной специальности, а также многообразие видов деятельности, которые сможет в дальнейшем осуществлять специалист. В требованиях к профессиональной подготовке специалиста, помимо практических и теоретических знаний и умений, значится и столь важный и всеохватный пункт как «владение культурой общения», автор считает, что это пункт ярко отражает мысль авторов-теоретиков о необходимости разносторонней подготовки. Однако еще отчетливее эту мысль подтверждает многообразие видов деятельности, которые способен осуществлять специалист по связям  с общественностью: информационно-творческая; социально-психологическая; 
информационно-коммуникационная; информационно-управленческая;  рекламно-информационная, информационно-аналитическая; информационно-референтская; культурно-просветительская; организационно-рекламная; информационно-социологическая; научно-исследовательская.

  Итак, мы определились с тем, что должно представлять собой образования в области паблик рилейшнз. Однако никакой университет не может научить главному – самостоятельно думать и принимать решения.

  Иногда  практикующие говорят специалисты и о несовершенстве самого образования в области паблик рилейшнз. Например, А.П. Ситников, директор «Института Коммуникационного Менеджмента» выделяет три основных проблемы современного образования в области паблик рилейшнз. [19]

  - большое количество «дипломированных неспециалистов» в отрасли, что связано с возникновением кафедр связей с общественностью в неприспособленных для этого вузах, нехваткой квалифицированных педагогов.

  - различие в понимании специфики PR-деятельности в различных учебных заведениях и различными специалистами. Например, А.П. Ситников полагает, что «весь процесс обучения должен быть подчинен этой новой задаче – профессионального обучения управлению основам менеджмента»

      - отсутствие специализации по направлениям и отраслям. Отсюда – незнание PR-специалистом особенностей отрасли, в которой ему предстоит работать.

      (Заметим,  однако, что в Государственном  стандарте образования [11] приведено 25 различных специализаций).

  Последняя из названных проблем ставит вопрос: а нужно ли вообще учить связям с общественностью в университете, выделять их в отдельную специальность, или же базу должно составлять образование в иной отрасли, а образование в области паблик рилейшнз должно быть прикладным?

      А.П. Ситников является сторонником второй точки зрения, так аргументируя ее [19]: он полагает, что будущее PR-образование за дополнительным образованием и переподготовкой уже практикующих талантливых специалистов из других областей, так как специализированное PR-образование не дает необходимых практических навыков. А.П. Ситников приводит пример, что успешный финансист имеет больше шансов на успешную карьеру специалиста по связям с общественностью в финансовой сфере, чем «журналист, прочитавший сотню книжек об инвестициях» [19].

      Определенный  резон в его утверждении есть, но нельзя не заметить, что это лишит  PR-специалиста возможности маневра, возможности работать в иной отрасли. Однако у такого образования есть и гораздо более серьезный  недостаток – он низводит PR до роли полезных вспомогательных навыков.

        Возражает А.П. Ситникову  В.Н. Кириллина, кандидат философских наук, профессор, заместитель заведующего кафедры политического консалтинга и избирательных технологий Государственного университета – Высшей школа экономики, заместитель директора Института коммуникационного менеджмента, эксперт ЕЭС по конфликтам:

  Она говорит [13], что практику PR как организации коммуникативного пространства можно свести до вспомогательных навыков. Однако это не позволит решить главную задачу PR-специалиста: «прогнозировать события ми быть центром принятия решений – общеобразовательных знаний недостаточно. <…> Современные знания в сфере PR не ограничиваются только специальными курсами  по PR, а связаны с изучением пограничных дисциплин: менеджмента, консалтинга, социальной психологии, социологии и даже физиологии» [13].

  Эта цитата кажется автору крайне удачной и всеобъемлющей, так как подводит своеобразный итог под всем данным параграфом, подтверждает необходимость разносторонней подготовки PR-специалиста и необходимости университетского образования в области связей с общественностью.

  Итак, существует две основных точки зрения:

  • PR – вспомогательная, прикладная дисциплина, не требующая длительной университетской подготовки, базовым является знание отрасли, в которой предстоит работать.
  • PR – полноправная дисциплина, которой можно и нужно обучать в университете, она базируется на прочной теоретической основе и не может сводится к одним полезным навыкам.

   Автор данной курсовой работы является сторонником второй точки зрения, так как на протяжении предыдущих параграфов мы рассматривали теоретическую базу паблик рилейшнз, подходя к пониманию их роли в организации, глобальности целей, всеохватности и системности.

  В то же время, если для человек раз и навсегда связал свою карьеру с определенной отраслью и хочет быть во-первых специалистом в ней, и лишь во-вторых или даже в-третьих – специалистом по связям с общественностью, то ему действительно будет достаточно лишь «вспомогательных навыков».  

1.6. Причины возникновения,  структура, достоинства  и недостатки PR –отделов

 

      С развитием PR все большее число организаций имеет в штате специалиста по связям с общественностью и соответствующий отдел. Причины его возникновения, как и структура, и роль могут быть различными. 

Информация о работе Анализ деятельности специалиста по связям с общественностью на примере магазина-клуба «Гильдия».