Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа
цель работы можно сформулировать следующим образом: проанализировать деятельность специалиста по связям с общественностью в магазине-клубе «Гильдия».
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности по связям с общественностью……………..…………………………………………….. 4
1.1. Анализ подходов к определению PR………………………………… 4
1.2. Цели, задачи, направления PR-деятельности ………..……………… 10
1.3. Функции и роли специалиста в области паблик рилейшнз…………. 13
1.4. Навыки, умения, способности специалиста в области паблик рилейншз……………………………………………………………………. 15
1.5. Образование специалиста в области паблик рилейшнз ……………. 19
1.6. Причины возникновения, структура, достоинства и недостатки PR-отделов….. ………………………………………………………………… 23
Выводы по главе 1………………………………………………………….. 30
Глава 2. Практические основы деятельности по связям с общественностью……………..…………………………………………….. 31
Приложение 1. Вопросы интервью……………………………………….. 34
Заключение……………………………………………………………. …… 35
Использованные источники……………………………………………… 37
В предыдущем параграфе были рассмотрены различные направления PR-деятельности, и встает закономерный вопрос – различаются ли навыки, умения, способности, которыми должен обладать специалист, работающий в каждой из них?
Автор
считает, что основные навыки, умения
и способности, необходимые PR-специалисту,
требуются ему, где бы он ни работал. Однако
в любом из направлений существует своя
специфика, делающая те или иные умения
особенно важными.
Ниже автор постаралась привести их в табличной форме.
Направление PR-деятельности | Особенно важные | ||
навыки | умения | способности | |
связи с государственными структурами | работы с бюрократическим аппаратом | умение правильно задавать вопросы, умение держаться с людьми, умение добиваться конкретных результатов | способность контролировать эмоции |
связи со СМИ | навыки хорошошего письма и редактирования, навыки убеждения, навыки | умение хорошо говорить и писать, умение держаться с людьми | ораторские способности |
кризисный PR |
навык работы с несколькими проблемами одновременно | умение быстро реагировать в условиях кризиса | способность к грамотному планированию, способность критически оценивать ситуацию |
связи с инвесторами | навыки убеждения | умение убедительно формулировать свои мысли | способность внушать доверие |
специальные мероприятия | организаторские навыки | умение работать в команде | творческие способности, организаторские способности |
корпоративные коммуникации | навыки убеждения, навык работы одновременно с несколькими проблемами | умение внушать доверие, умение работать в команде | организаторские способности |
связи с местным сообществами | навыки убеждения, навык работы одновременно с несколькими проблемами | умение внушать доверие, умение ясно и убедительно формулировать свои мысли | ораторские способности, способность контролировать эмоции |
Можно сделать вывод, что для успешной профессиональной деятельности специалисту по связям с общественностью требуется обладать многими навыками, умениями и способностями, однако различные направления деятельности будут делать те или иные умения и способности особенно важными.
В предыдущем параграфе автор рассмотрел, какими навыками, умениями и способностями должен обладать специалист по связям с общественностью, а также установил, что умения и навыки не являются врожденными, они получаются в ходе приобретения жизненного опыта и, конечно, образования.
Затрагивая вопрос образования PR-специалиста, большинство авторов: С.Блэк [14], В.Г. Королько [14], С. Катлипп, А. Сентер и Г. Брум [4, с56], А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров [8, с26], Э. Бернайз [по 14] отмечают, что ему необходимо обладать разносторонними знаниями и навыками, иметь широкую культурную подготовку, владеть основами психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы, английским языком и т.д.
То есть PR-специалист должен обладать хорошим и разносторонним образованием.
Автор данной курсовой работы считает целесообразным рассмотреть,
во-первых, мнения об образовании специалиста в области паблик рилейшнз, приведенные в учебной литературе;
во-вторых, государственный стандарт образования по специальности «связи с общественностью».
в-третьих, мнения об образовании в области паблик рилейшнз практикующих специалистов о проблемах и необходимости университетского образования в области паблик рилейшнз.
Изданный в США в 1944 году Словарь социологии подчеркивает, что теория и методы PR «предполагают использование социологии, социальной психологии, экономики, политических наук, а также специальных навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по рекламе и т.п. для решения специфических проблем в области связей с общественностью. [8., с. 26]
В 1990 году Сэм Блэк разработал «колесо образования» специалиста по связям с общественностью [14]. Учебный план для студентов, овладевающих профессией паблик рилейшнз, можно представить в виде трех концентрических колец. Самое маленькое охватывает предметы, непосредственно связанные с методологическими и практическими вопросами собственно паблик рилейшнз. Среднее кольцо схемы содержит предметы, касающиеся общих вопросов коммуникации. И, наконец, третье — самое большое — включает перечень общеобразовательных дисциплин. Все вместе они составляют необходимый минимум базовых знаний, обязательный для специалиста по паблик рилейшнз.
Подробно это колесо образования рассматривает в своей книге В.Г. Королько, и сам отмечает [14], что сегодня, в условиях постоянного изменения и обогащения практики паблик рилейшнз, необходимым является разделение подготовки PR-специалистов на две части: «систему базовой подготовки специалистов в специальных учебных заведениях и систему постоянной переподготовки уже практикующих пиэрменов через сеть институтов и курсов повышения квалификации».
В.Г. Королько добавляет [14], что квалификационные требования к дипломированному специалисту в области паблик рилейшнз в свою очередь лежат в областях «планирования, управления, рекламы, аналитической работы, производственных, экономических, социальных отношений, коммуникаций, политической жизни, образования».
С. Катлипп [4, с.55-56] пишет, что согласно результатам опросов, большинство практикующих специалистов приступали к деятельности в области паблик рилейшнз, имея опыт работы и образование в других областях. Однако сегодня работодатели все чаще стремятся взять на работу специалиста, имеющего образование именно в области связей с общественностью, что повышает его значимость, а большим плюсом будет наличие второго высшего образования в той области, в которой человеку предстоит работать.
Итак, авторы учебных пособий отмечают необходимость разносторонней подготовки специалистов по связям с общественностью, необходимость постоянной переподготовки уже практикующих специалистов по связям с общественностью, возросшую роль образования в области связей с общественностью.
Государственный
стандарт [11] образования по специальности
«связи с общественностью» наглядно иллюстрирует
широту предметного охвата данной специальности,
а также многообразие видов деятельности,
которые сможет в дальнейшем осуществлять
специалист. В требованиях к профессиональной
подготовке специалиста, помимо практических
и теоретических знаний и умений, значится
и столь важный и всеохватный пункт как
«владение культурой общения», автор считает,
что это пункт ярко отражает мысль авторов-теоретиков
о необходимости разносторонней подготовки.
Однако еще отчетливее эту мысль подтверждает
многообразие видов деятельности, которые
способен осуществлять специалист по
связям с общественностью: информационно-творческая;
социально-психологическая;
информационно-
Итак, мы определились с тем, что должно представлять собой образования в области паблик рилейшнз. Однако никакой университет не может научить главному – самостоятельно думать и принимать решения.
Иногда практикующие говорят специалисты и о несовершенстве самого образования в области паблик рилейшнз. Например, А.П. Ситников, директор «Института Коммуникационного Менеджмента» выделяет три основных проблемы современного образования в области паблик рилейшнз. [19]
- большое количество «дипломированных неспециалистов» в отрасли, что связано с возникновением кафедр связей с общественностью в неприспособленных для этого вузах, нехваткой квалифицированных педагогов.
- различие в понимании специфики PR-деятельности в различных учебных заведениях и различными специалистами. Например, А.П. Ситников полагает, что «весь процесс обучения должен быть подчинен этой новой задаче – профессионального обучения управлению основам менеджмента»
- отсутствие специализации по направлениям и отраслям. Отсюда – незнание PR-специалистом особенностей отрасли, в которой ему предстоит работать.
(Заметим, однако, что в Государственном стандарте образования [11] приведено 25 различных специализаций).
Последняя из названных проблем ставит вопрос: а нужно ли вообще учить связям с общественностью в университете, выделять их в отдельную специальность, или же базу должно составлять образование в иной отрасли, а образование в области паблик рилейшнз должно быть прикладным?
А.П. Ситников является сторонником второй точки зрения, так аргументируя ее [19]: он полагает, что будущее PR-образование за дополнительным образованием и переподготовкой уже практикующих талантливых специалистов из других областей, так как специализированное PR-образование не дает необходимых практических навыков. А.П. Ситников приводит пример, что успешный финансист имеет больше шансов на успешную карьеру специалиста по связям с общественностью в финансовой сфере, чем «журналист, прочитавший сотню книжек об инвестициях» [19].
Определенный резон в его утверждении есть, но нельзя не заметить, что это лишит PR-специалиста возможности маневра, возможности работать в иной отрасли. Однако у такого образования есть и гораздо более серьезный недостаток – он низводит PR до роли полезных вспомогательных навыков.
Возражает А.П. Ситникову В.Н. Кириллина, кандидат философских наук, профессор, заместитель заведующего кафедры политического консалтинга и избирательных технологий Государственного университета – Высшей школа экономики, заместитель директора Института коммуникационного менеджмента, эксперт ЕЭС по конфликтам:
Она говорит [13], что практику PR как организации коммуникативного пространства можно свести до вспомогательных навыков. Однако это не позволит решить главную задачу PR-специалиста: «прогнозировать события ми быть центром принятия решений – общеобразовательных знаний недостаточно. <…> Современные знания в сфере PR не ограничиваются только специальными курсами по PR, а связаны с изучением пограничных дисциплин: менеджмента, консалтинга, социальной психологии, социологии и даже физиологии» [13].
Эта цитата кажется автору крайне удачной и всеобъемлющей, так как подводит своеобразный итог под всем данным параграфом, подтверждает необходимость разносторонней подготовки PR-специалиста и необходимости университетского образования в области связей с общественностью.
Итак, существует две основных точки зрения:
Автор данной курсовой работы является сторонником второй точки зрения, так как на протяжении предыдущих параграфов мы рассматривали теоретическую базу паблик рилейшнз, подходя к пониманию их роли в организации, глобальности целей, всеохватности и системности.
В
то же время, если для человек раз и навсегда
связал свою карьеру с определенной отраслью
и хочет быть во-первых специалистом в
ней, и лишь во-вторых или даже в-третьих
– специалистом по связям с общественностью,
то ему действительно будет достаточно
лишь «вспомогательных навыков».
С
развитием PR все большее число организаций
имеет в штате специалиста по связям с
общественностью и соответствующий отдел.
Причины его возникновения, как и структура,
и роль могут быть различными.