Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа
цель работы можно сформулировать следующим образом: проанализировать деятельность специалиста по связям с общественностью в магазине-клубе «Гильдия».
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности по связям с общественностью……………..…………………………………………….. 4
1.1. Анализ подходов к определению PR………………………………… 4
1.2. Цели, задачи, направления PR-деятельности ………..……………… 10
1.3. Функции и роли специалиста в области паблик рилейшнз…………. 13
1.4. Навыки, умения, способности специалиста в области паблик рилейншз……………………………………………………………………. 15
1.5. Образование специалиста в области паблик рилейшнз ……………. 19
1.6. Причины возникновения, структура, достоинства и недостатки PR-отделов….. ………………………………………………………………… 23
Выводы по главе 1………………………………………………………….. 30
Глава 2. Практические основы деятельности по связям с общественностью……………..…………………………………………….. 31
Приложение 1. Вопросы интервью……………………………………….. 34
Заключение……………………………………………………………. …… 35
Использованные источники……………………………………………… 37
В перечислении направлений PR-деятельности этими авторами можно найти больше сходств, чем различий, что однозначно свидетельствует о том, что под направлениями PR-деятельности авторы понимают одно и то же. Все вышеперечисленные авторы выделяют такие направления как: связи с госструктурами, связи со СМИ, связи с инвесторами, корпоративные коммуникации, связи с местными сообществами. Финансовый PR, организацию специальных мероприятий и кризисный PR называют по два автора, однако последний может быть включен в отдельно выделяемые У. Аги с соавторами «вопросы текущей политики». В некоторых случаях разными словами (напр., «взаимоотношение с инвесторами» и «сбор средств») сформулированы сходные направления деятельности.
В данном параграфе автор рассмотрел такие понятия, как функции и роль, и сделала вывод, что они не являются тождественными понятиями.
Согласно толковому словарю, Функция - работа производимая органом, организмом; роль, значение чего–н; обязанность, круг деятельности [6,с.858]
В словаре синонимов [11] можно найти следующий ряд слов, синонимичных функции - дело, работа, ремесло, профессия, специальность, обязанность, роль, функция, амплуа, должность, призвание.
В качестве примера функций PR-специалиста можно привести выработку информационной политики, изучение партнеров и конкретных ситуаций при формировании маркетинговой деятельности, оценку общественного мнения, действия по проведению и организации акций, кампаний, выставок, конференций, продуцирование и тиражирование информации, консультации по организации и налаживанию отношений с общественностью и т.д.
В повседневном общении, спрашивая, какова функция чего-либо, мы имеем в виду – зачем оно нужно? что оно делает?
А что же мы имеем в виду, говоря о роли?
Словарь по общественным наукам дает следующеие ее определения:
Роль социальная - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. [20]
Роль функциональная сотрудника - степень участия сотрудника в деловой жизни организации. Функциональная роль сотрудника выражается объемом полномочий и ответственности сотрудника, а также его авторитетом и позицией в коллективе. [20]
Ключевым словом в обоих определениях является «позиция».
То есть роль – позиция, место в организации, статус, значение сотрудника.
Сэм Блэк говорит [17] о значимой роли PR-специалиста в коллективе – он занимает второе место после руководителя, что прежде всего связано с его уникальным положением: причастностью к стратегическому планированию - вещи, которая может быть не до конца осознаваема и самим руководителем. Безусловно, это вариант сильно идеализированный, не вполне соответствующий положению вещей в реальной жизни. Но это лишний раз доказывает правильность понимания нами термина «роль» как места в коллективе, значения.
Автор рассмотрел и сравнил, какие главные роли PR-специалиста в коллективе выделяют Э.В. Кондратьев вместе с Р.Н. Абрамовым и С. Катлипп с соавторами.
Как Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов [5, 20-21], так и С. Катлипп, А Сентер и Г.Брум [4, с.61-70] выделяют четыре основные роли, которые выполняет специалист по связям с общественностью в коллективе и которые определяют как уровень его профессионализма, так и положение в иерархии организации.
Автор
считает целесообразным рассмотреть
и сопоставить называемые ими
доминирующие роли в табличной форме.
Четыре доминирующие роли специалиста по PR в коллективе по Э.В. Кондратьеву и Р.Н. Абрамову | |||
Технический работник коммуникации (communication technichian) | «Эксперт-предписы-ватель» (expert prescriber). | Коммуникационный фасилитатор* (communication facilitator) | Фасилитатор процесса разрешения проблем (problem-solving process facilitator) |
Четыре доминирующие роли специалиста по PR в коллективе по С.Катлиппу, А. Сентру, Г. Бруму | |||
Специалист по коммуникациям | Эксперт-инструктор | Посредник по коммуникациям | Помощник в решении проблем |
Описание ролей | |||
Занимается, в основном, производством коммуникационных материалов — пресс-релизов, листовок, брошюр, пресс-клиппов и т. д., является исполнителем программ, не имея доступа к принятию решений на программном уровне | Он имеет авторитет в вопросах определения стратегии и тактики коммуникации, выступает в качестве эксперта при оценке и принятии конкретных решений в области PR, однако не располагает «управленческим ресурсом» и полномочиями для самостоятельного принятия подобных решений. | выполняет роль посредника между организацией и публикой. Его основная задача — облегчать диалог и в точности передавать послания в обе стороны.*facilitator (англ.) - носитель функций, облегчающих выполнение проекта | участвует в руководстве командой профессионалов, определяет проблемы организации, отвечает за стратегическое планирование и программирование, нацеленное на изменение ситуации к лучшему. |
По-разному называя роли PR-
Итак, функция и роль – понятия отнюдь не тождественные. Одна и та же функция может иметь различный вес для специалиста, играющего различные роли.
Например, технического работника/специалиста по коммуникации функция тиражирования и продуцирования информации, взаимодействия со СМИ будет доминирующей. В то же время для коммуникационного фасилатора/посредника по коммуникации эта функция так же будет входить в круг его обязанностей, но наряду со многими другими.
Для успешной деятельности в любой сфере жизни и PR-деятельности в частности необходимо обладать определенными навыками, умениями и способностями. В этом параграфе автор проанализировал мнения Г.Н. Королько, Э. Бернайза, С. Блэка и Х.Бенсона с целью выяснить, какие из них являются первостепенными для специалиста по связям с общественностью.
Однако прежде всего необходимо установить связь между понятиями «способности», «умения», «навыки», а и лишь затем переходить к вопросу, какие из них являются необходимыми для успешного специалиста по связям с общественностью.
Интернет-энциклопедия «Википедия» приводит такие определения:
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. [18]
Что касается умений, то здесь приводится даже несколько определений различных авторов.
Умение — способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.
— Способность к целенаправленной и результативной деятельности (Н. А. Лошкарева, А. М. Новиков, А. В. Усова, Д. Б. Эльконин)
— Возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать
—
Освоенные человеком способы
выполнения действия, обеспечиваемые
совокупностью приобретённых
— Отдельная деятельность, направленная на достижение определенной цели (В. В. Давыдов, К. К. Платонов) [18]
Все эти определения объединяет то, что умение тесно связано с деятельностью, является ее необходимым составляющим.
И наконец, Навык — автоматизированное действие, подконтрольное сознанию и выработанное путем упражнений. При длительном отсутствии упражнений навык постепенно утрачивается. [18]
Итак, можно резюмировать, что способности – это некие изначально заложенные в нас качества, возможности, предрасположенности; в результате развития, обучения и жизненной практики они могут переходить в умения; в свою очередь умения в результате постоянных тренировок автоматизируются и становятся навыками.
Например,
ребенку с детство присуща способность
грамотно с композиционной точки зрения
строить вою речь, еще не осознавая этого,
своей лепет от неизменно строит по схеме
завязка-кульминация-развязка, хотя и
не вполне соблюдает пропорции между частями
рассказа и допускает другие простительные
для маленького оратора ошибки. В ходе
обучения в школе и университете, написания
сочинений и подготовки устных выступлений,
он приобретает умение осознанно и правильно
выстраивать композицию, сначала путем
раздумий и составления планов, но постепенно
это умение переходит в навык, доводится
до автоматизма, и садясь писать, например,
пресс-релиз, этот человек уже не задумывается
о правильности построения текста – благодаря
навыку это происходит словно само собой.
Названные в начале параграфа перечисляют множество навыков, умений и способностей, личных качеств, необходимых специалисту по связям с общественностью, а также личных качеств, необходимых PR-специалисту – однако при этом не разделяют их, приводя единым списком.
Ниже
автор сравнивает точки зрения четырех
авторов по этому вопросу.
Г.Н. Королько [14] | Э. Бернайз [14] | С. Блэк [14] | Х Берсон [ 5.с 14] |
исследовательские
качества; лидерские качества; способности
к грамотному планированию;
терпимость; способность критически оценивать ситуацию; умение работать в команде; умение принимать решения; умение быстро реагировать в условиях кризиса. |
Сильный характер,
честность и прямота. Здравый смысл и логичность суждений. Способность творчески и нестандартно мыслить. Правдивость и рассудительность Объективность. Глубокая заинтересованность в разрешении проблемы. Широкая культурная подготовка. Интеллектуальная пытливость. Способность к анализу и синтезу. Интуиция. Знание социальных технологий связей с общест венностью |
Здравый смысл; отличные организаторские способности; ясность суждений, объективность и критичность восприятия; богатое воображение и способность понимать точку зрения другого; стойкость характера; исключительное внимание к деталям; живой пытливый ум; старательность, склонность к длительной самостоятельной и творческой работе; оптимизм, чувство юмора; гибкость и умение одновременно иметь дело с разными проблемами. Кроме этих качеств, пиэрмену необходимо также хорошо писать, редактировать и вычитывать написанное другими; обладать приятным голосом и ораторскими способностями; иметь презентабельную внешность. | Находчивость, обучаемость, умение правильно задавать вопросы, внушают доверие, умеют держаться с людьми, эмоционально невозмутимы; стремятся вперед, находят творческие решения; инстинктивно знают, что делать; не боятся начинать сначала; умеют писать; формулируют мысли в убедительной форме. |
В вопросе личных и профессиональных требований к специалисту в области паблик рилейшнз различные авторы проявляют удивительное единодушие.
Обобщая
таблицу, можно сказать, что PR-специалист
должен: обладать такими способностями,
как: ораторские способности, способность
к грамотному планированию, способность
контролировать эмоции, способность критически
оценивать ситуацию, способность творчески
и нестандартно мыслить, способность к
синтезу и анализу, организаторские способности;
такими умениями как: умение быстро
реагировать в условиях кризиса, умение
находить нестандартные решения, умение
правильно задавать вопросы, умение держаться
с людьми, умение писать, умение формулировать
мысли в убедительной форме; такими навыками,
как навык хорошего письма и редактирования,
навыки убеждения, организаторские навыки,
навыки работы с несколькими проблемами
одновременно