Землеустройство в условиях современной земельной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 12:05, реферат

Краткое описание

Цель реферата: получить знания и сведения о землеустройстве и о современной земельной реформе в России.
Задачи реферата:
1. Рассмотреть вопрос земельной реформы в РФ.
2. Изучить Федеральные Законы, Земельный Кодекс РФ и нормативно -правовые акты.
3. Проанализировать современное состояние землеустройства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Современная земельная реформа (1990 – 2000).…………………………......7
1.1 Характеристика первого этапа земельной реформы (1991- 1993 гг.)…..8
1.2 Характеристика второго этапа земельной реформы (1994 – 2000 гг.)...11
1.3 Итоги земельной реформы (1990 – 2000)…………………......................14
2. Нормативно – правовые акты периода современной земельной реформы.16
3. Система землеустройства в России ……………………………………...….23
3.1 Нормативно – правовое регулирование землеустройства. Землеустрои-тельные действия………………………………………………………………...24
3.2 Землеустроительный процесс……………………………………………28
3.3 Землеустроительная документация……………………………………...29
3.4 Государственные землеустроительные органы…………………………32
3.5 Государственное регулирование проведения землеустройства……….35
3.6 Участники землеустройства……………………………………………...36
3.7 Организация землеустройства………………………………………..….39
3.8 Финансирование проектно – изыскательских работ……………………41
3.9 Государственный контроль за землеустройством………………………42
3.10 Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров, научные исследования в области землеустройства…………………………...43
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы…………………………………………...45

Файлы: 1 файл

основы землеустройства реферат мой.docx

— 91.13 Кб (Скачать)

        При разработке проектов реорганизации сельскохозяйственных предприятий предусматривалось разграничение земель, находящихся в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий, с установлением площадей и местоположения  земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность, остающихся в  государственной собственности, включаемых в фонд перераспределения земель и т. д.

         В 1991 —1992 гг. были проведены работы по формированию специального земельного фонда для последующего  перераспределения и наделения земельными участками граждан и юридических лиц. Формирование этого фонда шло за счет земель, оставшихся после бесплатной передачи земельных участков гражданам,  коллективам бывших колхозов и совхозов, а также земель,  используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых и выбывших из оборота. К примеру, более 6% земель Омской области было передано в фонд перераспределения. В собственность граждан передано 63% всех сельскохозяйственных земель. Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено 10 тысяч земельных участков под такими предприятиями. В городах и поселениях городского типа в собственность граждан и юридических лиц передано 6% земли, в том числе в Омской области было приватизировано до 82% земель.

        Были осуществлены значительные работы по межеванию  земель, в результате которых установлены в натуре (на местности) границы большинства созданных крестьянских (фермерских)  хозяйств, а также подготовлены необходимые документы для  оформления прав на земельные участки.

       Основное место в структуре землеустроительных работ заняли мероприятия по перераспределению земель, удовлетворению  потребностей граждан и юридических лиц в земельных участках для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного  строительства.

         Таким образом, в октябре 1990 г. - ноябре 1992 г. был осуществлен переход к многообразию форм собственности на землю и форм ее использования с одновременным ее перераспределением, изменен правовой и экономический механизм регулирования земельных отношений, сформированы предпосылки для создания системы экологически безопасного землепользования и землевладения. При первичном переходе земельных участков из федеральной собственности в собственность (владение, пользование, распоряжение) граждан, предприятий, исполнительных органов власти преобладал метод бесплатного наделения новых землепользователей или закрепления участков за прежними на новых условиях. Через механизм среднерайонных земельных долей происходило выравнивание размеров землевладения в сельхозпредприятиях. Внутри них при реорганизации происходило уравнительное наделение работающих граждан, пенсионеров и работников социальной сферы земельными долями (паями). Фермерские хозяйства в рамках установленных норм также получили земельные участки бесплатно.

         Реформа разрушила монополию государства на владение землей, впервые за многие десятилетия в России была законодательно закреплена частная собственность на землю и имущество сельскохозяйственных предприятий. Граждане России получили право выбора; по их желанию они могли получить землю в собственность, в аренду с правом выкупа и во владение с правом наследования. В конце 1991 г., как и во всех цивилизованных государствах, в России были введены нормативы земельного налога, арендной платы и оценки земли в случае ее купли-продажи.

1.2 Характеристика  второго этапа земельной реформы (1994 – 2000)

        На втором этапе земельной реформы (1994—2000 гг.)  землеустройство было направлено в основном на решение текущих задач, связанных с выдачей документов на право собственности на землю, поддержанием земельного оборота, дальнейшей  инвентаризацией земель.

        Реформа потребовала изменить систему регистрации прав на землю и их обновления при переходе земли от одного владельца к другому, а также усовершенствовать земельный кадастр, обеспечить контроль за использованием земель, переданных в собственность, наладить регулирование спроса и предложения на землю. Кадастровые работы по выдаче документов, удостоверяющих право на землю, были связаны с большими объемами крупномасштабных кадастровых съемок и геодезических работ по установлению и закреплению границ на местности и их регистрации в единой государственной системе. Для успешного выполнения этих мероприятий пришлось ускорить переход на современные технологии и технические средства земельного кадастра.

        За  короткий срок было принято более 50 основных нормативных документов по реализации земельной реформы - законов, указов, постановлений правительства.

        Важным шагом в правовом регулировании земельных отношений стал Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», который впервые включил землю в состав объектов недвижимости. Этим документом отменялось большинство ограничений на отчуждение земли, был расширен перечень сделок с земельными долями. Выдел в натуре теперь разрешался не только для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, но и для расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, для сдачи в аренду или залог. Собственники земельных долей получили право без согласия других собственников продавать их другим гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции; при этом члены коллектива имели преимущественное право покупки. Объектами земельных отношений согласно данному указу являются земельные участки, реализующиеся в виде прав собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования, временного пользования,

аренды, используемые в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве. Субъектами земельных отношений выступают физические и юридические лица. Тем самым юридически оформлялись два типа регулирования земельных отношений: государственное и рыночное. Государственный тип регулирования обеспечивает организационно-правовой базис, регламентирует экономическую деятельность субъектов земельного права, рыночный тип обеспечивает юридически обоснованное взаимодействие спроса и предложения на земельном рынке. Указом предусматривались следующие пути продажи земельных участков местными органами власти гражданам, а также юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий:

          - купля-продажа гражданами земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

          - приобретение земельных участков сверх средней земельной доли крестьянскими хозяйствами;

          - купля-продажа работниками сельскохозяйственных предприятий земельных долей внутри хозяйства, выкуп ими арендных земель и т. д.

         В этот период активно проводилось юридическое оформление и закрепление прав на землю. По данным Роскомзема, на начало 1995 г. число фактических землепользователей составило 50,4 млн., из них почти 50 млн. - граждане, а 445,4 тыс. - юридические лица. Государственные акты и свидетельства были выданы 32,6млн субъектам земельных отношений. Среди граждан - субъектов земельных отношений на долю крестьянских хозяйств приходилось всего 0,8%, владельцев личных подсобных хозяйств - 38,6, собственников земельных долей (паев) -23,6, садоводов - 27, на долю собственников участков под индивидуальным домом, а также членов дачных, гаражных и прочих кооперативов - 10 %. Пример- но 2/3 из них - жители городов, имевшие садовые, дачные, гаражные участки и участки под индивидуальной застройкой.

        В 1996 г. был также принят ряд постановлений Правительства РФ по лицензированию проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земли, по установлению границ землепользований в застройке городов и других поселений, по индексации ставок земельного налога и т. д. Указанные меры позволили значительно активизировать земельный рынок в стране.

        Количество земельных участков, выкупленных собственниками

приватизированных предприятий, значительно возросло. Рост числа собственников земли привел к расширению земельного оборота. Количество сделок с землей постоянно возрастало. В 55 субъектах РФ земельные участки выкупили 2,9 тыс. приватизированных предприятий, около 3 тыс. подали заявки на выкуп земли.

        В 1997 г. продолжались работы по формированию автоматизированной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В 60 субъектах РФ были разработаны и утверждены региональные программы создания таких систем. Образовано свыше 4 тыс. частных фирм, обслуживающих кадастровые системы, граждан и юридических лиц.

    1. Итоги земельной реформы (1990 – 2000)

        Пройдя десятилетний путь радикальных изменений земельных отношений, Россия продолжает жить в условиях земельной реформы. Россия прошла лишь первый этап земельных преобразований, связанный с принципиальными, глубинными изменениями в формах собственности на землю. На этом этапе были достигнуты следующие цели:

        — переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);

        — приватизация земель;

        — децентрализация права собственности на землю. В результате возникла множественность форм права собственности на землю:

         — частная (индивидуальная, общая долевая и общая совместная — физических и юридических лиц);

         — государственная, которая подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации;

          — муниципальная;

          — иные формы права собственности.

          В ходе земельной реформы в Российской Федерации произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация более ста миллионов гектаров земель.

          В итоге почти двенадцать миллионов работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств, которым в распоряжение передано свыше тринадцати миллионов гектаров земель.        Создан фонд перераспределения земель на площади 32 миллионов гектаров. В собственность граждан передано 63% всех сельскохозяйственных земель. Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено 10 тысяч земельных участков под такими предприятиями. В городах и поселениях городского типа в собственность граждан и юридических лиц передано 6% земли.

        Целью следующего этапа провозглашено повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПЕРИОДА СОВРЕМЕННОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

        За  годы реформы было принято  более 25 законов, более 30 указов Президента  Российской Федерации, более 40 постановлений  Правительства Российской Федерации.

      Первым  стал Указ Президента Российской  Федерации «О неотложных мерах  по осуществлению земельной реформы»  от 27 декабря 1991 г.

Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:

       — при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

       — при переселении в другую местность;

       — при передаче в собственность по наследованию;

       — при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

        Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.

       Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.

        Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других.

        Постановление  Правительства РФ от 25.08.1992 г. утверждены: «Положение о порядке ведения  государственного земельного кадастра».

       Согласно  Постановлению Правительства от 25.02.1992 г. «Об утверждении порядка  ставок земельного налога и  нормативной цены земли», цену  земли следует определять не  потенциальным доходом, а земельным  налогом, увеличенным в 50 раз.

          Постановлением Правительства РФ  от 28.01.1993 г. №77 утверждено: «Положение  о порядке возмещения убытков  собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам  и потерь сельскохозяйственного  производства». При выкупе или  продаже земельных участков убытки  собственности земли, включая упущенную  выгоду, учитываются в стоимости (цене) выкупаемого или продаваемого  участка. Возмещение убытков, включая  упущенную выгоду, производится  предприятиями, учреждениями, организациями  и гражданами, которым отведены  земельные участки и деятельность которых вызывает ограничение прав пользователей земли или ухудшение качества их земель.

Информация о работе Землеустройство в условиях современной земельной реформы