Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 08:30, реферат
Организованные в первой четверти XVIII в. государственные светские школы были новым типом учебных заведений. Религия в них уступала место общеобразовательным и специальным предметам. Хотя при комплектовании государственных школ правительство особое внимание обращало на вовлечение в них прежде всего детей дворян, однако в эти школы принимали детей и других сословий.
Введение…………………………………………………………………………...3
1) Школа математических и навигацких наук. Морская академия…………… 6
2) Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков…………………………………….12
3) Цифирные (арифметические) школы………………………………………..14
4) Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы………………….16
5) Архиерейские школы…………………………………………………………18
6) Учебная литература…......................................................................................20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24
Приложения…………………………………………………....………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1
УКАЗЫ
ПЕТРА I ОБ УЧЕНИИ И УЧИЛИЩАХ
Об основании школы математических и навигацких наук 14 января 1701 г.
«Великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец... указал именным своим великого государя повелением... быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителех же тех наук быть англинския земли урожденным: математической - Андрею Данилову сыну Фархварсону, навигацкой - Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук определить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемой большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякия нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты.
1714 г. января 20 – сенату послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцов, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны.
1714
г. 28 февраля Великий государь указал:
во всех губерниях дворянских и приказного
чина, дьячих и подьяческих детей от 10
до 15 лет, оприч однодворцов, учить цифири
и некоторую часть геометрии и для того
учения послать математических школ учеников
по нескольку человек в губернию ко архиереям
и в знатные монастыри, и в архиерейских
домах и в монастырях отвесть им школы,
и во время того учения тем учителям давать
кормовых по 3 алтына по 2 деньги на день,
из губернских доходов, которые по именному
Его Императорское Величество указу отставлены;
а с тех учеников им себе отнюдь ничего
не имать; а как ту науку те их ученики
выучат совершенно: и в то время давать
им свидетельствованные письма за своею
рукою, и во время того отпуску с тех учеников
за то учение имать им себе по рублю с человека;
а без таких свидетельствованных писем
жениться их не допускать и венечных памятей
не давать.
Приложение
2
Об учреждении Академии наук. 28 января 1724 г.
Его Императорское Величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили б книги... К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первый образ называется Университет; второй - Акаде-мия или социетет художеств и наук.
§ 1. Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают; Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и через новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих никакого попечения не имеют.
§ 2. Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и Университет, однакож де обои сии здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о проведении художеств и наук в лучшее состояние старается, учением в спекуляциях (размышлениях) и разысканиях своих, отчего как профессоры в Университетах, так и студенты пользу имеют, помешательства не имела, а Университет некоторыми остроумными разысканиями и спекуляциями от обучения не отведен был и тако младые люди оставлены были.
§ 3. Понеже ныне в России здание к возращению художеств и наук учинено быть имеет, того ради невозможно, чтоб здесь следовать в прочих государствах принятому образцу, но надлежит смотреть на состояние здешнего государства как в рассуждении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешнем временем распространялась, но и чрез обучение и расположение оных пользы в народе впредь была.
§
4. При заседании простой Академии
наук обои намерения не ис-полнятся,
ибо хотя чрез оную художествы и
науки в своем состоянии
§ 5. И токо потребнее всего, чтобы здесь таковое собрание заведено было, ежели бы из самолучших ученых людей состояло, которые довольны суть:
Науки производить и совершить, однакож де, чтоб они тем наукам младых людей (ежели которые из оных угодны будут) публично обучали и чтоб они некоторых людей при себе обучали, которые бы младых людей первым фундаментам (основательствам) всех наук обучать могли.
§ 6. И таким бы образом одно здание с малыми убытками тое же бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные собрания чинят, ибо оная:
Яко б совершенная Академия была, понеже довольно б членов о совершенстве художеств и наук трудилось;
Егда оные же члены те художествы и науки публично учить будут, то подобна оная будет Университету и такую ж прибыль произведет; Когда данные академикам младые люди, которым от е. и. в. довольно жалованье на пропитание определено будет, от них науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж полезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум.
§ 7. И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобно есть (кроме сего различия и авантажа, что сия Академия и то чинит, что Университету или коллегии чинить надлежит), того для я надеюсь, что сие здание удобнейше Академией названо быть имеет.
Науки, которые в сей Академии могут учинены быть, свободно бы в три классы разделить можно: в 1-м классе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят, во 2-м - все части физики, в 3-м - гуманиора, история и права.
§ 14. В Университете четыре факультета имеются, а именно: 1) теология, 2) юриспруденция, 3) медицина и 4) философия. Факультет теологии здесь отставляется, и попечение о том токмо Синоду предается. [...]
§ 16. Помянутые и в некоторые классы разделенные академики обязаны будут в своей науке ежедневно один час публичные лекции иметь, как и в прочих Университетах.
§ 17. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено.
§
18. А чтоб пользу от сих обучениев
иметь, к тому требуются угодные
люди, которые гуманиора отчасти
знают и некоторые малые
Информация о работе Школа математических и навигацких наук. Морская академия