Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 08:30, реферат
Организованные в первой четверти XVIII в. государственные светские школы были новым типом учебных заведений. Религия в них уступала место общеобразовательным и специальным предметам. Хотя при комплектовании государственных школ правительство особое внимание обращало на вовлечение в них прежде всего детей дворян, однако в эти школы принимали детей и других сословий.
Введение…………………………………………………………………………...3
1) Школа математических и навигацких наук. Морская академия…………… 6
2) Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков…………………………………….12
3) Цифирные (арифметические) школы………………………………………..14
4) Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы………………….16
5) Архиерейские школы…………………………………………………………18
6) Учебная литература…......................................................................................20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24
Приложения…………………………………………………....………………...
В официальных документах эти школы назывались «русскими» (основными предметами обучения в них были чтение, письмо и счет, преподавание шло на русском языке). Этим названием их отличали от «разноязычных», «немецких» и «латинских» школ того времени, в которых главными предметами обучения были иностранные языки.
Первая адмиралтейская русская школа открыта в Петербурге в 1719 г. В том же году подобные школы открыты в Кронштадте и Ревеле, а затем (около 1720 г.) в Таврове и при Петербургской партикулярной верфи (1722) [11].
В первой четверти XVIII в. возникли и первые школы, готовившие квалифицированных рабочих и мастеров. Это были горнозаводские школы. Первая из них открыта в 1716 г. по инициативе коменданта Олонецкой провинции В. И. Геннина на Петровском заводе - на территории Карелии. Адмиралтейская коллегия для обучения послала в школу первых ее учащихся - 20 подростков из бедных дворянских семей. Еще до открытия этой школы там же, на Олонецких заводах, учили горному делу юношей, мобилизованных правительством для работы на горных заводах, а также 12 воспитанников «из нижних чинов» Московской школы математических и навигацких наук доменному, кузнечному и якорному мастерствам. В Петрозаводской школе учились «и дети поселенцев новой Петровской слободы. В школе помимо письма и чтения изучалась арифметика, геометрия, артиллерия, горное дело [3].
Несколько горнозаводских школ создано на Урале В. Н. Татищевым. Работая начальником Главного управления сибирскими и казанскими казенными заводами, он в 20-х гг. создал цифирные и «словесные» горнорудные школы при уральских государственных заводах. Екатеринбург стал главным центром горнозаводского образования на Урале. В эти школы принимались дети нижних чинов и работных людей. Учащиеся проходили практику на заводах.
Гарнизонные,
адмиралтейские, горнозаводские школы
Урала и Олонецких заводов получили дальнейшее
развитие во второй четверти XVIII в. Они
сыграли положительную роль в распространении
грамотности и технических знаний среди
низших сословий, в подготовке кадров
для армии и флота, строительного дела
и промышленных предприятий.
5
Архиерейские школы
Верным соратником Петра I по преобразованию церкви, превращению ее в надежное орудие государства стал Феофан Прокопович, один из самых видных деятелей церковного просвещения, горячий приверженец новых общественных реформ. Ф. Прокопович составил «Духовный регламент». Утвержденный царем 25 января 1721 г., этот документ коренным образом изменил положение православной церкви в государстве и по-новому определил ее роль в общественной жизни вообще, в деле просвещения в частности. Церковь ставилась полностью в зависимость от государства, от императора. Управление ею поручалось Духовной коллегии, переименованной вскоре в Синод. Она была отстранена от руководства государственными светскими школами [8].
По «Духовному регламенту» епископам вменялось в обязанность открывать архиерейские школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. На каждую школу полагался один учитель, «который бы детей учил не только чисто, ясно и точно в книгах честь... но учил бы честь и разуметь. На содержание учителей и учащихся епископам разрешалось в своей епархии проводить особый хлебный сбор с монастырских земель. В архиерейских школах предлагалось обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, а также арифметике и части геометрии.
В Нижегородской школе было устроено три «школы» (класса): букварная, славяно-российская и эллино-греческая. В том же 1721 г. Феофан Прокопович открыл школу в Петербурге, в своем доме, для детей «всякого звания». Это была лучшая для своего времени школа как по оборудованию, так и по организации обучения. В ней преподавали славянский, русский, латинский и греческий языки, а также риторику, логику, «римские древности», арифметику, геометрию, географию, историю, рисование и музыку. Учащиеся устраивали концерты и сценические представления. Учебная работа проводилась по инструкции, специально составленной Ф. Прокоповичем, в которой был определен порядок учебных занятий и отдыха, устанавливались правила надзора за школьниками, давались наставления о поведении их в школе, общежитии, церкви, о соблюдении правил гигиены.
В 1721- 1725 гг. было открыто 13 архиерейских школ, а всего к началу второй четверти XVIII в. их имелось около 45 с 3 тысячами учащихся. В большинстве этих школ обучали славяно-российской грамоте и церковной службе, нередко арифметике и геометрии. Многие из этих школ сначала помещались вместе с цифирными и как бы дополняли друг друга [2].
В
20-х гг. некоторые архиерейские школы
стали превращаться в средние
духовные учебные заведения - семинарии,
в которых кроме духовных дисциплин изучались
логика, география, история и другие общеобразовательные
предметы. Духовные семинарии возникали
в большинстве епархий, из них выходило
не только подготовленное новое духовенство,
но и ряд светских деятелей.
6
Учебная литература
Реформы
первой четверти XVIII в. способствовали
оживлению педагогической мысли, нашедшей
отражение в учебной
Большая учебная литература тех лет во многом определила содержание образования и методы обучения в школах. В типографиях печатались книги по различным отраслям знаний (математике, механике, астрономии, навигации, географии, истории и др.), усвоение которых облегчалось введением нового, гражданского шрифта вместо церковно-славянского и нового, арабского обозначения цифр вместо буквенного. По астрономии вышли книги, распространявшие учение. Астрономические знания излагались и в печатных календарях.
В 1700-1725 гг. издано около 600 названий переводных и оригинальных книг, в том числе много букварей, учебников, словарей. Переиздавались буквари, известные в XVII в., составлено несколько новых книг для обучения грамоте. Управляющим Московской типографией Федором Поликарповым издан его «Трехъязычный букварь» -- «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим и любомудрие в пользу душеспасительную обрести тщащимся» (1701). В нем помещены буквы, склады и избранные слова на славянском, греческом и латинском языках, а также молитвы, заповеди, статьи и стихи религиозного и нравоучительного характера [5].
В 1704 - 1708 гг. в Москве напечатан «Букварь языка словенска» неизвестного автора. Он во многом сходен с букварем Симеона Полоцкого. В этой книге было новым «увещевание к родителям о воспитании детей», в котором автор доказывал необходимость и важность правильного их воспитания.
Самым
популярным и интересным в педагогическом
отношении был напечатанный в 1720
г. в Петербурге букварь Феофана
Прокоповича под названием «
После букваря учащиеся переходили к чтению часослова и псалтыря, а затем обучались письму. При обучении письму детей сначала учили писать буквы по порядку алфавита, потом списывать образцы слов по прописям и наконец шли упражнения по списыванию разнообразных текстов. Такой порядок «словесного обучения» имел место во всех государственных и церковных школах.
Известный
учитель и проповедник Гавриил
Бужинский перевел две книги
по всеобщей истории: с немецкого - «Введение
в историю европейскую...» С. Пуфендорфа
(1718) и с латинского - «Феатрон, или
Позор исторический...» (1724) В. Стратемана.
Эти книги явились первым образцом
нового изложения всеобщей истории, который
приходил на смену старинному хронографу
[7].
Заключение
Правительство Петра I проводит многочисленные просветительские реформы при самом активном и деятельном участии самого царя, в результате которых организуются светские государственные учебные заведения. Среди них выделилась крупнейшая Московская школа математических и навигацких наук, просуществовавшая более 50 лет и подготовившая большое число специалистов, в том числе и учителей первых светских школ.
В течение длительного времени Петр I вел разнообразную деятельность по созданию материальной базы и всего необходимого для организации Академии наук, ее открытие состоялось уже после смерти царя в 1725г. Петровские школы и Академия наук положили начало формированию в России людей, профессией которых стал умственный труд, культурная, просветительская и научная деятельность.
Появились светские книги, газета, на Красной площади, у Никольской башни - театр. Открылись школы, аптеки, больницы. Выросла новая столица - Санкт-Петербург, - возведенная иностранными и русскими архитекторами как европейский город. Много новых зданий появилось в Москве.
В исторической науке высказывались разные оценки деятельности Петра I, значения и последствий его реформ.
В XIX в. наиболее позитивные оценки давались С.С.Соловьевым и «государственной школой». Соловьев доказывал, что Петр - великий преобразователь России, один из наиболее великих исторических деятелей, «революционер на троне». Подчеркивалось, что со времени Петра Россия стала великой европейской державой, прорвалась к морю, создала мощную армию и промышленность. В XX в. безмерное восхваление Петра наблюдается при Сталине, например, в известном романе А.Толстого.
В то же время многие историки делали акцент на противоречивости петровских реформ, наличии в них больших негативных моментов. Одним из первых на это указал Милюков, который подчеркивал, что рост государственной мощи при Петре был, достигнут за счет непомерных жертв (по его подсчетам, за это время население уменьшилось России на 1/4). Многие советские историки также отмечали, что в результате деятельности Петра I наряду с ростом мощи страны имело место усиление самодержавия (окончательное утверждение абсолютизма) и крепостничества, что стало впоследствии главным тормозом для развития России.
В
начале XX в. известный русский философ
Н.Бердяев и его
Чисто негативная оценка петровских преобразований была характерна для славянофилов и их современных продолжателей - «почвенников». В соответствии с этой концепцией, Петр изменил естественный ход российской истории, сломал национальные основы и традиции, подчинил Россию западному влиянию, создал самодержавно-полицейский строй.
Однако
проведенный здесь анализ деятельности
Петра по созданию системы высшего образования
в России показывает, что этим самым процессом
возникновения философских течений и
исторических концепций в русской мысли,
мы обязаны неутомимой энергии царя-плотника.
Список
литературы
1. Анисимов, Е.В. Петр Первый: рождение империи//История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991, 220с.
2. Анисимов, Е.В. Петровские реформы и их исторические последствия для России/ Е.В. Анисимов – М., 1993, 312с.
3. Буганов, В.И. Петр Великий и его время/В.И Буганов. - М., 1989, 232с.
4. Будзилович, П.Л. Православный учебник русской истории/ П.Л. Будзилович – СПб, 212с.
5. Егоров, С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия/С.Ф. Егоров - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 367с.
6. Егоров, С.Ф., Вендровская Р.С., Никандров, Н.Н. Образование в России: вехи истории; государственная педагогика XVII - середина XIX вв./ Педагогика народов мира История и современность (автор-составитель Салимова К.И., Додде Н.) - М.: «Педагогическое общество России», 2001.
7. Калюжный, Д.В., Кеслер Я.М. Другая история Российской империи. От Петра до Павла/ Д.В. Калюжный, Я.М. Кеслер– М.: Вече, 2002. – 202с.
8. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен (т. 17)/ С.М. Соловьев – М.: Спутник, 2002. – 446с.
9. Смирнов А.В. Русская школа в первой четверти XVIII века \ Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (т. 2) (отв.редактор Шабаева М.Ф.) - М.: «Педагогика», 1973.
10. Смирнов, А.В. Русская педагогическая мысль первой четверти XVIII века // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (т. 2) (отв.редактор Шабаева М.Ф.) - М., 1973.
11.
Молчанов, Н.Н. Петр I/ Н.Н. Молчанов - М.:
Эксмо, 1990. - 448с.
Информация о работе Школа математических и навигацких наук. Морская академия