Сельское хозяйство как специфическая среда развития кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:10, реферат

Краткое описание

Развитие сельских территорий как общенациональная стратегия. Село, аграрная экономика занимают значительное место в российском обществе. Около 27% населения РФ проживает в сельской местности, 11% трудоспособных занято в сельском хозяйстве, доля аграрного сектора в ВВП страны - более 5%. Поэтому происходящие на селе процессы должны находиться под пристальным вниманием политиков и ученых.

Файлы: 1 файл

АПК.docx

— 59.53 Кб (Скачать)

Сельское  хозяйство как  специфическая среда развития кооперации.

   Развитие сельских территорий как общенациональная стратегия. Село, аграрная экономика занимают значительное место в российском обществе. Около 27% населения РФ проживает в сельской местности, 11% трудоспособных занято в сельском хозяйстве, доля аграрного сектора в ВВП страны - более 5%. Поэтому происходящие на селе процессы должны находиться под пристальным вниманием политиков и ученых. Однако то, что происходит в сельском обществе сегодня, можно определить как углубляющуюся системную деградацию. Хотя в стране имеются некоторые благополучные сельские территории, своего рода «островки», общая картина не вселяет оптимизма. Такой вывод основывается на результатах продолжительного мониторинга социально-экономического положения сельских территорий Уральского региона Башкирии и прилегающих к нему районов Челябинской и Оренбургской областей в рамках региональных исследований, осуществляемых авторами с 1994 г. при поддержке Московского общественного научного фонда и Академии наук Республики Башкортостан.

   До последнего времени в общественном мнении, государственной политике и науке, к сожалению, доминировал узкий подход к определению роли и значения развития сельских территорий. В целом понятия «развитие сельских территорий» и «развитие сельского хозяйства» рассматривались как тождественные, соответственно роль и значение сельской местности для страны сводились лишь к обеспечению продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Не умаляя важности этих и других экономических функций села, хотелось бы обратить внимание на то, что стратегическое значение политического, социально-культурного, экологического и рекреационного аспектов развития сельских территорий для страны как в теории, так и на практике не учитывается в должной мере. В современных условиях это недопустимо, на наш взгляд, в силу двух обстоятельств. Во-первых, вследствие объективного характера многофункциональности сельских территорий и особой значимости их для политического и социально-экономического развития общества. Каждая функция может быть адекватно понята и эффективно реализована лишь в том случае, если она рассматривается в системной связи с другими функциями в контексте реализации единой стратегии государственного развития. Во-вторых, складывающаяся ситуация в стране (демографический и экологический кризисы, снижение качества жизни и человеческого потенциала, упадок деревень и опустошение сельскохозяйственных угодий) создает угрозы для общенационального развития. Поэтому стратегический подход к решению хозяйственных проблем села может быть выработан лишь исходя из приоритетности развития сельских территорий в целом.

   Развитие сельского хозяйства необходимо рассматривать как органичную составную часть данной государственной стратегии.

   Политический аспект развития сельских территорий заключается в первую очередь в сохранении территориальной целостности государства и политической стабильности в стране. Крепкая и динамично развивающаяся экономика села - это основа, залог сохранения населения громадных сельских территорий. Ее развал ведет к исчезновению сел и деревень, хозяйственному опустошению местности. В условиях дефицита сельскохозяйственных угодий в мировом масштабе заброшенные производительные земли в России долго таковыми не останутся. Они будут заселены выходцами из тех стран, в которых имеет место избыточное сельское население. В результате могут возникнуть целые анклавы территорий, заселенные иммигрантами, которые в силу особенностей сельских сообществ, вероятнее всего, будут иметь все условия для сохранения языка, культуры, обычаев, родственных, клановых и других специфических социальных связей, присущих тому или иному народу. Если такие территории появятся вдоль государственных границ, то возможна ситуация, напоминающая нынешний конфликт между Сербией и Косово.

   Социально-культурный аспект развития сельских территорий включает достаточно разнообразный комплекс проблем. Так, например, производственно - трудовая деятельность на селе предполагает активное вовлечение в нее детей и тем самым решает задачу социализации подрастающего поколения. Участвуя с раннего возраста в работах по семейному хозяйству, дети постепенно накапливают необходимые для самостоятельной жизни знания, умения и навыки, формируют культуру труда и трудовых отношений. Можно говорить не только о функции воспроизводства трудового потенциала села, но и о функции формирования человеческого капитала страны. Как показывает история, большую часть интеллектуальной, политической и научно-технической элиты страны составляют люди, прошедшие в детстве и юности хорошую трудовую школу в крестьянской среде.

   Учитывая, что экономика села в основном базируется на семейных формах хозяйствования, необходимо отметить, что развивающееся крепкое семейное хозяйство характеризуется наличием, с одной стороны, достаточного количества добросовестных и профессионально подготовленных работников, причем не наемных, ориентированных на нормированный труд, а работников с хозяйской мотивацией и хозяйским отношением к труду, имуществу, животным; с другой - наследников, способных достойно продолжить семейное дело. Следовательно, хозяйственные интересы такой семьи предполагают, чтобы она была большая, дружная и здоровая. Чем больше таких хозяйств на селе, тем лучше демографическая ситуация в стране. Таким образом, именно на селе решается проблема расширенного воспроизводства населения.

   Расширенное воспроизводство сельского населения в свою очередь - непременное условие сохранения и развития самобытности народов, их языка, культуры, обычаев, традиций. Здесь очевидна взаимосвязь между функцией расширенного воспроизводства населения и функцией сохранения материальной и экономической культуры народа, его культурного наследия и национальной идентичности в целом.

   Важнейшее значение имеют и такие тесно связанные между собой аспекты сельского развития, как рекреационный и экологический. Сельскохозяйственный труд является, особенно для горожан, разновидностью активного отдыха и укрепления здоровья, так как здесь имеет место перемена деятельности, общение с животными и природой, физическая работа на открытом воздухе. На сочетании сельскохозяйственной работы с активным отдыхом в деревенских условиях базируется такая быстроразвивающаяся в мире разновидность туристического бизнеса, как агротуризм. В некоторых регионах Северной Европы на него приходится до 60% работающих в местной экономике.

   Развитие агротуризма может удачно сочетаться (и дополняться) с другими, достаточно рентабельными видами предпринимательской деятельности, например, разведением дичи на промышленной основе, рыбоводством и рыболовством, пчеловодством, коневодством, овцеводством. Появляются возможности и для извлечения коммерческой выгоды из таких сугубо некоммерческих, на первый взгляд, сфер, как этнохозяйственный комплекс, народные традиции, национальная культура. То, что этноэкономика может успешно адаптироваться к меняющейся социально-экономической среде и способна стать существенным фактором развития территориального хозяйственного комплекса в полиэтническом регионе, убедительно аргументировано, в частности, В.Н. Овчинниковым и Ю.С. Колесниковым [1].

   Значимость сельской местности для общества растет по мере актуализации охраны окружающей среды и производства экологически безопасного продовольствия. Как ни парадоксально, в мире неуклонно возрастает спрос на продукты питания, производимые в условиях экстенсивного ведения хозяйства: считается, что оно в большей мере гарантирует параметры качества и экологической безопасности. Потери от низкой производительности здесь компенсируются высокими ценами, а главная проблема состоит в создании эффективных маркетинговых и сбытовых механизмов. Россия имеет все предпосылки для того, чтобы превратиться в главного мирового поставщика экологически чистого продовольствия, став тем самым одним из главных игроков на мировом продовольственном рынке. Используя экологически безопасные как традиционные, так и современные аграрные и другие технологии, российские сельские производители могут органично вписаться в местные экоареалы и соответственно оптимально использовать их сельскохозяйственные ресурсы, сформировать высокопродуктивные и экологически устойчивые агросистемы и агроландшафты.

   Рост благосостояния населения развитых и развивающихся стран сопровождается сдвигом рыночного спроса в пользу не просто высококачественных, но и эксклюзивных товаров и услуг, включая рекреационные услуги. Соответственно открываются широкие возможности для диверсификации экономики села в рамках формирования перспективной единой системы «производство экологически чистого продовольствия - рекреационная деятельность - сохранение природы и ландшафтов - сохранение самобытности этносов». 

Развитие сельских территорий, рассматриваемое в таком  широком контексте, представляет для  страны важное стратегическое значение, от успешности которого непосредственно  зависят и геополитическое положение  страны, и ее роль в мировой экономической  системе. Важной составной частью реализации данной стратегической задачи является институциональная реформа, направленная на создание адекватных поставленным целям матриц формальных и неформальных социальных и экономических институтов, норм и правил. Необходимо целенаправленное формирование институтов устойчивого  развития сельской местности.

   Актуальность и особенности институционального анализа применительно к современному сельскому развитию. Главная проблема, на наш взгляд, заключается даже не в том, что село превратилось в зону сплошной бедности и социального неблагополучия, а в том, что у руководства страны отсутствует научно обоснованная целостная концепция вывода села из социально-экономического кризиса и соответственно более или менее определенная стратегия аграрных преобразований. Как результат, на селе укрепляются позиции неформальной экономики, происходит архаизация хозяйственной жизни, наблюдается рост бюрократизации и произвола местных, региональных властей, усиливаются неопределенность, хаос и беспорядок. Иными словами, имеет место резкое ухудшение «качества» экономических и социальных институтов, что является главной причиной деградации села.

   Попытаемся обосновать свой концептуальный подход к определению вектора постсоветского развития социальных и экономических институтов в сельской местности и формирования на селе эффективной институциональной среды.

   Жизнедеятельность на селе отличается особой целостностью. Аграрная экономика в значительно большей степени, чем промышленность и другие отрасли, погружена в сложную сеть социальных связей, и хозяйственную деятельность сельского жителя нельзя рассматривать вне общей системы его социальных связей. Экономические стимулы, формируемые рынком, воздействуют на хозяйственное поведение крестьян через совокупность социальных отношений и норм, составляющих институциональную структуру сельской экономики. Селянин во многом руководствуется в своих действиях не личной выгодой, не экономической целесообразностью, а традициями, сложившимися в том локальном сообществе, к которому он принадлежит. Институты, взаимодействуя с экономическими интересами и мотивационными установками, предопределяют характер и направленность хозяйственных решений. Поэтому глубокое понимание проблем сельской экономики и правильная их интерпретация не представляются возможными вне рассмотрения их в тесной связи с факторами и условиями, определяемыми явлениями из других сфер жизни села. Отсюда перспективность институциональной методологии для изучения сельской жизни, центральной идеей которой являются признание институтов как важнейшей детерминанты экономического поведения людей и рассмотрение хозяйственной деятельности в тесной связи с социальной сущностью человека.

   Несмотря на определенные достижения в применении институционально-эволюционной методологии к исследованиям актуальных социально-экономических проблем, трудно однозначно утверждать, что наши теоретические представления об институциональном устройстве экономики достаточно полные и всесторонние. Такие вопросы, как эволюция неформальных институтов, их взаимодействие с формальными институтами, «импорт» институтов, нарушения институциональной преемственности, формирование и устойчивость неэффективных институтов и ряд других, нуждаются в более глубоком изучении. Вопросы выбора институтов и их структур, формирования новых институциональных систем в трансформируемом обществе остаются дискуссионными.

   Эти методологические проблемы во многом выходят за рамки предмета данной статьи и требуют специального рассмотрения. Нами решается более узкая задача, состоящая в обосновании теоретического инструментария для исследования институциональных изменений в сельской местности, проектирования и создания эффективных социальных и экономических институтов.

   Институциональное устройство села нами рассматривается на трех уровнях (рисунок). На формальном, «поверхностном» уровне институты легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и идентифицировать. 

   Например, в ходе реформирования аграрного сектора бывшие колхозы и совхозы формально превратились в различные товарищества, общества и производственные кооперативы. Однако при углубленном анализе внутренней институциональной среды выявляется, что во многих хозяйствах принципиальных изменений не произошло: по социальной и экономической сущности они практически не отличаются от сельскохозяйственных предприятий советского типа. Здесь обнаруживается диалектическое противоречие между содержанием и формой, сущностью и явлением. Формы могут и не быть адекватными отражениями или проявлениями реального содержания. Для выявления содержания или сущности институтов необходимо изучить более глубокие пласты институциональной структуры.

   Исследователи институционального устройства общества часто затрагивают лишь основополагающие нормы и правила как формальные, так и неформальные. Восприятие этих институтов происходит на уровне сознания и обусловлено желаниями людей. Нередко уже на этом уровне познания обнаруживаются несоответствия и противоречия между видимым, или поверхностным, слоем институциональной среды и ее реальным содержанием.

   Хозяйственная повседневность людей во многом имеет рутинный характер. Это означает, что, принимая некоторые решения, или предпринимая определенные действия, хозяйствующее лицо даже не задумывается о том, почему он это делает, и делает так, а не иначе. Действия человека и его взаимоотношения в хозяйственной сфере часто предопределены установками подсознательного характера, выработанными через культуру, воспитание, обучение, подражания и привычки. Иными словами, у людей постепенно, в течение всего процесса социализации формируются прочные стереотипы мышления и поведения, которые служат им ориентирами при решении повседневных экономических проблем, внося в их взаимоотношения определенность, предсказуемость и понимание друг друга.

Информация о работе Сельское хозяйство как специфическая среда развития кооперации