Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 18:05, курсовая работа
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед, отягощенная системой крепостничества, но сделать радикальные шаги в этом направлении было необходимо. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления Александра I и Николая I.
Введение 2
1.Развитие предпринимательства в промышленности 4
1.1. Развитие промыслов и мануфактур 4
1.2. Промышленный переворот 6
1.3. Развитие транспорта 7
1.4. Особенности русского дореформенного предпринимательства 8
2. Развитие предпринимательства в торговле и финансовой сфере 10
2.1. Торговля на внутреннем рынке 10
2.2. Внешняя торговля: «тарифная тряска» 11
2.3. Финансовая сфера: первоначальное накопление капитала 12
3.Развитие предпринимательства в сельском хозяйстве 13
4.Законодательное обеспечение предпринимательства 16
Заключение 18
Список использованной литературы: 20
Содержание
К началу XIX века Россия занимала огромную территорию от Прибалтики до Дальнего Востока. Ей принадлежала Аляска и некоторые другие территории в Северной Америке. Население страны к середине века составило около 74 миллионов человек. Оно состояло из многочисленных народов, проживавших на бескрайних землях, и это также накладывало отпечаток на состояние экономики.
В 1801—1804 годах по просьбе грузинских царей и князей в состав России вошла Грузия, которая спасалась от натиска Персии. В результате войны с Персией и Турцией в 1804—1813 годах к России отошли Имеретия, Гурия, Мингрелия, Абхазия, а также Дагес-тан и ханства Северного Азербайджана со столицей в Баку. В мае 1812 года Россия подписала в Бухаресте мир с Турцией, и к России отошла Бессарабия, кроме ее южной части. После успешных военных действий против Швеции в 1808—1809 годах к России были присоединены Финляндия (Великое княжество Финляндское) и Аландские острова. Финляндия имела большую самостоятельность в составе России: выборный сейм, свою конституцию, денежную и таможенную системы. От имени российского императора туда назначался наместник. Можно сказать, что Финляндия была скорее особым государством, соединенным с Россией личной унией, чем российской провинцией.
По решению Венского (1814—1815) конгресса европейских стран, победивших Наполеона, в состав России была включена почти вся Польша (Царство Польское), которой управлял царский наместник. Органом власти Польши был сейм, действовала конституция. Польский корпус (армия) входил в состав вооруженных сил России. Правда, позже в результате разгрома восстания 1830—1831 годов Польша лишилась конституции, был упразднен сейм, а Царство Польское объявлено неотъемлемой частью Российской империи.
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед, отягощенная системой крепостничества, но сделать радикальные шаги в этом направлении было необходимо. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления Александра I и Николая I.
В первой половине XIX века основная часть промышленной продукции выпускалась не крупными предприятиями, а мелкими промыслами. Особенно это было характерно для обрабатывающей промышленности, производящей потребительские товары. В 1850-х годах на их долю приходилось до 80% общего объема выпускаемой продукции. Промыслы были наиболее распространены в центральных нечерноземных губерниях — Московской, Ярославской, Владимирской, Калужской и др., где почти в каждом селении крестьяне одновременно занимались сельским хозяйством и каким-либо промыслом: ткачеством, изготовлением глиняной посуды и домашней утвари, шитьем обуви и одежды.
Постепенно население многих деревень и промысловых округов полностью отказывалось от земледельческого труда и целиком переключалось на промышленную деятельность. Известны такие села, как Иваново-Вознесенск и Тейково во Владимирской губернии, Павлове — в Нижегородской, Кимры — в Тверской, превратившиеся в центры текстильной, металлообрабатывающей и кожевенной промышленности.
Большую роль в становлении отечественной промышленности сыграла рассеянная мануфактура, при которой предприниматель-скупщик раздавал работу крестьянам-надомникам. Позже этих работников стали собирать под одну крышу, где они трудились на основе подетального разделения труда. Таким образом постепенно накапливались капиталы, готовились квалифицированные кадры для будущих крупных промышленных предприятий.
По-прежнему важное значение для сельского населения имели отхожие промыслы, зародившиеся еще в XVII веке. Большое распространение они получили в центральных и северо-западных губерниях, где на малоплодородных землях крестьяне не могли содержать семью и платить подати. К середине века отсюда на заработки в крупные города уходило до 30—40% взрослого мужского населения. Этот процесс послужил важным фактором при формировании рынка труда, а также роста городского населения. В 1820-1830-х годах крепостные составляли 46% общей численности промышленных рабочих страны, и лишь к 1860 году их доля снизилась до 18%. Но даже среди 82% «вольнонаемных» рабочих подавляющее большинство составляли крепостные крестьяне, отпущенные помещиками на заработки.
Количество промышленных предприятий к 1860 году возросло до 15 тысяч, но большую их часть составляли мелкие производства, где работали по 10— 15 человек, чаще всего наемных работников. Доля таких предприятий в их общем объеме достигла к середине века 82%.1
Но еще много было предприятий, базировавшихся на крепостном труде: старые горнодобывающие рудники и заводы, созданные еще в петровскую эпоху, а также вотчинные мануфактуры, основанные помещиками. Однако многие из них находились в кризисном состоянии и уступали в конкуренции предприятиям, основанным на наемном труде, вследствие низкой производительности, плохого качества выпускаемой продукции и ее дороговизны. Работа на вотчинных мануфактурах являлась для крестьян одной из самых тяжелых форм барщины, что толкало их к сопротивлению. Острый кризис переживали и посессионные мануфактуры вследствие их низкой эффективности.
Развитие российской промышленности происходило неравномерно. Наиболее быстрыми темпами развивалось хлопчатобумажное производство. В 1850-е годы Россия занимала пятое место в мире по выпуску хлопчатобумажных тканей. Заметные успехи наблюдались в шерстяной промышленности, а производство полотняных и шелковых тканей находилось в состоянии застоя. Если в 1804 году в стране насчитывалось 285 полотняных мануфактур, то к 1845 году их количество сократилось до 156. Состояние депрессии охватило и металлургию. За первую половину XIX века производство чугуна выросло лишь в два раза — с 9 до 18 миллионов пудов, а в это же время Англия увеличила производство чугуна в 30 раз. Доля России в мировой металлургии сократился с 12% в 1830 году до 4% в 1850 году. Это был результат технической отсталости, низкой производительности труда крепостных работников. Российская металлургия выживала только благодаря жесткой системе таможенных тарифов на ввоз черных и цветных металлов.
В 1830— 1840-х годах в промышленности стали создаваться крупные предприятия, фабрики, основанные на машинной технике, т.е. начался промышленный переворот. Переход к фабричному производству означал появление совершенно новых социальных групп населения: предпринимателей и наемных работников. Этот процесс начался раньше всего в хлопчатобумажной промышленности, где уже в 1825 году 94,7% рабочих были наемными, а позже всего — в горнодобывающей. Это объясняется тем, что текстильные предприятия быстрее остальных стали оснащаться различными машинами, для обслуживания которых нужны были более подготовленные работники, не связанные с сельским хозяйством.
Первым предприятием, основанном на машинной технике, была казенная Александровская хлопчатобумажная мануфактура в Санкт-Петербурге (1799). В 1860 году только в Московской губернии таких предприятий было уже 191, а в Петербургской — 117. К этому времени на прядильном и ситцепечатном производстве широко использовалось специальное оборудование. К середине века на долю машинного производства приходилось две трети всей крупной промышленности.
Одним
из показателей промышленного
В первой половине XIX века Россия оставалась страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию. В качестве основных видов транспорта в России того времени были водный и гужевой (перевозки на лошадях). По рекам — Волге, Днепру, Северной и Западной Двине, Неману, Дону — двигались основные грузопотоки: хлеб, сельскохозяйственное сырье, продукция металлургии, строительные материалы, древесина и др. В начале века были введены в строй каналы, которые соединили Волгу с Северной Двиной и Балтийским бассейном, Днепр соединили каналами с Вислой, Неманом, Западной Двиной, но их пропускная способность была невелика. В 1815—1817 годах на реках появились первые пароходы, а к 1860 году их уже насчитывалось около 340, в основном иностранного производства. По рекам грузы сплавлялись на плотах, баржах или при помощи конной и бурлацкой тяги.
Если водными путями пользовались летом, то зимой более удобным видом транспорта были перевозки на лошадях по санному пути. В основном дороги были грунтовыми, в распутицу практически непроезжими. В городах улицы часто мостили булыжником. В первой половине века стали строить шоссейные дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, Варшавой, Ярославлем, Нижним Новгородом и др. К 1860 году по стране насчитывалось 9 тысяч верст шоссейных дорог, что было конечно же очень мало для огромной России (1 верста =1,07 км.).
В 1830-х годах началось строительство железных дорог. Первая железная дорога была построена между Санкт-Петербургом и Царским Селом, ее длина была всего 25 верст. В 1843—1851 годах железная дорога протяженностью 650 верст соединила Санкт-Петербург и Москву, что имело большое экономическое и стратегическое значение. Одновременно на частные средства была построена железная дорога от Санкт-Петербурга до Варшавы. Всего к 1861 году в России имелось лишь около 1,5 тысяч верст железнодорожных линий, и по этому показателю страна чрезвычайно отставала от Западной Европы. В Англии в это время протяженность железных дорог составляла 15 тысяч верст.
Железнодорожному строительству сильно противодействовали владельцы ямских станций, всячески старавшиеся не допустить развития новых средств передвижения. Даже в правительстве имелись противники строительства железных дорог, которые доказывали, что в России для них якобы не будет ни грузов, ни пассажиров. Министр финансов Е. Канкрин заявлял, что железные дороги «подстрекают к частым путешествиям без всякой нужды и таким образом увеличивают непостоянство духа нашей эпохи». Он говорил, что соединение рельсами Москвы и Казани возможно лишь через 200—300 лет.
Необходимо отметить специфические черты, которые были присущи дореформенным наемным работникам и предпринимателям. Наемные рабочие, как правило, одновременно являлись и крепостными людьми, ушедшими на оброк, но еще связанными с сельским хозяйством. Они зависели, с одной стороны, от фабриканта, а с другой — от помещика, который мог в любой момент вернуть их в деревню, заставить работать на барщине. Да и для фабриканта (заводчика) нанимать такого работника было достаточно дорого, так как помимо заработной платы рабочему он должен был возмещать за него и оброк помещику. Государственный (казенный) крестьянин, ушедший в город, тоже не был полностью свободен, потому что все еще был связан с общиной определенными отношениями.
Русская
дореформенная буржуазия
Но большая часть предпринимателей и торгующих крестьян все еще оставалась крепостными. И хотя многие из них уже имели большие капиталы, владели мануфактурами, они, как и в XVIII веке, продолжали платить немалые суммы оброка помещикам, которые не торопились из-за этого отпускать на волю разбогатевших предпринимателей. Например, владелец крупной шелкоткацкой фабрики в Подмосковье И. Кондрашев так и оставался крепостным князей Голицыных до самого 1861 года. В качестве примера можно также привести фабриканта С. Морозова, который в 1820-х годах выкупился на волю у помещика Рюмина за 17 тысяч рублей, сумму, равную годовому оброку с двух тысяч крепостных крестьян. Несколько десятков фабрикантов села Иванове выкупились у графа Шереметева более чем за 1 миллион рублей.3
Внутренняя торговля первой половины XIX века почти не отличалась от торговли XVIII века ни по структуре, ни по содержанию. Все также основной объем внутренней торговли приходился на сельскохозяйственную продукцию и изделия кустарных промыслов. И лишь к середине века увеличилась доля изделий крупных промышленных предприятий, особенно текстильных и кожевенных. Заметно повысилась роль-центров оптовой торговли — ярмарок. Наиболее крупных, с оборотом свыше 1 миллиона рублей, было немного, всего 64: Нижегородская, Ростовская (Ярославская губерния), Коренная (около Курска) и др. Кроме того, почти 18 тысяч ярмарок были средними и мелкими.
Информация о работе Развитие предпринимательства в сельском хозяйстве