Предпринимательство в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования заключается в теоретическом обосновании, оценке развития предпринимательства в аграрной сфере. В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
изучить основные этапы становления и развития предпринимательства в аграрной сфере России
обосновать основные направления экономической деятельности государства по институциональному обеспечению предпринимательства в аграрной сфере
определить эффективность крупного и малого бизнеса в сельском хозяйстве
изучить развитие агробизнеса

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные этапы становления и развития
предпринимательства в аграрной сфере России………………………..5
Глава 2. Механизм институционального обеспечения
предпринимательства в аграрной сфере………………………..…….....8
Глава 3. Развитие бизнеса в аграрной сфере……………………...………………16
3.1 Эффективность крупного и малого бизнеса в сельском хозяйстве……16
3.2 Развитие агробизнеса……………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………...………..26
Список использованной литературы ………………………………….………….28

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные этапы становления  и развития

               предпринимательства в аграрной сфере России………………………..5

Глава 2. Механизм институционального обеспечения 

               предпринимательства в аграрной сфере………………………..…….....8

Глава 3. Развитие бизнеса в аграрной сфере……………………...………………16

        3.1 Эффективность  крупного и малого бизнеса  в сельском хозяйстве……16

        3.2 Развитие  агробизнеса……………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………...………..26

Список использованной литературы ………………………………….………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  исследования. Предпринимательство в сельском хозяйстве призвано выполнять чрезвычайно важные экономические и социальные функции. Оно должно обеспечивать функционирование отрасли материального производства, развитие которой оказывает определяющее влияние на состояние всей экономики, уровень жизни населения, обеспечение продовольственной безопасности. Развитие аграрного предпринимательства является одним из ключевых факторов стабилизации, оживления и постепенного подъема экономики России. Предпринимательство в сельском хозяйстве, способствует формированию рациональной структуры экономики и конкурентной среды, среднего класса населения, смягчению безработицы, увеличению доходной части бюджетов всех уровней, повышая тем самым политическую, экономическую и социальную стабильность в обществе. Преодоление социально - экономического кризиса в агропромышленном комплексе напрямую зависит от эффективности развития предпринимательства, что находит свое отражение в современной экономической политике, проводимой Правительством Российской Федерации.

Исследование процесса становления предпринимательства  в отечественной экономике выявило  наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, к концу 90-х годов в России уже были созданы все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Сформирована необходимая инфраструктура в лице федеральных и региональных государственных целевых фондов, многочисленных ассоциаций и иных общественных объединений предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. После кризиса 1998 года на финансовых рынках появились свободные ресурсы, ранее обслуживающие государственные заимствования. Тема необходимости малого предпринимательства для отечественной экономики постоянно звучит в выступлениях государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых - экономистов.

Выявление определивших рассмотренное противоречие факторов и далее - способов их скорейшей нейтрализации  превращается в важнейшую задачу макроэкономического характера. Ее решение обеспечит возможность реализации потенциала предпринимательства в части стимулирующего воздействия на основные аспекты развития современного общества - экономику, социальную сферу, научно-технический прогресс.

Цель настоящего исследования заключается в теоретическом обосновании, оценке развития предпринимательства в аграрной сфере.

В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие  основные задачи:

  • изучить основные этапы становления и развития предпринимательства в аграрной сфере России
  • обосновать основные направления экономической деятельности государства по институциональному обеспечению предпринимательства в аграрной сфере
  • определить эффективность крупного и малого бизнеса в сельском хозяйстве
  • изучить развитие агробизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ РОССИИ

Средой функционирования предпринимателей и важнейшим фактором развития предпринимательства как  деятельности, базирующейся на принципах экономической самостоятельности, независимости, плановости, творческом поиске, мобильности, экономической заинтересованности и ответственности является среда, складывающаяся в сфере обмена между участниками воспроизводственного процесса, обладающими независимостью, основанной на праве собственности, позволяющей им быть свободными в той мере, в какой это не противоречит нормам права.

На основе изучения исторических аспектов развития предпринимательства в аграрной сфере России можно сделать вывод, что истоки отечественного аграрного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов.

Историю становления и развития предпринимательства в аграрной сфере условно можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе исследуются  истоки и причины зарождения предпринимательства  в аграрной сфере, начиная с времен Древней Руси до конца XIX века. В частности, отмечается, что отсутствие надежных рынков в Древнерусском государстве, низкая производительность сельского хозяйства объективно обусловили необходимость получения дополнительного дохода от земледелия различными промыслами, тем самым создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства.

Началом следующего, второго, исторического этапа в развитии предпринимательства следует считать отмену крепостного права, в ходе которой принцип свободы промысла, наконец, приобрел относительно законченный в юридическом плане вид. В частности, Статьей 21 податного закона фиксировалось правило, согласно которому промысловые свидетельства могли выдаваться лицам всех сословий без различия пола, как русским, так и иностранным подданным.

Кроме того, после реформы  резко ускорился процесс укрупнения мелкокрестьянских производств. Расширение внутреннего рынка стимулировало развитие хлопчатобумажной и свеклосахарной промышленности.

Важным этапом в развитии предпринимательства стал период НЭПа. Именно в этот период появились новые  советские предприниматели. Крестьяне  получили право после сдачи продналога продавать товары по своему усмотрению – либо государству, либо на свободном рынке. Между тем широкому развитию торговли препятствовал дефицит промышленных товаров. Поэтому и в промышленном производстве, и в сфере обращения было разрешено частное предпринимательство. Кооперативы и частные лица получили право арендовать национализированные мелкие и средние предприятия.

Однако, введение сверхналога на «нэпманов», по которому заниматься предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно, но и опасно, массовое создание колхозов и ликвидация кулачества – все это предопределило то, что предпринимательство в сложившейся в стране административно-командной системе оказалось ненужным, а государство признало предпринимательскую деятельность уголовно-наказуемым занятием.

Одним из важных исторических этапов (30-е – 40-е годы XX века) развития форм хозяйствования следует считать период массовой коллективизации, в результате которой были организованы колхозы. Позднее развитие механизации сельскохозяйственного производства объективно обусловило создание МТС.

В связи с принятием  Постановления Совмина СССР от 03.05.1957 г. №495 «О порядке передачи совхозам земель и общественного имущества  колхозов при преобразовании их в  совхозы и о порядке расчетов с колхозниками» произошло массовое преобразование колхозов в совхозы, что можно считать еще одним этапом формирования форм хозяйствования в аграрной сфере России. Кроме того, в этот же исторический период началась ликвидация МТС и передача их имущества колхозам, вследствие чего произошло резкое сокращение внутреннего спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения.

Существенные изменения  в экономической и правовой среде  функционирования аграрных формирований произошли в 1960 – 1970гг., когда согласно постановлению Совмина СССР от 13.04.1967 г. № 319 совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия были переведены на полный хозяйственный расчет.

Политические изменения, происходившие в стране начиная  с 1985г., привели к необходимости  проведения экономических реформ и возрождения предпринимательской деятельности, в т.ч. и в аграрной сфере, что можно считать современным этапом развития предпринимательства.

Повсеместно в стране начались процессы приватизации и разгосударствления. Колхозы и совхозы стали перерегистрироваться в предприятия коллективно-долевой и частной формы собственности. Однако в большинстве своем такое реформирование носило формальный характер и в основном заключалось в изменении наименования и типа сельскохозяйственного предприятия. Причины заключаются в следующем: законы, постановления, указы, рекомендации и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс реформирования, имели большие недостатки; реформирование проводилось в очень сжатые сроки; подготовка работников экономических служб осуществлялась в короткие сроки и поверхностно и т.д.

Кроме того, полный отказ  государства от регулирования экономических  процессов, постоянно усиливающийся  диспаритет цен на продукцию сельского  хозяйства, материально-технические  и сырьевые ресурсы и ряд других факторов привели к тому, что вновь созданные формы предпринимательства в большинстве своем функционировали неэффективно и оказались на грани банкротства, а многие просто обанкротились.

 

 

 

 

 

 Глава 2. МЕХАНИЗМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

Необходимым условием развития современной российской экономики является научно обоснованный подход к применяемому государственной властью механизму институционального обеспечения предпринимательства в аграрной сфере.

В развитой рыночной экономике государство и право оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на систему рыночных отношений. По нашему мнению, и в период формирования аграрного рынка формальные и неформальные институты способствуют его стабилизации через программирование развития взаимосвязанных отраслей сельского хозяйства, бюджетное финансирование, политику цен, реализацию государственных контрактов на тот или иной вид продукции, механизм налогообложения и кредитования сельскохозяйственного производства.

Механизм институционального обеспечения предпринимательства в аграрной сфере

 

Рисунок указывает на то, что их дополняют комплексное программное обеспечение, государственное предпринимательство, страхование, лицензирование и другие методы.

Обоснование основных направлений экономической деятельности государства по институциональному обеспечению предпринимательства в аграрной сфере опирается на анализ и обобщение критериев оценки инструментов государственного регулирования экономики в целом. Это необходимо для определения возможностей воздействия государства на процесс становления системы предпринимательства, не ограничивающегося поддержкой лишь низкорентабельных отраслей.

Существование в научной литературе общепринятых характеристик инструментов государственной поддержки, способствующих развитию сельскохозяйственного предпринимательства, обусловлено различиями тех или иных методов, в качестве которых рассматриваются:

– комплексность предпринимательства  в аграрной сфере;

– сравнение с опытом развитых стран, включая США;

– организационно-экономическая  оценка;

– социально-экономическая  характеристика приемов и т.д.

Однако эти критерии не являются обособленными, независимыми друг от друга, поскольку они обеспечивают логический анализ методики институционального обеспечения предпринимательства в аграрной сфере.

Современные отечественные  экономисты выделяют довольно сложную  схему государственной поддержки различных структур в системе рынка. Отдельные исследователи предлагают дифференцировать основные методы поддержки предпринимательства по следующим критериям:

– инструментам воздействия – через предприятия, специально созданные органы и структуры, через непосредственное вмешательство государства;

– масштабам осуществления – отраслевое, региональное, микроэкономическое и макроэкономическое регулирование;

– содержанию используемых методов: административные экономические;

– характеру регулирования  – прямого действия, косвенного действия;

– срокам – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные инструменты.

Многообразие критериев объективно обусловлено многофакторностью самого объекта институционального обеспечения, то есть сложной отраслевой структурой предпринимательства.

Однако, на наш взгляд, характеристика механизма институционализации аграрной сферы лишь с точки зрения рыночности предполагает возможность свободного государственного проникновения в сферу рыночных отношений. Следовательно, классификация методов государственной поддержки сельского хозяйства не может быть одномерной.

Механизм институционального обеспечения предпринимательства в аграрной сфере отражает комплексность процесса становления развития сельскохозяйственного предпринимательства.

Существование макроэкономического (федерального) и регионального уровней государственного регулировании рыночной экономики обусловливает существенные различия применяемых на каждом уровне инструментов. При определении мер государственного воздействия на развитие экономики регионов важно четко определить взаимоотношения последних с правительством, поскольку формы государственного воздействия на региональное развитие экономики весьма разнообразны и их можно классифицировать по следующим признакам: по масштабу воздействия – макро- и микроэкономические; региональные и отраслевые; содержанию методов воздействия – непосредственное государственное регулирование и координация, через специально созданные органы, использующие преимущественно экономические методы управления; по характеру регулирования – прямое и косвенное воздействие.

Информация о работе Предпринимательство в сельском хозяйстве