Повышение эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве региона (теория, методология и практика)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:45, автореферат

Краткое описание

Важное место при выработке основ современной экономической политики занимают аграрные проблемы, связанные с судьбами российского крестьянства и сельского хозяйства. Актуальность поиска путей повышения эффективности использования трудовые ресурсы в сельском хозяйстве обусловлена задачами государства по восстановлению аграрного потенциала страны, определения характера земельной собственности и сохранения роли государства в организации сельскохозяйственного производства. Для густонаселенных республик Северного Кавказа с учетом их региональных и геополитических особенностей вопросы занятости и использования трудовые ресурсы имеют особо важное значение.

Файлы: 1 файл

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов в сельск.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

Одним из важнейших условий  реализации в России модели социально  ориентированной рыночной экономики  является осуществление принципиально  новой конструктивной социальной политики, призванной укрепить доверие людей  к власти и соответствующей задачам  современного и перспективного развития страны.

Эффективность социальной политики, как известно, напрямую зависит  от экономических результатов. Взаимосвязь  экономической и социальной политики прослеживается в Программе социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 г. Осознание Правительством невозможности дальнейшего продвижения экономических реформ без поддержки общества проявилось в отказе от остаточного принципа финансирования социальной сферы.

Надежное обеспечение  страны и ее регионов продовольствием имеет стратегическое значение, поскольку от его наличия зависит не только продовольственная, но и национальная безопасность. Однако радикальные экономические реформы, начатые без достаточно проработанной и обоснованной программы действий, без учёта возможных социально-экономических последствий, особенно болезненно отразились на системе продовольственного обеспечения, имеющей для населения жизненно важное значение.

Российские регионы  характеризуются резким различием  условий, определяющих их продовольственное положение: наличием ресурсов сельскохозяйственных земель и их биоклиматическим потенциалом; состоянием материально-технической базы производства и переработки сельскохозяйственной продукции; развитием транспортной системы, обеспечивающей связи с поставщиками и потребителями продовольствия других регионов и стран; уровнем покупательной способности населения; региональными и национальными традициями потребления продовольствия, а также возможностями удовлетворения спроса на него за счет собственного производства. Перераспределение правовых и бюджетных полномочий существенно расширило обязанности регионов в решении такой сложной и многогранной проблемы, какой является обеспечение их продовольствием. Вместе с тем отсутствие единой национальной политики в области продовольственного обеспечения, необходимость учета особенностей снабжения отдельных регионов продовольствием, неразработанность нормативно-правовой базы и государственной поддержки отраслей агропромышленного комплекса, ее сокращение приводят к тому, что эта проблема в каждом регионе страны решается самостоятельно, зачастую методом проб и ошибок, в зависимости от имеющихся у него возможностей. Изменение политики федерального Центра по отношению к регионам, увеличение разрыва в уровне их социально-экономического положения, переход АПК на рыночные отношения к ранее накопившимся проблемам добавили новые, связанные с издержками рыночных преобразований.

В республиках Северного  Кавказа, в том числе и в  Республике Дагестан, проводится определённая работы по строительству объектов социально-культурной сферы и благоустройству жилищного фонда в сельской местности (табл. 5).

Таблица 5

Строительство объектов социально-культурной сферы в сельской местности Республики Дагестан

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Построено в сельской местности: жилых  домов, всего, тыс. м2 общей площади

 

 

338,4

 

 

219,6

 

 

261,6

 

 

394,3

 

 

294,1

 

 

319,0

 

 

344,4

в т. ч. населением за свой счет и с  помощью государственного кредита: тыс. м2 общ. площади

 

 

304,6

 

 

219,4

 

 

261,2

 

 

361,3

 

 

279,2

 

 

319,0

 

 

296,3

в % к общему объему введенного жилья  в сельской местности

 

90,0

 

99,9

 

99,8

 

91,6

 

94,9

 

100,0

 

86,0

общеобразовательных учреждений, ученических  мест

 

393

 

1126

 

3342

 

7456

 

2840

 

2850

 

2376

детских дошк. учреждений, мест

115

-

50

50

-

-

190

больниц, коек

30

34

93

62

-

245

11

поликлиник, посещений всмену

4

-

113

300

33

15

15

учреждений клубного типа, мест

200

100

520

300

-

-

-


Реализация задачи улучшения  условий труда требует разработки и применения критериев и методов объективной оценки состояния и изменения этих условий. Разработка таких критериев и методов необходима также для решения вопросов, связанных с организацией вознаграждения работников, использованием трудовых ресурсов, обеспечением нормального воспроизводства рабочей силы, нормированием и организацией труда.

Критерии оценки условий  труда должны отражать совокупное комплексное воздействие всех элементов условий труда на организм человека, обобщать в едином показателе многообразное влияние, которое испытывает организм человека в процессе труда.

Возможность и необходимость  разработки такого интегрального показателя обосновывается тем, что человеческий организм отвечает на воздействие условий труда как единая система - интегрально. Поэтому частные показатели - это своеобразное разложение интегральной реакции организма на составляющие ее компоненты. И это естественно и неизбежно в ходе исследования, но вслед за этим задача заключается в том, чтобы методами обобщения полученных данных найти интегральный показатель.

Как показывают исследования, комплекс неблагоприятных факторов производственной среды может сильнее  влиять на организм, чем изолированное действие каждого из них в отдельности. Поэтому совокупное воздействие всех неблагоприятных факторов на организм человека не может быть измерено простым суммированием воздействия каждого фактора в отдельности.

Отрасли социальной сферы  призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать  процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека - работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.

Ускоренная модернизация российского общества не принесла ожидаемых социальных результатов. Экономические и моральные издержки перестройки оказались слишком высоки. Глобальное перераспределение национального богатства привело к социальному расколу общества, сделав его социально неустойчивым и экономически контрпродуктивным. Дешевая рабочая сила и низкий уровень жизни основной массы населения тормозят развитие отечественного производства и являются основой деградационных процессов: преступности, коррупции и т. п.

Практически ни одна из социальных функций государства не реализована в соответствии с законодательно определенными требованиями. Объем финансирования социальной политики на федеральном уровне фактически в 10 раз меньше законодательно установленного. Расходование средств в отраслях социальной сферы недостаточно эффективно. Кризис социальной сферы проявляется в полной разрегулированности распределительных процессов, в первую очередь, в системе оплаты и организации труда. Медленно продвигается работа над новым Трудовым кодексом. Затягивается рассмотрение проекта Федерального Закона «О государственных минимальных социальных стандартах».

В российском обществе зреет  сознание необходимости серьезного пересмотра социальной политики. Приоритетным направлением реформирования социальной политики является осуществление перехода к новой более эффективной модели — адресной социальной защите населения. Адресный подход позволяет перераспределить ресурсы, выделяемые на социальную политику, в пользу особо нуждающихся групп населения и одновременно уменьшить государственные расходы в социальную сферу за счет их более эффективного использования.

 

 

Выводы и предложения

 

1. Занятость населения  является важной социально-экономической  категорией, связанной с реализацией  права человека свободно распоряжаться  своими способностями к труду,  выбирать род деятельности, профессию,  удовлетворять личные и общественные потребности. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Отсутствие возможности для работников, способных и желающих трудиться, иметь рабочее место, дающее право на получение дохода называют безработицей. К рабочей силе статистика в развитых странах обычно относит всех занятых и безработных. Отставание прироста капитала от степени возрастания отношения «капитал-труд» ведет к безработице, а опережение вызывает увеличение занятости.

Категория «занятость» дает возможность оценки использования ресурсов для труда: чем выше уровень занятости населения, тем лучше используются, с точки зрения экстенсивной характеристики, человеческие ресурсы для труда. Экстенсивный – потому, что она отражает только степень использования ресурсов для труда по отношению к численности экономически активного населения, но не отражает уровень эффективности использования занятого населения с точки зрения оценки использования рабочего времени, наличия внутрисменных и целодневных потерь.

2. Трудовые ресурсы в сельском хозяйстве республик Северного Кавказа используется неэффективно. Средняя урожайность в хозяйствах всех категорий Республики Дагестан составляет: зерновых культур – 15,2 ц/га; овощей – 156,3 ц/га; картофеля – 96,9 ц/га. На душу населения производится соответственно: зерновых культур – 117,6 кг; овощей – 231,3 кг; картофеля – 86,0 кг.

Основной причиной неэффективного использования трудовые ресурсы в сельском хозяйстве региона является диспаритет в ценах на продукцию, производимую сельхозтоваропроизводителями и товарами, необходимыми для производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Поэтому в сочетании труда и капитала основная доля приходится на труд, что указывает на экстенсивное ведение хозяйства.

3. Меры по государственному  регулированию занятости должны  быть направлены на разрешение  проблем занятости населения  в экономике на основе повышения  эффективности программ обеспечения  занятости, развития системы социального  партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.

Первоочередной проблемой  является реформирование трудового  законодательства с целью повышения  мобильности населения, сокращения скрытых процессов на рынке труда, обеспечения устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства.

В государственных программах содействия занятости необходимо в  большей мере учитывать региональную специфику рынка труда и сконцентрировать финансовые ресурсы на обеспечение  занятости в регионах с повышенным уровнем безработицы.

Важным направлением государственной активной политики занятости и социальной поддержки  лиц, оставшихся без работы, является профессиональная подготовка и переподготовка населения, исходя из ситуации на рынке  труда.

Для повышения спроса на рабочую силу государство должно организовывать и контролировать внедрение новых, с научным обоснованием экономической эффективности, технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Серьезное влияние на спрос трудовые ресурсы оказывает научно-технический прогресс.

4. Политика занятости, составной частью которой является структурная перестройка агропромышленного комплекса, направлена на развитие новых сфер приложения высвобождаемой трудовые ресурсы. Реальный фонд рабочего времени в сельском хозяйстве региона по своему экономическому содержанию соответствует общественно необходимому уровню. Он способствует увеличению свободного времени, которое уже само по себе выступает как фактор повышения производительности труда.

Одной из наиболее эффективных  форм использования производственных, трудовых, материальных ресурсов села является сельское промышленное предприятие, главными функциями которого могут  быть: разработка местного сырья; эффективное  использование производственного потенциала территории; снижение уровня безработицы путем создания новых рабочих мест; укрепление экономики села; увеличение нормы накопления и нормы сбережения. 

5. Рынок труда является  важнейшей и многоплановой сферой  экономической и социально-политической жизни общества, который отражает основные тенденции в динамике занятости, мобильность трудовые ресурсы, масштабы и динамику безработицы. Подчиняясь в целом законам спроса и предложения, рынок труда по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой рынок особого рода. Регуляторами здесь являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-политические. Наши исследования показывают, что отсутствие государственного регулирования занятости приводит к большим потерям в развитии экономики.

Информация о работе Повышение эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве региона (теория, методология и практика)