Повышение эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве региона (теория, методология и практика)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:45, автореферат

Краткое описание

Важное место при выработке основ современной экономической политики занимают аграрные проблемы, связанные с судьбами российского крестьянства и сельского хозяйства. Актуальность поиска путей повышения эффективности использования трудовые ресурсы в сельском хозяйстве обусловлена задачами государства по восстановлению аграрного потенциала страны, определения характера земельной собственности и сохранения роли государства в организации сельскохозяйственного производства. Для густонаселенных республик Северного Кавказа с учетом их региональных и геополитических особенностей вопросы занятости и использования трудовые ресурсы имеют особо важное значение.

Файлы: 1 файл

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов в сельск.doc

— 370.50 Кб (Скачать)
  • организационное оформление деловых отношений;
  • облегчение участникам деловых отношений реализации своих интересов;
  • специализация различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш;
  • облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

Кредитные отношения развиваются вместе с развитием производства, характерной чертой которого становится усиливающаяся взаимосвязь хозяйствующих субъектов, каждый из которых в определенные моменты своей деятельности то испытывает потребность в привлечении заемных средств, необходимых для его нормальной работы, то, напротив, стремится ссудить образующиеся временно свободные денежные средства другим лицам за вознаграждение.

В современном понимании  биржа - особая форма оптового рынка, на котором в качестве товаров  фигурируют средства производства и предметы потребления (товарная биржа), ценные бумаги (фондовая биржа), иностранная валюта (валютная биржа), а также здание, где проходят торги.

Особенностью этого  регулярно действующего оптового рынка  является то, что он позволяет осуществлять куплю-продажу без наличия самого товара при заключении сделки. Это связано с качественной однородностью товарных партий, в которых один товар может быть всегда заменен любым другим из той же партии. Товарные партии количественно определяются по числу, весу или размеру продукции.

Биржи труда еще недавно  воспринимались в нашей стране как  исключительный атрибут западного  образа жизни, точно так же, как  и наличие безработицы. Сегодня, однако, общепризнано, что в нашей стране безработица фактически имела место все предшествующие годы. Именно для содействия безработным гражданам в поиске работы и существуют во всем мире биржи труда.

Служба занятости населения, или центры занятости, создаются  для реализации государственной  политики занятости населения и гарантий гражданам в реализации ими своего права на труд. Выполнять эти функции могут государственная служба занятости и коммерческие центры занятости, которые для выполнения своих задач должны получить специальное разрешение у местных органов власти. В России государственная служба занятости включает Госкомитет по занятости населения и региональные центры занятости. Эти центры (именно их называют биржами труда) представляют собой учреждения, аккумулирующие информацию о динамике трудовых ресурсов и наличии рабочих мест, бесплатно предоставляют гражданам услуги, связанные с обеспечением их занятости.

Государственная служба занятости выполняет следующие  функции:

  • анализирует, прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу и информирует о состоянии рынка труда;
  • ведет учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства:
  • информирует граждан и работодателей соответственно о возможности получения работы и об обеспечении рабочей силой;
  • оказывает помощь людям в выборе подходящей работы;
  • оказывает услуги в профессиональной ориентации, организует профессиональную подготовку и переподготовку граждан в специальных учебных центрах;
  • обеспечивает регистрацию безработных и выдает пособия по безработице;
  • разрабатывает программы занятости;
  • распоряжается фондом занятости.

Региональный продовольственный  рынок как составная и неотъемлемая часть общероссийского рынка в процессе своего функционирования призван, прежде всего, обеспечить устойчивость продовольственного снабжения населения региона. При этом ритмичность и надежность поступления сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на рынок, а также повышение платежеспособного спроса населения требуют выполнения комплекса мероприятий. К их числу относится, в частности, необходимость роста общего уровня потребления населением продуктов питания. Этот процесс имеет двойственный характер, а именно: во-первых, необходимо восстановление уровня потребления населением продовольствия по общей калорийности до медицински обоснованных норм; во-вторых, количественные параметры рациона питания должны быть увязаны с его качественным совершенствованием, соответствовать требованиям, предъявляемым к рациональному питанию в экономически развитых странах. Сюда следует отнести увеличение потребления продуктов питания с низким содержанием холестерина: молока и молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, овощей и плодов.

 

Седьмое положение, выносимое на защиту, состоит в  разработке методики определения эффективности  функционирования рынка труда в  сельском хозяйстве.

В становлении рынка  аграрного труда большую роль играет проводимая политика занятости, предопределяющая характер и темпы ее трансформации. Однако неадекватность этой политики специфике сельского хозяйства и села в целом, нехватка финансовых ресурсов для создания экономически эффективных рабочих мест и поддержки безработных, слабость механизмов эффективного исполнения нормативно-правовых актов во многом негативно сказываются на функционировании сельскохозяйственного рынка труда. В результате сложилась так называемая "российская модель" формирования рынка труда. Она характеризуется тем, что в России трансформационный спад в экономике был глубже и продолжительнее, чем в других странах с переходной экономикой, однако занятость оставалась достаточно устойчивой, малочувствительной даже к его шоковым проявлениям. Рост безработицы растянулся на довольно длительный период. Низкая эластичность снижения занятости и увеличения безработицы по сравнению со спадом производства обеспечивалась разными формами сокращения рабочего времени, распространением неполной занятости и снижением оплаты труда.

На формирование рынка  трудовых ресурсов оказывает влияние  ряд особенностей, которые необходимо учитывать при оценке использования  рабочей силы в конкретном регионе. Среди них такие как: неотделимость права собственности на товар – рабочую силу от его владельца; различный профессионально-квалификационный уровень рабочей силы, разнообразие технологий, организации труда.

Достижение полной занятости  невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства, общества. Государственное регулирование в первую очередь состоит в развитии фундаментальной науки, образования, здравоохранения, обеспечении экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железных дорог, энергетических и трубопроводных сетей).

Соединение рыночного  механизма и государственного регулирования  возможно решить при существенном изменении структуры. Чрезмерная занятость, свойственная социалистической экономике, уже преодолена. Однако это произошло в результате не структурной перестройки и повышения производительности труда, а спада в экономике, роста безработицы и выбывания части безработных из состава рабочей силы, ухода с рынка труда. Сегодняшняя структура занятости не отвечает потребностям ни общества, ни большей части населения.

Полная занятость может  иметь место и при некотором  отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню работающих. Тогда и работники, и государство будут нести как экономические, так и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие их нормальное существование. Государство и общество будут недополучать ресурсы в бюджет, в социальные фонды.

Научные исследования показывают, что для одних региональных и  отраслевых рынков труда наиболее приемлемы  мероприятия в духе кейнсианских идей, для других необходимы либеральные преобразования с соответствующей адаптацией к условиям России. Для трудоизбыточных и слаборазвитых районов разработаны мероприятия в ключе кейнсианско-фордийской теории, направленные на расширение спроса на рабочую силу без требований ее предварительной переподготовки, хотя в перспективе обозначается необходимость подготовки рабочей силы нового качества. При этом акцентируется использование различных подходов к управлению процессами занятости при доминировании целенаправленных действий государства. Чем более ситуативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования мер прямого администрирования. Для решения долгосрочных задач требуется разработка комплекса экономических мер - финансово-налоговых, кредитных и внешнеэкономических.

Для оценки эффективности  государственной политики на рынке  труда предложена стационарная модель, анализирующая роль входящих и выходящих  потоков безработицы, а также  ее запаса. Для согласования целей общероссийского и региональных рынков труда может потребоваться более сложная многоцелевая динамическая модель, учитывающая стохастический характер общественно-экономических процессов.

Поэтому возникает проблема эффективности занятости, или эффективной занятости. Измерить эффективную занятость с помощью одного показателя невозможно, но вполне можно дать количественную характеристику через систему показателей таких как: коэффициент занятости населения профессиональным трудом который определяется отношением занятых профессиональным трудом к общей численности населения; уровень занятости трудоспособного населения, определяемое отношением занятых профессиональным трудом к общей численности трудоспособного населения; коэффициент распределения трудовых ресурсов по сферам деятельности, который определяется отношением трудовых ресурсов в конкретной области к общей численности занятых в народном хозяйстве; структура распределения работающих по отраслям экономики определяемая как процентное отношение работающих в конкретной отрасли к общей численности занятых в народном хозяйстве; профессионально-квалификационная структура работающего населения (отношение квалификационных работников к общей численности рабочей силы).

 

Восьмое положение, выносимое на защиту, направлено на обоснование предложений по развитию межрегиональных и межгосударственных продовольственных и сырьевых связей.

Одновременно с совершенствованием процесса производства продовольствия потребуется улучшение его распределения и доведение до конечного потребителя. Нужны новые формы и методы организации продовольственного рынка, от правовых основ до формирования современной рыночной инфраструктуры, нацеленные на обеспечение устойчивого и гарантированного продовольственного снабжения, физической и особенно экономической доступности продовольствия (особенно базовых видов) всем слоям населения независимо от уровня доходов.

Производство основных видов продукции во всех категориях хозяйств в Чеченской Республике и в Дагестане недостаточно для выполнения продовольственной программы.

Среди субъектов Российской Федерации по уровню производства валового регионального продукта на душу населения  указанные республики занимают крайне низкий уровень (менее 30%).

Социально-экономическое  положение производителя сельскохозяйственной продукции остаётся крайне тяжёлой с низкой заработной платой по сравнению с другими отраслями экономики (табл. 4).

Мировая, прежде всего  западноевропейская, практика показывает, что наиболее эффективными структурами, осуществляющими продвижение продовольственных товаров, являются специализированные оптовые предприятия, причем для максимальной эффективности своей деятельности подобные организации должны обладать хорошо развитой инфраструктурой В частности, оптовый продовольственный рынок (ОПР), располагая всей необходимой инфраструктурой, дает возможность минимизации издержек, связанных с транспортировкой, хранением и переработкой товаров путем предоставления транспортных услуг, складских площадей, информационного обеспечения, и так далее.

При этом Правительство  получает возможность контролировать свой рынок продовольствия, не допускать  экспансии демпинговых товаров  и, тем самым, поддерживать отечественного производителя. Помимо этого, развитие системы оптовых продовольственных рынков будет способствовать решению такой важной народнохозяйственной задачи, как восстановление межрегиональных хозяйственных связей.

Таблица 4.

Среднемесячная заработная плата по отраслям экономики 

(в рублях)

Отрасли

Годы

2002

2003

2004

2005

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

363,9

561,5

917,0

1059,2

Строительство

2738,8

3557,1

4523,6

6211,3

Торговля и общественное питание

1259,4

1761,1

2245,4

3669,2

Образование

1865,4

1884,9

2427,3

2874,4

Здравоохранение

1704,3

1747,3

2360,9

3058,9

Культура и искусство

1435,8

1584,4

2204,1

3010,2

Электроэнергетика

3948,5

6020,6

7865,3

6092,7

Транспорт

3562,0

4879,1

6196,4

5954,6

Связь

2362,2

3168,9

3713,3

3803,3

Финансовая деятельность

7858,6

8086,7

9398,2

10649,1

Всего

1840,5

2334,0

3019,7

3660,8

Информация о работе Повышение эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве региона (теория, методология и практика)