Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:45, автореферат
Важное место при выработке основ современной экономической политики занимают аграрные проблемы, связанные с судьбами российского крестьянства и сельского хозяйства. Актуальность поиска путей повышения эффективности использования трудовые ресурсы в сельском хозяйстве обусловлена задачами государства по восстановлению аграрного потенциала страны, определения характера земельной собственности и сохранения роли государства в организации сельскохозяйственного производства. Для густонаселенных республик Северного Кавказа с учетом их региональных и геополитических особенностей вопросы занятости и использования трудовые ресурсы имеют особо важное значение.
Второе положение, выносимое на защиту, заключается в обобщении особенностей использования рабочей силы на региональном уровне и государственного регулирования занятости в сельском хозяйстве.
Государственная политика занятости населения - это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.
Основной причиной оказывающей влияние на эффективность использования трудовых ресурсов является сезонность сельскохозяйственного труда. Она вызвана сезонностью производства и несовпадением периода производства с рабочим периодом. Снижения годовой сезонности и улучшения использования трудовых ресурсов можно добиться: путём совершенствования отраслевой структуры производства с учётом региональных и отраслевых условий; развития подсобных промышленных производств и промыслов; совершенствование экономического стимулирования работников и развития предпринимательской деятельности в сельской местности (схема 1).
Схема 1. Взаимодействие факторов производства, формирование дохода и возмещение затрат в рыночной экономике на микроуровне.
Основными направлениями государственной политики в сфере занятости населения являются:
Важным направлением государственной активной политики занятости и социальной поддержки лиц, оставшихся без работы, является профессиональная подготовка населения. Проведение разнообразных учебных мероприятий улучшает профессиональные качества работников, усиливает конкурентоспособность неработающего населения путем обучения новым профессиям, повышения квалификации, переподготовки, исходя из ситуации на рынке труда.
Источники финансирования мероприятий по содействию занятости на аграрном секторе приведены в схеме.
Стимулирование создания новых рабочих мест и содействие самозанятости (предпринимательская деятельность, личное подсобное, фермерское хозяйство) должны финансироваться из Федерального бюджета. Из фонда занятости должно финансироваться сохранение рабочих мест, переподготовка безработных и пособие по безработице.
При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему бирж труда, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Биржа труда и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно - территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные биржи труда - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Биржи труда городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.
Третье положение,
выносимое на защиту, направлено на
экономическую оценку современного
состояния рынка труда в
Ограниченность сфер занятости на селе, низкая территориальная и социально-профессиональная мобильность сельского населения, слабая социальная защита безработных сдерживают процесс оптимизации уровня и структуры занятости. Динамика рынка труда на протяжении последних лет показывает, что наибольшие региональные различия в уровне безработицы имели место в самом начале реформ (в 1992 году), однако к началу XXI века наметилась некоторая стабилизация и снижение этого показателя.
Одним из важнейших условий
разработки стратегии социально-
Таблица 2.
Баланс трудовых ресурсов Чеченской Республики на 1 января 2005г., тыс. человек (по данным Минтруда ЧР)
Всего |
город |
село | |
Трудовые ресурсы, всего в том числе: |
643,6 |
212,2 |
431,4 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
631,8 |
207,5 |
424,3 |
работающие пенсионеры и инвалиды |
10,1 |
4,1 |
6,0 |
работающие подростки до 16 лет |
1,7 |
0,5 |
1,2 |
Экономически активное население |
583,1 |
192,3 |
390,8 |
Занятое трудоспособное население, в том числе: |
150,0 |
64,36 |
85,4 |
в общественном хозяйстве |
92,3 |
40,6 |
51,7 |
самозанятое трудоспособное население |
29,9 |
11,5 |
18,4 |
учащиеся в трудоспособном возрасте (16 лет и старше), обучающиеся с отрывом от производства |
27,7 |
12,5 |
15,2 |
Трудоспособное население, занятое в личном подсобном и домашнем хозяйстве |
32,8 |
7,4 |
25,4 |
Незанятое трудоспособное население (2-3-4) |
400,3 |
120,3 |
280,0 |
Численность экономически
активного населения на 1 января
2005 года составляет 583,1 тыс. чел. (табл.
2). Из 150тыс. занятого трудоспособного
населения самозанятое
Общая численность постоянного населения растёт, а процентное соотношение сельского к общей численности населения сохраняется на уровне 57,0%. В общей численности населения доля людей, моложе трудоспособного возраста остаётся низкой. В перспективе трудоспособное население в некоторых отраслях экономики некому будет заменить.
Практика показывает,
что более одной трети мужчин
и одна четвёртая часть женщин
относятся к фрикционным
Самая высокая доля занятого
в экономике населения
Сезонность и цикличность производства на селе не позволяют эффективно использовать производственные и трудовые ресурсы. Как правило, весенне-полевые и осенние работы являются напряженными, но между различными видами сельскохозяйственных работ образуются довольно длительные промежутки времени, своего рода простои. Сглаживание сезонности и на этой основе улучшение использования рабочего времени в сельском хозяйстве равнозначно увеличению численности работников. Вместе с тем равномерность использования рабочей силы должна быть не самоцелью, а условием повышения экономической эффективности отдачи земельных ресурсов.
Одной из наиболее эффективных
форм использования
При сочетании развития
сельского хозяйства с
При сложившемся диспаритете цен на продукцию сельское хозяйство в настоящее время не может самостоятельно развиваться высокими темпами, у села нет практически для этого ресурсов. Вот почему создание промышленности на селе может стать одним из факторов подъема сельского хозяйства, повышения благосостояния жителей села, укрепления сельского социума. Сочетание сельской и промышленной деятельности открывает большие возможности для увеличения инвестиций в развитие самого сельскохозяйственного производства.
При рассмотрении уровня безработицы по субъектам России можно сгруппировать регионы по степени остроты этого показателя, который выявляет особенности территориального аспекта проблемы (табл. 3).
Таблица 3.
Типология регионов Российской Федерации по доле занятого населения
в его общей численности (%).
Доля занятых в регионе, % |
Количество регионов |
Регионы | |
Самая высокая |
> 45 |
19 |
Москва - 47,5, Санкт-Петербург - 46,3; Республики: Карелия - 45,5, Коми - 45,5; автономные округа: Ханты-Мансийский - 50,8, Ямало-Ненецкий - 54,8, Таймырский - 52,3; области: Мурманская - 49, Калужская - 45,2, Московская - 47,5, Ярославская - 49,2, Кировская - 45,2, Нижегородская - 45,1, Самарская - 45,2, Камчатская - 48,3, Магаданская - 48,0. |
Высокая
|
40-45 |
33 |
Республики: Марий Эл — 42,2, Чувашия — 40,5, Удмуртия - 43,7, Татарстан - 41,4. Саха - 43,4; Ненецкий автономный округ - 44,4; Красноярский край - 43,7; области: Архангельская - 44,3, Вологодская - 44, Ленинградская - 42.4, Новгородская - 42, Псковская - 40,1, Владимирская - 42,5. Ивановская - 40,1, Костромская - 44,7, Орловская - 42,5, Смоленская - 41 ,6, Тульская - 40,3, Липецкая - 41,2, Волгоградская - 40,3, Саратовская - 41 ,6, Ульяновская - 43,4, Курганская - 40,2, Пермская - 41,8, Свердловская - 42,9, Челябинская - 43,3, Кемеровская - 42,3, Новосибирская - 41,6, Томская - 40,9, Иркутская – 41, Сахалинская - 41,1, Калининградская - 42,9 |
Средняя
|
30-40 |
27 |
Республики: Мордовия - 39,5, Калмыкия - 31,2, Адыгея - 33.3. Башкирия - 40. Алтай - 30.9, Бурятия - 37,1 , Хакасия - 37,8; края: Краснодарский - 37,3, Ставропольский - 36,4. Алтайский - 40, Приморский - 44,1, Хабаровский - 44; Коми-Пермяцкий автономный округ - 33,3; области: Брянская - 38, Рязанская - 39,4, Тверская - 39,8, Белгородская - 39, Воронежская - 38, Курская - 39,8, Тамбовская - 35,7, Пензенская - 39,6, Оренбургская - 39,2. Читинская - 34.2, Амурская - 42,7, Ростовская - 37,1; Еврейская автономная область - 37,6 |
Низкая |
< 30 |
9 |
Республики: Дагестан - 24,8, Ингушетия - 16,2. Кабардино-Балкария - 29,4, Карачаево-Черкесия - 30, Северная Осетия - 29,4, Тыва - 29; автономные округа: Усть-Ордынский - 29,3, Агинский-Бурятский - 24, Корякский - 21 |