Организация деятельности интегрированных агропромышленных формирований на примере Великолукского района Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 21:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении предпосылок создания интегрированных формирований, основных принципов их функционирования и основных направлений их развития.

Объектом исследования являются Великолукский район, а также такие наиболее распространенные типы интегрированных формирований, как холдинги и финансово-промышленные группы.

В соответствии с поставленной целью в дипломной работе были решены следующие задачи:

- рассмотрены теоретические и практические аспекты интеграции в целом;

- проведен анализ деятельности агрохолдинга;

- проведен анализ деятельности аграрной финансово-промышленной группы;

- определены основные направления развития агрохолдинга в Великолукском районе.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические и практические аспекты интеграции 6
1.1 Сущность интеграции, её виды и формы. Принципы создания интеграционных структур 6
1.2 Этапы развития интеграционных процессов в России 10
1.3 Классификация интегрированных формирований в АПК России 12
2 Анализ деятельности интегрированных агропромышленных формирований 18
2.1 Холдинги 18
2.2 Финансово-промышленные группы 28
3 Организационно-экономическое обоснование развития агропромыш-ленной интеграции в региональном АПК 44
3.1 Анализ экономического состояния сельскохозяйственных организа-
ций Великолукского района
44
3.2 Основные направления развития агропромышленных формирований
холдингового типа в регионе
48
Заключение 56
Список использованных источников 59

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, одной из важнейших задач аграрных ФПГ является ликвидация проблемы неплатежей, улучшение структуры расчетов, повышение финансовой устойчивости предприятий [17].

     В целом в настоящее время формирование рациональных и ориентированных  на рыночные условия хозяйствования связей происходит более успешно между участниками аграрных ФПГ, нежели между прочими участниками аграрной хозяйственной деятельности. Положительные тенденции в решении данной задачи наблюдаются в ряде зарегистрированных ФПГ. Среди них: важные конкурентные преимущества, в том числе возможность широкого использования внутренних ценовых соглашений, повышение эффективности сбыта сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, ускорение расчетов между предприятиями, увеличение темпов технического перевооружения, реконструкции, НИОКР, ускорение внедрения их результатов, возможность выработки согласованной маркетинговой, логистической политики, оптимизация средств на содержание маркетинговых, торговых, консалтинговых и управленческих структур, дополнительные преимущества в инвестиционной деятельности, такие как возможность перераспределения свободных финансовых ресурсов между предприятиями, реализация лизинговых схем, координация действий при реализации всевозможных проектов.

  В качестве ключевых направлений решения поставленных задач можно выделить следующие виды внутригрупповой интеграции:

  -  интеграция с всевозможными финансовыми институтами;

  - интеграция с поставщиками сырья, материалов, запасных частей и пр.;

  интеграция  с НИИ;

  - интеграция с потребителями аналогичного сырья в целях противодействия

  поставщикам-монополистам;

  - интеграция с организациями, занимающимися сбытом, доставкой сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой переработки, а также продвижением данной продукции на рынок;

  - интеграция с производителями аналогичной продукции для координации сбытовой, производственной, логистической и прочих видов деятельности.

     Переходя  к рассмотрению основных проблем  повышения экономической эффективности  и конкурентоспособности деятельности агропромышленных финансовых групп, следует выделить четыре основных проблемных блока:

     1) Неэффективность системы управления аграрными ФПГ, несоответствие между формальной (юридической) структурой и реальной структурой принятия управленческих решений;

     2) Отсутствие (или нечеткость) общей стратегии агропромышленной финансовой группы;

     3) Недостаточный уровень финансовых ресурсов в финансово-агропромышленных группах;

     4) Отсутствие государственной поддержки аграрных ФПГ.

     В соответствии с действующим законодательством, в рамках любой ФПГ должна быть создана центральная управляющая компания, на которую возлагаются функции по регулированию и координации действий участников группы. Для реализации данных функций центральная управляющая компания должна быть наделена достаточными полномочиями. Центральная управляющая компания создается на основе системы участия, т.е. объединения активов интегрируемых предприятий. Однако, формируя уставный капитал центральной управляющей компании, участники ФПГ получают взамен вложенных активов пакеты ее акций. В результате структура ФПГ приобретает очертания «холдинга наоборот»: не управляющая компания владеет участниками, а участники ФПГ владеют центральной управляющей компанией (рисунок 3)

     

     Рисунок 3 - Структура классического холдинга и типичной российской

                 аграрной ФПГ 

     Таким образом, в таких аграрных ФПГ  центральная управляющая компания контролируется участниками  группы и не играет ведущей роли в данном объединении.

     В результате в большинстве организованных по такому принципу аграрных ФПГ наблюдается несоответствие между формальной (юридической) структурой и реальной структурой принятия управленческих решений, а центральная управленческая компания оказывается неспособной установить контроль над участниками аграрной ФПГ. Соответственно, предприятия-участники фактически остаются независимыми, что часто приводит к появлению центробежных тенденций. В таких условиях практически невозможно достижение синергетического эффекта.

     Не  меньшую угрозу представляет и не совпадение коммерческих интересов участников агропромышленных финансовых групп. Это наблюдается в том случае, когда предприятия-участники аграрной ФПГ работают на собственную, а не на общую прибыль. В таких условиях невозможно проводить согласованную политику, обеспечивающую рациональную загрузку производственных мощностей, устраняющую экономически неэффективную конкуренцию внутри аграрной ФПГ, позволяющую финансировать новые разработки за счет доходов от основной производственной деятельности, привлекать средства из внебюджетных источников и пр.

     Переходя  ко второму проблемному блоку  «Отсутствие (или нечеткость) общей  стратегии агропромышленной финансовой группы», следует отметить, что в  качестве основных причин данной проблемы выступают:

  • неадекватность структуры собственности, наличие существенных проблем в области централизации управляющих функций и осуществления внутрифирменного контроля;
  • недостаточный уровень квалификации лиц, отвечающих за разработку стратегии, отсутствие специального образования и специфических знаний в области стратегического менеджмента.

     Как видно, первая из указанных причин пересекается с первым проблемным блоком «Неэффективность системы управления аграрными ФПГ, несоответствие между формальной (юридической) структурой и реальной структурой принятия управленческих решений». Таким образом, как было сказано выше, в аграрных ФПГ, имеющих «перевернутую» структуру собственности, предприятия-участники фактически остаются независимыми. При этом ответственность за выработку общей стратегии возложена на структуру, которая не обладает соответствующими полномочиями и достаточными ресурсами для обеспечения реализации данной стратегии. В итоге каждого руководителя предприятия-участника приходится убеждать отдельно, чтобы он принял стратегию и начал ее реализовывать. Сочетание данного фактора с частым несовпадением экономических интересов участников аграрных ФПГ приводит к ухудшению качества стратегии. А учитывая то, что центральная управляющая компания часто не обладает достаточной властью для того, чтобы заставить предприятия-участники отойти от своих экономических интересов ради интересов всей группы, в итоге такие агропромышленные финансовые группы оказываются лишенными какой бы то ни было общей стратегии.

     Таким образом, указанные причины приводят к тому, что у многих аграрных ФПГ полностью отсутствует стратегическая нацеленность. Кроме того, в таких условиях многие предприятия-участники не понимают цель интеграции в единую финансовую агропромышленную группу.

       Переходя к рассмотрению второй  причины «недостаточный уровень квалификации лиц, отвечающих за разработку стратегии, отсутствие специального образования и специфических знаний в области стратегического менеджмента», следует также отметить, что отсутствие в составе менеджмента предприятий и финансово-агропромышленных групп специалистов по стратегическому менеджменту и недостаточный уровень знаний в этой области часто приводит к тому, что единственной стратегией, действующей в объединении, является стратегия проб и ошибок. Ее суть заключается в рассмотрении нескольких проектов или программ, которые последовательно запускаются в производство. При этом руководители наблюдают, достигнет ли та или иная программа ожидаемого экономического эффекта. Этим обусловлена и распространенная тенденция к «спонтанной диверсификации» аграрных ФПГ, менеджмент которых начинает развивать тот бизнес, который они считают наиболее прибыльным в настоящее время. В итоге такая стратегия наносит значительный ущерб основному виду деятельности. Кроме того некоторые финансово-агропромышленные группы осуществляют инвестиции без предварительной проработки инвестиционных проектов, без анализа их влияния на объединение в целом, на ожидаемый финансовый результат и пр.

     Таким образом, в настоящее время менеджмент значительного числа финансово-агропромышленных групп нуждается в обучении вопросам разработки и реализации стратегии.

     Рассмотрим  третий проблемный блок «Недостаточный уровень финансовых ресурсов в финансово-агропромышленных группах». В настоящее время одним  из важнейших условий  развития предприятий АПК является возможность привлечения финансовых средств, как на пополнение оборотного капитала, так и на инвестиции в основное производство. Следовательно в условиях полного отсутствия централизованного финансирования и ограниченных возможностей государственной поддержки ФПГ АПК особую актуальность приобретают задачи привлечения внебюджетных кредитов и инвестиций. Это в свою очередь осложнено следующими проблемами:

  • организационное построение большинства ФПГ АПК имеет вид «перевернутого холдинга», что является причиной невозможности интеграции управляющих функций и, как следствие, повышает инвестиционные риски;
  • во многих агропромышленных финансовых группах характерно участие небольших финансово-кредитных институтов, ресурсов которых часто недостаточно для существенного кредитования аграрной ФПГ.

     Первая  из указанных проблем так же пересекается с первым проблемным блоком «Неэффективность системы управления аграрными ФПГ, несоответствие между формальной (юридической) структурой и реальной структурой принятия управленческих решений». «Перевернутая» структура агропромышленного холдинга значительно снижает инвестиционную привлекательность. Отсутствие достаточного уровня внутренней управляемости аграрной ФПГ приводит к высоким кооперационным рискам, сдерживает реинвестирование собственных средств в развитие предприятий-участников, существенно ограничивает возможности предоставления гарантий инвесторам и кредиторам. В большинстве случаев взносы в уставной капитал агропромышленных финансовых групп осуществляются предприятиями либо в незначительных объемах, либо неликвидной собственностью. В связи с этим многие аграрные ФПГ испытывают трудности по предоставлению гарантий для привлечения внебюджетных средств. Это не дает возможность таким агропромышленным финансовым группам получить статус надежного заемщика среди  инвесторов.

     Переходя  к рассмотрению второй проблемы, следует  отметить, что она обусловлена  в основном неравномерным и недостаточным  развитием банковской системы, несоразмерностью промышленного и банковского капитала во многих регионах РФ. Кроме того следует обозначить и другие факторы, обуславливающие «инвестиционный голод» предприятий АПК.

     Во-первых, кредитная деятельность агропромышленных предприятий в настоящее время  весьма рискованна. Многие сельскохозяйственные предприятия, а также предприятия пищевой переработки, имеют огромные задолженности и значительные проблемы в сфере платежей. В таких условиях практически невозможно отличить неплатежеспособные предприятия от предприятий, имеющих проблемы с ликвидностью. Также учитывая невысокий гарантийный потенциал многих производителей АПК, недостаток достоверной информации, несовершенство существующих процедур банкротства, банки готовы кредитовать сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой переработки только по высоким процентным ставкам или предоставлять кредиты только хорошо известным им предприятиям. Создание структур финансово-агропромышленных групп могло бы значительно способствовать решению этой проблемы, так как она предусматривает реальные связи между участниками.

     Во-вторых, даже если банк имеет достаточные  финансовые ресурсы для кредитования агропромышленной финансовой группы, то на объем и условия финансирования  накладывается ряд жестких ограничений, определенных ЦБ РФ. Как то:

      1. Максимальный риск на одну компанию – 25% оплаченного капитала компании.
      2. Максимальный объем вложений банка в одну компанию – 10% капитала банка.
      3. Максимальный объем кредитов сроком выше одного года – 120% от заимствований сроком на один год.

     Данные  ограничения близки к западным аналогам, однако в наших условиях они существенно сокращают объем поддержки, которую финансовые институты могут оказать агропромышленным финансовым группам.

     Переходя  к рассмотрению третьего проблемного  блока «Отсутствие государственной  поддержки аграрных ФПГ», следует отметить, что в числе законодательно установленных мер государственной поддержки ФПГ в РФ значатся инвестиционное кредитование групп и предоставление гарантий. Однако в настоящее время данные меры не нашли своего практического воплощения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ  В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК

 

Информация о работе Организация деятельности интегрированных агропромышленных формирований на примере Великолукского района Псковской области