Механизмы реализации потенциала территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение механизмов реализации потенциала территории.

Оглавление

Введение
1.Основные составляющие потенциалов регионального развития
2.Структура экономического потенциала территорий
3. Механизмы реализации потенциала территории на примере республики Башкортостан
3.1 Экономический потенциал
3.2 Промышленный потенциал
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 453.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

Педагогический УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет экономический

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Механизмы реализации потенциала территории»

 

 

 

 

Выполнил студент 5курса

дневного отделения

А.Х. Петров __________

 

Научный руководитель:

докт. экон. наук, проф.

К.Н. Юнусов ___________

«__»______________201_г.

 

 

 

 

 

 

УФА – 2012

Содержание

 

Введение

1.Основные составляющие потенциалов регионального развития

2.Структура экономического потенциала территорий

3. Механизмы реализации потенциала территории на примере республики Башкортостан

3.1 Экономический потенциал

3.2 Промышленный потенциал

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Сегодня для России одной из важнейших  является проблема самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная политика государственного регулирования должна быть направлена в первую очередь на обеспечение последовательного развития экономического потенциала регионов, стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности в них.

Некоторые финансисты определяют экономический  потенциал как способность социально-экономической  системы региона за счет использования  собственных региональных ресурсов обеспечить достижение в границах обособленной подсистемы государства и национальной экономики, каковой и является регион, долгосрочного, устойчивого экономического роста, позволяющего гарантировать населению региона уровень жизни, соответствующий стандартам развитых стран мира.

Наряду с этим определением в экономической литературе потенциал региона рассматривается также как способность имеющихся ресурсов данного региона приносить доходы различным экономическим субъектам в определенный период времени. Эта способность может быть и не реализована, поэтому финансовый потенциал — оценочная, вероятностная категория.

Использование экономического потенциала региона позволяет получать доходы различным субъектам хозяйствования — государству (в лице федеральных  и региональных властей), муниципальным образованиям, различным организациям, населению.

Для оценки объемов экономического потенциала целесообразно выделять такие понятия, как используемый и неиспользуемый экономический  потенциал. Первый можно отождествлять  с экономическими ресурсами региона и оценивать через их объем, отражаемый в финансовом балансе региона. Неиспользуемая часть экономического потенциала связана с оценкой той части ресурсов региона, которая только может быть вовлечена в оборот в течение определенного периода времени, т.е. это не используемая, не реализованная часть экономического потенциала. И здесь проблема состоит в том, когда и какие ресурсы региона можно и нужно использовать.

Целью данной работы является определение  механизмов реализации потенциала территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные составляющие потенциалов регионального развития

 

Социально-экономическая ситуация в регионе характеризуется определенны  сочетанием индикаторов, которые отражают: – во-первых, влияние объективных  потенциалов регионального развития, которые могут быть определены количественно; – во-вторых, воздействие специфических для каждого региона компенсационных механизмов (компетенций), характеризующих особенности региона и возможности его адаптации к новым экономическим условиям.

Выделяют два вида компенсационных механизмов – пассивный и активный [2]. Пассивный компенсационный механизм исходит из реакции населения и субъектов хозяйствования тех или иных регионов на изменившиеся условия, их более или менее успешное приспособление к рыночным реалиям. При этом органы власти и управления различных уровней лишь создают населению и предприятиям определенные условия, которые обусловливают развитие (или торможение) тех или иных региональных процессов. Активный компенсационный механизм предполагает проведение федеральными и региональными властями, субъектами целенаправленной хозяйственной политики в отношении данного региона.

Взаимосвязь этих составляющих может  быть выражена с помощью следующей  логической формулы:

 

 

Используя приведенную выше формулу, можно сделать следующие выводы:

а) если ситуация в регионе (уровень  развития региона) примерно соответствует  количественным потенциалам, это означает, что компенсационных механизмов здесь практически нет;

б) если ситуация в регионе заметно  лучше, чем это следует из объективных потенциалов, то налицо явно выраженное позитивное влияние компенсационных механизмов;

в) если уровень развития региона  заметно ниже, чем это следует  из объективных потенциалов, то регион плохо адаптируется к меняющимся экономическим условиям, не используя даже имеющиеся у него возможности. В этом случае можно говорить о «декомпенсационных» механизмах, которые усугубляют положение региона (в основном вследствие неадекватной политики в отношении региона со стороны федеральной и региональной власти).

В полном виде реализовать приведенную  выше формулу весьма сложно. Региональные индикаторы социально-экономической  ситуации разнородны, и их очень  трудно свести в интегральный показатель. Жизнедеятельность региона –  постоянный фактор, она не может  быть прекращена. Поэтому региональные интересы – это прежде всего потребность в стабильном характере воспроизводства и постоянном сохранении и приумножении потенциалов региона.

В научной литературе обсуждается  в основном экономический аспект регионального потенциала, первые попытки выяснения сущности которого относятся к началу 70-х годов. При комплексной оценке потенциала региона более корректно говорить не об экономическом, а о социально-экономическом потенциале. Обусловлено это тем обстоятельством, что исследование тех или иных составляющих экономического потенциала региона неминуемо приводит к включению в рассмотрение социального аспекта, определяемого отношениями между людьми в процессе его создания, поддержания и использования.

Под потенциалом вообще понимаются возможности, способности, скрытые, нереализованные резервы изучаемого объекта, которые при изменении окружающих условий могут перейти из возможности в действительность. Наличие потенциала у какого-либо объекта обязательно предполагает множество вариантов использования этого потенциала. Сам по себе потенциал без определения цели его использования существовать не может, поскольку, говоря о каком-либо потенциале, всегда имеют в виду то, для чего собственно и требуются резервы и возможности, а именно для достижения некоторого конечного результата. Потенциал социально- экономического развития региона характеризует возможности его развития при использовании всего комплекса территориальных ресурсов, особенностей существующей и перспективной структуры его хозяйства, географического положения в интересах повышения качества жизни населения региона.

Среди первоочередных проблем, связанных  с организацией аналитических работ  в сфере оценки и анализа потенциала социально-экономического развития региона, следует указать необходимость его структуризации.

В экономической литературе на определение  одного и того же потенциала нередко  имеется целый ряд различных  точек зрения.

По мнению некоторых авторов, построение системы взаимосвязей потенциалов  и нахождение некоторой структуры затруднено в силу абстрактности исследуемого предмета. В первую очередь, полагают они, это связано с тем, что потенциалы не только пересекаются друг с другом, но и взаимопоглощаются. Так, например, природный потенциал включает климатический, водный, земельный и другие более конкретные потенциалы, различающиеся также целями своего использования.

При разработке системной модели определения  потенциала территории с целью применения ее к исследованию социально-экономического потенциала региона необходимо учитывать следующие основные аспекты анализа в рамках системного подхода: 1) элементный аспект – выявление структуры потенциала; виды потенциалов; дифференцированные характеристики потенциалов; общность и мощность потенциалов; 2) структурный аспект – установление структурных характеристик системы потенциалов: типы связей, количественные и качественные взаимозависимости; 3) функциональный аспект – выявление функций потенциалов в системе территориального развития; сравнение функций с целью определения сходств и отличий; выявление функциональной структуры территориального потенциала; 4) интегративный аспект – выяснение противоречий в системе потенциалов, путей и способов разрешения найденных противоречий; определение иерархии потенциалов в зависимости от значимости для устойчивого развития координационных связей системы потенциалов с внешней по отношению к территории средой; определение тесноты данных связей; 6) исторический аспект – рассмотрение потенциалов территории сквозь призму их исторического развития; выявление этапов в формировании и развитии потенциалов; сравнение выявленных тенденций с общероссийскими особенностями развития.

Алгоритм проведения оценки потенциалов  социально-экономического развития региона  представлен на рис. 1.

 

 

Систему потенциалов социально-экономического развития региона можно представить в виде трех блоков.

Во-первых, это блок базовых ресурсных потенциалов территории, объединяющий:

– природно-ресурсный потенциал, характеризующий  возможности развития региона за счет рационального использования его земельных, минерально-сырьевых, лесных, водных, рекреационных и иных ресурсов (определяется количеством и качеством запасов ресурсов, условиями их добычи, транспортировки и т. д.);

– экономико-географический потенциал, характеризующий резервы развития региона путем эффективного использования его транспортно-географического положения (определяется пропускной способностью путей сообщения и т. п.; близостью к продовольственным, сырьевым и ресурсным базам); климатических и ландшафтных условий (возможности отдыха, организации санаторно-курортного лечения, различных видов туризма); размещения нового или расширения существующего производства (определяется наличием свободных площадей, степенью развития производственной и социальной инфраструктуры, условиями экологического характера и т. п.);

– демографический потенциал, характеризующий  возможности улучшения качества населения региона (определяется общей  численностью населения, его половозрастным составом, динамикой роста (убыли) населения, миграционными процессами и т. п.).

Второй блок обеспечивающих потенциалов социально-экономического развития региона объединяет локальные потенциалы, которые призваны способствовать реализации базовых ресурсных потенциалов. В их состав входят:

– трудовой потенциал, характеризующий возможности развития региона за счет подготовки и рационального использования кадров (определяется образовательным, квалификационным, профессиональным составом кадров, занятостью их в разрезе отраслей и сфер хозяйства, форм собственности, специальностей и т. п.);

– материально-технический потенциал, характеризующий возможности развития региона на основе эффективного использования  всех структурных составляющих его  производственного комплекса (определяется структурой и объемом производства, величиной и эффективностью использования производственных фондов, состоянием развития инфраструктуры и т. п.);

– научно-инновационный потенциал, характеризующий возможности региона  в сфере повышения конкурентоспособности  продукции, работ, услуг на основе рационального использования достижений научно-технического прогресса (определяется величиной и качеством фундаментального и прикладного научного задела и т.п.);

– социально-инфраструктурный потенциал, характеризующий резервы региона  в сфере улучшения медицинского, бытового, культурного, транспортного и жилищно-коммунального обслуживания населения на основе расширения номенклатуры и повышения качества услуг, обеспечения их доступности для населения;

– бюджетный потенциал, характеризующий  возможности региона в увеличении доходной части бюджета (определяется величиной местных налогов и сборов, отчислений от федеральных и региональных налогов в соответствии с нормативами, установленными законодательством, а также поступлений от приватизации муниципального имущества, от сдачи его в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивидендов от доли региона в уставном капитале предприятий и организаций, объемами дотаций, субвенций, трансфертных платежей и т. п.);

– инвестиционный потенциал, характеризующий возможности региона в привлечении и использовании средств отечественных и зарубежных инвесторов, предпринимателей, населения для решения территориальных проблем;

Информация о работе Механизмы реализации потенциала территории