Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 14:14, курсовая работа
Предпринятые в последние годы меры по стимулированию рождаемости, повышению уровня занятости, оплаты труда и доходов сельских жителей в рамках реализации государственной Концепции демографического развития Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года и ряда других мер дали определенный импульс и надежду на стабилизацию трудового потенциала сельских территорий.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в Российской Федерации наблюдаются тенденция ухудшения демографической, трудоресурсной и кадровой ситуации в большинстве регионов страны и необходимо создание благоприятных условий для формирования и устойчивого развития сельских территорий, что является одной из важнейших стратегических целей государственной политики России.
Предпринятые в последние годы меры по стимулированию рождаемости, повышению уровня занятости, оплаты труда и доходов сельских жителей в рамках реализации государственной Концепции демографического развития Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года и ряда других мер дали определенный импульс и надежду на стабилизацию трудового потенциала сельских территорий.
Проблема совершенствования воспроизводства и регулирования трудового потенциала сельских территорий является актуальной задачей, как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу, поскольку, меры, предпринимаемые до сих пор, не смогли в целом переломить негативную ситуацию с воспроизводством трудового потенциала села. Большинство трудовых и кадровых проблем сельского хозяйства еще далеки от решения, а некоторые из них даже обострились, что делает выбор темы не случайным и особенно актуальным.
В этой связи перед наукой и практикой остро стоят задачи совершенствования и создания новых инновационных механизмов воспроизводства сельского трудового потенциала и направлений его регулирования, выявления потенциальных резервов и возможностей приращения человеческого капитала во всех без исключения трудовых сферах жизнедеятельности сельского социума.
Цель работы провести анализ трудового потенциала сельских территорий на примере конкретных областей. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования данной курсовой работы является трудовой потенциал Курской, Воронежской области и трудовые ресурсы Российской Федерации в целом.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы воспроизводства трудового потенциала сельских территорий, формы, структура, факторы, на него влияющие.
Во второй главе я освещаю методологию, методы и основы прогнозирования трудового и кадрового потенциала сельских территорий.
В третьей главе провожу сравнительный анализ демографической и трудоресурсной ситуации на примере Воронежской, Курской области, Центрального федерального округа и в целом Российской Федерации.
Список использованных источников содержит нормативные документы, авторитетные учебники и современные публикации, затрагивающие проблемы трудового потенциала Российской Федерации.
Процесс воспроизводства трудового потенциала региона включает поддержание и непрерывное возобновление способностей людей к труду, количественный и качественный рост трудовых ресурсов, использование и распределение их по сферам приложения труда. Следует отметить, что раннее в литературе процесс воспроизводства трудового потенциала трактовался как обеспечение роста численности работников, занятых в народном хозяйстве, или отождествлялся с планомерной подготовкой, распределением и использованием квалифицированной рабочей силы. Результатом явилось отношение к человеку, как к одному из традиционных факторов общественного производства, а не как к главной производительной силе общества - субъекту, характеризующемуся определенными потребностями и возможностями, обусловленными характеристиками человеческого потенциала: здоровьем, образованием, профессионализмом, творческими способностями, нравственностью и т.д. Поэтому долгое время в системе управления доминировали авторитарные методы, обусловленные политическим режимом, при котором человеку отводилась роль «винтика» в общем механизме.
Воспроизводством называют процесс производства, рассматриваемый не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся и возобновляющийся процесс [13, с.38].
Как известно, носителями трудового потенциала являются работники с их способностями к труду, т.е. владельцы рабочей силы. Поэтому воспроизводство трудового потенциала по своему содержанию есть воспроизводство рабочей силы. Воспроизводство рабочей силы (трудового потенциала) наряду с воспроизводством материальных и духовных благ, производственных отношений и окружающей природной среды является важной составной частью процесса общественного воспроизводства.
Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных актов. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16–59 лет включительно и у женщин 16–54 года. Границы трудоспособного возраста в разных странах не одинаковы. В ряде стран нижняя граница трудоспособного возраста установлена в 14–15 лет (в отдельных – 18 лет), а верхняя – во многих 65 лет для всех, или 65 лет для мужчин и 60–62 года для женщин.
Что касается отдельных стадий процесса воспроизводства трудового потенциала, то в данном вопросе среди ученых-экономистов также не существует единого мнения. Ряд авторов при рассмотрении фаз воспроизводства трудового потенциала используют методологию исследования общественного продукта, разработанную К. Марксом. В соответствии с ней воспроизводство рабочей силы находится во взаимосвязи с воспроизводством общественного продукта. Рабочая сила формируется в процессе потребления части общественного продукта, а используется в процессе его производства.
Воспроизводство трудового потенциала включает три взаимосвязанные стадии:
Все стадии рассматриваются в процессе их взаимосвязи и взаимодействия [5, с.67].
Формирование трудового потенциала - это процесс постоянного его возобновления в совокупности количественных и качественных характеристик [3, с.98].
Отличительная особенность отраслей, осуществляющих формирование трудового потенциала (образование, здравоохранение, культура), состоит в том, что они не ориентированы на рыночные критерии эффективности (прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость). Эти отрасли не могут обеспечить быстрой отдачи от вложенных в их развитие средств. Реальный социально-экономический эффект от реализации конечного продукта данного сектора экономики проявляется в средне- и долгосрочном планах. Формирование трудового потенциала - это формирование абсолютно необходимых предпосылок для успешного развития страны в будущем. Отсюда следует важный вывод: при всех сложностях и проблемах текущего этапа экономического развития, жесткой ограниченности ресурсов общество должно находить необходимые средства для развития этой группы отраслей народного хозяйства [15, с.87].
Второй стадией воспроизводства трудового потенциала является его распределение по различным секторам и отраслям народного хозяйства, регионам страны и отдельным предприятиям. В условиях плановой экономики бывшего СССР преобладал централизованный плановый механизм распределения трудовых ресурсов. С переходом к рыночной экономической системе основным механизмом распределения трудового потенциала в разрезе секторов и отраслей национальной экономики, регионов страны и отдельных предприятий (организаций) стал рынок труда.
Третья, завершающая, стадия воспроизводства трудового потенциала - его использование. Оно осуществляется в самом процессе общественного производства [15, с.176].
На этой стадии движение трудового потенциала должно обеспечивать решение двух ключевых проблем. Во-первых, достижение максимальной эффективности использования трудовых ресурсов в процессе производства материальных и духовных благ. Во-вторых, сохранение и развитие самого трудового потенциала. Дело в том, что этот потенциал не является постоянной величиной, поскольку его характеристики непрерывно меняются. Способности работника к труду возрастают по мере развития и совершенствования знаний и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться (например, при ухудшении состояния здоровья, чрезмерной интенсификации труда, отсутствии благоприятных возможностей для их реализации в силу различных социально-экономических причин и т.д.).
Обе эти проблемы самым тесным образом связаны друг с другом. Повышающаяся эффективность использования трудового потенциала обеспечивает устойчивые высокие темпы роста общественного богатства и, следовательно, увеличения фонда жизненных средств, поступающих в распоряжение работников. В каждом новом цикле экономического развития материальные и духовные потребности трудящихся удовлетворяются на все более высоком уровне, что является важным условием расширенного воспроизводства трудового потенциала более высокого качества. Кроме того, становится возможным постоянное увеличение объема инвестиций, направляемых в сферу формирования трудового потенциала (образование, здравоохранение, культура) [21,с. 123].
Следует также иметь в виду, что общество сможет выделять все более значительные средства для совершенствования материально-технической базы производства, системы охраны и безопасности труда, а также охраны окружающей природной среды. Все это способствует улучшению условий труда, сокращению заболеваемости и травматизма, что обеспечивает увеличение, как средней ожидаемой продолжительности жизни, так и периода активной трудоспособности большинства населения страны. [7, с.13]
Особенно важное значение имеет создание благоприятных условий для повышения трудовой активности работников, т.е. степени реализации ими своих физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков в процессе производства.
Способность к самореализации и саморазвитию личности каждого трудоспособного члена общества выходит на первый план на современном этапе социально-экономического развития. Отсутствие возможностей к самореализации и саморазвитию личности оказывает разрушительное воздействие на трудовой потенциал. Поэтому сам по себе высокий уровень образования в стране еще не служит гарантией высоких темпов экономического роста, технической модернизации производства и, следовательно, высокого уровня жизни [18, с.45].
Воспроизводство трудового потенциала - одна из важных подсистем управления общественным трудом.
В основе управления трудовым потенциалом должны лежать следующие принципы:
Таким образом, трудовой капитал представляет собой определенный комплекс производительных способностей человека, которыми обычно считают здоровье, природные особенности человека, уровень его образования и профессионала, а также трудовую мобильность индивида [4, с.67].
Важнейшим условием устойчивого воспроизводства трудового потенциала агропромышленного комплекса и сельских территорий является сохранение его физического и психического здоровья населения, которое, в свою очередь, во многом зависит от господствующих в обществе культурных традиций и соответствующих им потребностей.
Статистика, описывающая потребности общества, их взаимосвязи и последствия, объективно существует и обладает собственными характеристиками устойчивости во времени, обусловленными сменой поколений и изменением культуры, и может быть выявлена.
Для обеспечения потребностей общества ведётся соответствующее производство, а удовлетворение потребностей, как и само производство, ведет к определенным последствиям, связанным как с возможным дальнейшим развитием, так и с деградацией трудового потенциала сельских территорий и биосферы в районах проживания сельского населения и хозяйственной деятельности АПК [13, с.38].
Индивидуальный и статистический анализ причинно-следственных взаимосвязей в системе отношений позволяет выявить два класса потребностей: социально и биосфернодопустимые – демографически обусловленные потребности и их антипод – антисоциальные и антибиосферные деградационно-паразитические потребности.
Вне зависимости от традиций общества и пристрастий отдельных людей разделение потребностей на два названных выше класса носит объективный характер, поскольку комплексный анализ позволяет статистически объективно выделить такие вредоносные факторы, как: алкоголь, наркотики и яды, разрушающие организм и психику. Кроме того, можно выявить, что чрезмерность потребления самих по себе невредных продуктов и услуг также представляет собой угрозу для жизни потребителя и (или) окружающих, потомков, биосферы; разнородные загрязнения среды обитания и т.п. То есть деградационно-паразитическими потребностями могут стать и, казалось бы, вполне естественные потребности общебиологического характера, а не только культурно обусловленные [15, с.168].
Исходным пунктом построения системы устойчивого воспроизводства трудового потенциала АПК и сельских территорий является разделение всех общественных потребностей на два класса (спектра):