Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 14:14, курсовая работа
Предпринятые в последние годы меры по стимулированию рождаемости, повышению уровня занятости, оплаты труда и доходов сельских жителей в рамках реализации государственной Концепции демографического развития Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года и ряда других мер дали определенный импульс и надежду на стабилизацию трудового потенциала сельских территорий.
Показатели |
Варианты прогноза | |||||
| Инерционный |
Инновационный | ||||
| 2009г. |
2015г. |
2020г. |
2009г. |
2015г. |
2020г. |
Численность сельского населения в трудоспособном возрасте, тыс. чел. |
23622 |
21622 |
21267 |
23622 |
21622 |
21267 |
Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте, % |
66,9 |
76 |
85 |
66,9 |
78 |
90 |
Уровень безработицы, % |
11,3 |
5,0 |
4,0 |
11,3 |
5,0 |
3,0 |
В таблице 6 показаны возможные количественные сценарии развития занятости и рынка труда, исходя из прогноза динамики рабочих мест на сельских территориях до 2020 г. Общая численность безработных и уровень безработицы в прогнозном периоде в инерционном варианте соответствуют индикаторам, которые определены в Концепции устойчивого развития сельских территорий до 2020 г. Для инновационного варианта, с высоким предложение мест уровни безработицы и занятости рассчитаны, соответственно с минимальным и максимальными значениями.
Из таблицы 6 видно, что в случае реализации инновационного прогноза уровень занятости может повыситься до 90%, а безработицы, наоборот, снизится до 3%. В инерционном варианте показатели несколько хуже, но все равно достаточно оптимистичные. Значительно проблематичней, особенно при реализации инновационной модели развития рабочих мест, будет складывать ситуация с обеспечением их рабочей силой [12].
Таблица 7- Прогноз возможных количественных дисбалансов между спросом на труд (предложенных рабочих мест) и предложением труда на сельских территориях до 2020г., тыс.мест
Годы |
Спрос на труд |
Предложение труда |
Избыток (недостаток) труда, ± |
Инерционный вариант | |||
2015 г. |
19790 |
21622 |
+ 1832 |
2020 г. |
22140 |
21267 |
-873 |
Инновационный вариант | |||
2015г. |
20912 |
21622 |
+710 |
2020 г. |
25434 |
21267 |
-4167 |
Если в 2015 г. по обоим вариантам будет наблюдаться относительный избыток предложения труда, то к 2020 г., особенно по инновационному варианту, дефицит трудовых ресурсов может резко осложнить реализацию всех значимых социально - экономических программ.
Резервы трудового потенциала малых городов, выполняющих роль райцентров, в настоящее время еще достаточно велики, уровень безработицы там, особенно среди молодежи, достигает 20 и более процентов. При условии относительного выравнивания труда на сельско-городских рынках часть данного незанятого трудового потенциала малых и средних городов можно было бы «развернуть» в сторону села, используя для этих целей, как механизм маятниковой трудовой миграции, так и переселенческие акции.
Ведущую роль в обеспечении стабильности и конкурентоспособности экономики страны, фундаментом прогрессивного развития общества в целом и сельских территорий в частности играет уровень и качество трудового потенциала. Поэтому формирование трудового потенциала как решающей предпосылки социально - экономической стабилизации и его эффективного использования становится основой производительности национальной экономики. Трудовой потенциал является источником производительности ресурсов и развития производства.
Внимание к проблемам социально-экономического развития сельских территорий со стороны официальной власти, экономистов и научной общественности в нашей стране в разной степени было всегда, но в основном носило научный или теоретический характер. На современном этапе реформ местного самоуправления и бюджетного процесса, в условиях ключевых изменений принципов финансирования инвестиционной деятельности со стороны федерального центра эти проблемы стали чрезвычайно актуальными. В реформах местного самоуправления проявляется осознание государственной властью невозможности эффективного социально-экономического развития страны без активизации трудового (в том числе сельского) потенциала населения, что создает предпосылки для гармонизации целей и интересов государства и общества.
Формирование эффективной институциональной среды на селе предполагает реальное участие в этом процессе не только государства и сельхозпредприятий, но и сельского населения. В сельских территориях необходимо развивать в первую очередь такие институты и формы организации экономической и социальной жизни, которые помогали бы реализовать насущные потребности и коренные интересы подавляющей части населения, активизировали предпринимательскую, организационную и инновационную деятельность населения.
В качестве первоочередных мер увеличения трудового потенциала сельских территорий можно назвать:
1) разработку и реализацию Федеральной программы развития и поддержки сельскохозяйственной кредитной кооперации, которая должна стать своего рода катализатором возрождения и развития всех других видов кооперации и формирования системы кооперативной аграрной экономики;
2) реорганизацию сельского самоуправления и системы государственного управления сельским хозяйством на всех уровнях;
3) уменьшение административных барьеров и содействие развитию крестьянских хозяйств, малого предпринимательства путем ограничения полномочий контрольных органов по вмешательству в текущую хозяйственную деятельность;
4) создание многоуровневой и сквозной системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов-аграрников универсального типа по схеме «школа - профессиональный лицей - сельскохозяйственный колледж - аграрный университет».
Разработанные предложения и модели реформирования сельских территорий позволят существенно повысить качественные характеристики трудового и кадрового потенциала агропродовольственного сектора и сделать его восприимчивым к вызовам инновационной экономики.
В заключение хочу отметить, что трудовой потенциал является основой потенциального развития сельских территорий и одним из наиболее важных объектов политики устойчивого развития в нашей стране является социально-экономические процессы формирования и реализации потребностей населения сельских территорий.
15. Трудовые ресурсы:
16. Управление трудовыми ресурсами [Текст]/ под ред. Л.А. Костиной.-М,2009.
17. Фаринюк, Ю.Т Кадровый менеджмент в агропромышленном комплексе,2009-387 с.
18. Хлопова,Т.В. К оценке трудового потенциала предприятия,2007-с.67-76.
19. Чураков, В.Я. Проблемы регионального баланса трудовых ресурсов,2009
20. Экономическая теория современности (аграрный аспект) М.Промитей,2005-120 с.
21. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой и Т.В. Чепелевой. - М.: ЮНИТИ, 2008.
22. Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М: Юрист, 2007. - 896 с.
23. Югай, А.М. Экономические отношения и мотивация труда в сельском хозяйстве,2001.-С.184
24. Якимова, Л.А.Регулирование сельского рынка труда,2006.-255 с.
В данной работе применены следующие термины:
Воспроизводство: это процесс производства, рассматриваемый не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся и возобновляющийся процесс.
Трудовой потенциал: это система характеристик, определяющих качество рабочей силы индивидуума, совокупного работника фирмы, корпорации, страны, материализуемое в процессе труда на основе персонифицированного экономического интереса каждого субъекта и их совокупности
Кадровый потенциал: это совокупность способностей всех людей, которые заняты в данной организации и решают определенные задачи.
Трудовые ресурсы: это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.