Трудовой потенциал сельских территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Предпринятые в последние годы меры по стимулированию рождаемости, повышению уровня занятости, оплаты труда и доходов сельских жителей в рамках реализации государственной Концепции демографического развития Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года и ряда других мер дали определенный импульс и надежду на стабилизацию трудового потенциала сельских территорий.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Trudovoy_potentsial_selskikh_territory (1).doc

— 207.50 Кб (Скачать)

Показатели

Варианты прогноза

 

Инерционный

Инновационный

 

2009г.

2015г.

2020г.

2009г.

2015г.

2020г.

Численность сельского населения в трудоспособном возрасте, тыс. чел.

23622

21622

21267

23622

21622

21267

Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте, %

66,9

76

85

66,9

78

90

Уровень безработицы, %

11,3

5,0

4,0

11,3

5,0

3,0


 

В таблице 6 показаны возможные количественные сценарии развития занятости и рынка труда, исходя из прогноза динамики рабочих мест на сельских территориях до 2020 г. Общая численность безработных и уровень безработицы в прогнозном периоде в инерционном варианте соответствуют индикаторам, которые определены в Концепции устойчивого развития сельских территорий до 2020 г. Для инновационного варианта, с высоким предложение мест уровни безработицы и занятости рассчитаны, соответственно с минимальным и максимальными значениями.

Из таблицы 6 видно, что в случае реализации инновационного прогноза уровень занятости может повыситься до 90%, а безработицы, наоборот, снизится до 3%. В инерционном варианте показатели несколько хуже, но все равно достаточно оптимистичные. Значительно проблематичней, особенно при реализации инновационной модели развития рабочих мест, будет складывать ситуация с обеспечением их рабочей силой [12].

 

Таблица 7- Прогноз возможных количественных дисбалансов между спросом на труд (предложенных рабочих мест) и предложением труда на сельских территориях до 2020г., тыс.мест

Годы

Спрос на труд

Предложение труда

Избыток (недостаток) труда, ±

Инерционный вариант

2015 г.

19790

21622

+ 1832

2020 г.

22140

21267

-873

Инновационный вариант

2015г.

20912

21622

+710

2020 г.

25434

21267

-4167


 

Если в 2015 г. по обоим вариантам будет наблюдаться относительный избыток предложения труда, то к 2020 г., особенно по инновационному варианту, дефицит трудовых ресурсов может резко осложнить реализацию всех значимых социально - экономических программ.

Резервы трудового потенциала малых городов, выполняющих роль райцентров, в настоящее время еще достаточно велики, уровень безработицы там, особенно среди молодежи, достигает 20 и более процентов. При условии относительного выравнивания труда на сельско-городских рынках  часть данного незанятого трудового потенциала малых и средних городов можно было бы «развернуть» в сторону села, используя для этих целей, как механизм маятниковой трудовой миграции, так и переселенческие акции.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущую роль в обеспечении стабильности и конкурентоспособности экономики страны, фундаментом прогрессивного развития общества в целом и сельских территорий в частности играет уровень и качество трудового потенциала. Поэтому формирование трудового потенциала как решающей предпосылки социально - экономической стабилизации и его эффективного использования становится основой производительности национальной экономики. Трудовой потенциал является источником производительности ресурсов и развития производства.

Внимание к проблемам социально-экономического развития сельских территорий со стороны официальной власти, экономистов и научной общественности в нашей стране в разной степени было всегда, но в основном носило научный или теоретический характер. На современном этапе реформ местного самоуправления и бюджетного процесса, в условиях ключевых изменений принципов финансирования инвестиционной деятельности со стороны федерального центра эти проблемы стали чрезвычайно актуальными. В реформах местного самоуправления проявляется осознание государственной властью невозможности эффективного социально-экономического развития страны без активизации трудового (в том числе сельского) потенциала населения, что создает предпосылки для гармонизации целей и интересов государства и общества.

Формирование эффективной институциональной среды на селе предполагает реальное участие в этом процессе не только государства и сельхозпредприятий, но и сельского населения. В сельских территориях необходимо развивать в первую очередь такие институты и формы организации экономической и социальной жизни, которые помогали бы реализовать насущные потребности и коренные интересы подавляющей части населения, активизировали предпринимательскую, организационную и инновационную деятельность населения.

В качестве первоочередных мер увеличения трудового потенциала сельских территорий можно назвать:

1) разработку и реализацию Федеральной программы развития и поддержки сельскохозяйственной кредитной кооперации, которая должна стать своего рода катализатором возрождения и развития всех других видов кооперации и формирования системы кооперативной аграрной экономики;

2) реорганизацию сельского самоуправления и системы государственного управления сельским хозяйством на всех уровнях;

3) уменьшение административных барьеров и содействие развитию крестьянских хозяйств, малого предпринимательства путем ограничения полномочий контрольных органов по вмешательству в текущую хозяйственную деятельность;

4) создание многоуровневой и сквозной системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов-аграрников универсального типа по схеме «школа - профессиональный лицей - сельскохозяйственный колледж - аграрный университет».

Разработанные предложения и модели реформирования сельских территорий позволят существенно повысить качественные характеристики трудового и кадрового потенциала агропродовольственного сектора и сделать его восприимчивым к вызовам инновационной экономики.

В заключение хочу отметить, что трудовой потенциал является основой потенциального развития сельских территорий и одним из наиболее важных объектов политики устойчивого развития в нашей стране является социально-экономические процессы формирования и реализации потребностей населения сельских территорий.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года // Собрание законодательства РФ: офиц.изд. – 2010. – № 50.
  2. Агапова, Т. А. Макроэкономика: Учебник. 9-е изд., доп. - Москва: Market DS, 2009. – 413 с.
  3. Бондаренко Л.В. Интегральная оценка уровня жизни сельского и городского населения – Москва: Гриф и К, 2009. – 88 с.
  4. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. проф. В. Г. Глушковой, доц. А. А. Винокурова: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – Ч. 1. – 432 с.
  5. Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М., 2008.
  6. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. 3-е изд., доп. -М.: Изд-во НОРМА, 2001.-448 с.
  7. Долгушкин, Н. К., Новиков, В. Г. Категории «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «кадры» сущность и содержание // Аграрная наука. - 2000. - №12. -С. 11 - 12
  8. Ефимов В.А. Потребности общества  и проблемы воспроизводства трудового потенциала АПК и сельских  территорий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - №9
  9. Зущина Г. М., Костин Л. А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М, 2008
  10. Кузина Е.И. Трудовой потенциал сельских территорий, его формирование и регулирование: на материалах Рязанской области: дис. к. эконом. наук. - Рязань, 2012.- 188 с.
  11. Милосердов, В. В., Беспахотный, Г. В. Региональное планирование развития сельского хозяйства. М.: Экономика, 2003. - 216 с
  12. Новиков В.Г. Трудовой потенциал сельских территорий, его воспроизводство и регулирование: автореферат дис. док. эконом. наук - Москва, 2011.- 37 с.
  13. Оруджева  А.А. Методология исследования трудового потенциала //Экономика и управление. – 2011. - №12 (85)
  14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: [http://www.gks.ru]

15. Трудовые ресурсы:эффективность  использования [Текст]/под ред.И.С.Масловой .-М.,2009.

16. Управление трудовыми ресурсами [Текст]/ под ред. Л.А. Костиной.-М,2009.

17.  Фаринюк, Ю.Т Кадровый менеджмент в агропромышленном комплексе,2009-387 с.

18.    Хлопова,Т.В. К оценке трудового потенциала предприятия,2007-с.67-76.

19.    Чураков, В.Я. Проблемы регионального баланса трудовых ресурсов,2009

20.  Экономическая теория современности (аграрный аспект) М.Промитей,2005-120 с.

21.      Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой и Т.В. Чепелевой. - М.: ЮНИТИ, 2008.

22.    Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М: Юрист, 2007. - 896 с.

23.      Югай, А.М. Экономические отношения и мотивация труда в сельском хозяйстве,2001.-С.184 

24.    Якимова, Л.А.Регулирование сельского рынка труда,2006.-255 с.

 

Приложение А

Определения, обозначения и сокращения

В данной работе применены следующие термины:

   Воспроизводство: это процесс производства, рассматриваемый не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся и возобновляющийся процесс.

   Трудовой потенциал: это  система характеристик, определяющих качество рабочей силы индивидуума, совокупного работника фирмы, корпорации, страны, материализуемое в процессе труда на основе персонифицированного экономического интереса каждого субъекта и их совокупности

   Кадровый потенциал: это совокупность способностей всех людей, которые заняты в данной организации и решают определенные задачи.

   Трудовые ресурсы: это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Трудовой потенциал сельских территорий