Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 14:14, курсовая работа
Предпринятые в последние годы меры по стимулированию рождаемости, повышению уровня занятости, оплаты труда и доходов сельских жителей в рамках реализации государственной Концепции демографического развития Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года и ряда других мер дали определенный импульс и надежду на стабилизацию трудового потенциала сельских территорий.
Процесс прогнозирования развития системы рабочих мест на сельских территориях, безусловно, является наиболее важным для обоснования перспективной потребности в трудовых ресурсах и, соответственно, в трудовом потенциале, имея в виду, прежде всего качественные характеристики рабочей силы [10, с.132].
В настоящее время в сфере прогнозирования трудового потенциала сельских территорий после длительного периода невнимания государства к этой проблеме, накопилось много методологических вопросов, связанных не столько с самой техникой прогнозирования, сколько с его сущностью.
Функция по комплексному долгосрочному прогнозированию сельского рынка труда и занятости на региональном и федеральном уровнях не закреплена за каким-либо публичным институтом, причем сельские территории даже в краткосрочных прогнозах рынка труда (выполняемых управлениями федеральной службы занятости населения в регионах) вообще не выделяются. Разрабатываемые же краткосрочные прогнозы занятости населения в основном строятся на использовании экстраполяционных трендовых методов. Кроме того, данные прогнозы далеко не в полной мере или вообще не учитывают ресурсно-технологические возможности регионов, а также факторы уровня развития рынка агрообразовательных услуг [18,с.234]. В данных прогнозах отсутствуют варианты развития трудового потенциала и занятости сельских территорий. Возможно, использовать модель прогнозирования трудового потенциала сельских территорий, включающая разработку четырех групп прогнозов:
- Основной, базовый прогноз «спроса на труд», включающий прогноз имеющихся ресурсов (земельных, водных, лесных, рекреационных и др.), степень эффективности их использования и возможные направления дальнейшего вовлечения в рыночный оборот: прогноз инвестиционной привлекательности сельских территорий с учетом инновационных подходов и развитие новых технологий: прогноз предложения рабочих мест по инерционному и инновационному вариантам [9, с.321].
- Прогноз «предложения труда и трудового
потенциала» на перспективу, состоящий
из демографического и трудоресурсного
прогнозов, миграционного прогноза с учетом
маятниковых трудовых передвижений и,
прогноза образовательного и профессионально–
- Прогноз занятости и безработицы по инерционному
и инновационному вариантам, который включает
в себя три вида прогноза: прогноз структуры
рабочих мест по отраслям сельской экономики,
прогноз количественных изменений с учетом
диспропорций между количеством трудовых
ресурсов и рабочих мест и влияния факторов,
формирующих предложение и спрос на труд,
уменьшающих или увеличивающих потребность
в рабочих местах.
- Прогноз качественных дисбалансов и
стоимостных пропорций воспроизводства
трудового потенциала, степень «стыковки»
технико-технологических параметров рабочих
мест, цены труда и качественных характеристик
рабочей силы. Кроме статистики, отражающей
данные тенденции, крайне необходимы постоянно-мониторинговые
исследования и социологические опросы,
связанные с выявлением ценностей сельской
молодежи, их отношением к сельским территориям
как постоянному месту жизни и труда, к
системе агрообразования, ее престижности
[12, с.43].
Численность населения, половозрастной состав напрямую влияет на формирование трудового потенциала. Тенденции снижения численности сельского населения, посткризисные явления, дефицит рабочей силы, все это влияет на производство продуктов на душу населения.
Рассмотрим динамику по данным Федеральной службы государственной статистики по показателю производство продуктов сельского хозяйства на душу населения [12].
Таблица 1- Производство продуктов сельского хозяйства на душу населения (кг, яйца - штук) | ||
Территория |
2011 |
2012 |
Российская Федерация |
53 |
56 |
Центральный федеральный округ |
58 |
66 |
Воронежская область |
87 |
96 |
Курская область |
79 |
108 |
Из таблицы 1 видно, что в стране наблюдается положительная динамика по показателю производство продуктов сельского хозяйства на душу населения, что связано с постепенным выходом страны из кризисной ситуации. В частности в разрезе Российская Федерация, Центральный Федеральный округ, Воронежская область, Курская область в 2011-2012 году наблюдаем:
Таким образом, по рассматриваемым нами областям, наблюдаем динамику положительную и превышающую среднее по Центральному федеральному округу и среднее по Российской Федерации.
Одним из факторов, влияющих на трудовой потенциал сельских территорий, является сельский жилой фонд. Рассмотрим динамику представленную Федеральной службой государственной статистики по этому показателю.
Таблица 2- Сельский жилищный фонд на конец года - всего (миллион квадратных метров общей площади) | |||
Территория |
2010 |
2011 |
2012 |
Российская Федерация |
895,6 |
912,169 |
923,3 |
Центральный федеральный округ |
228,5 |
234,284 |
232,4 |
Воронежская область |
22,7 |
22,848 |
23,1 |
Курская область |
12,2 |
12,277 |
12,4 |
Из таблицы 2 видимо, что рост сельского жилищного фонд происходит из года в год, но он очень несущественный и более того в некоторых округах нестабильный, в частности Центральном федеральном округе в 2012 году наблюдалось снижение по этому показателю.
Тогда можем сделать основной вывод, что рост жилищного фонда происходит очень медленно, а значит, влияние этого показателя на трудовой потенциал сельских территорий незначительно. Хотя именно он является движущей силой в процессе воспроизводства трудового капитала.
Сокращение численности сельского населения в Российской Федерации продолжается. Административно – территориальные преобразования почти полностью компенсировали естественную убыль сельского населения, которая уменьшилась из-за роста рождаемости и снижения смертности. Проанализируем данные Федеральной службы государственной статистики. За последние 4 года неуклонно растет доля городского населения, что приводит к снижению численности сельского населения. Данные в разрезе Российская Федерация, Центральный Федеральный округ, Воронежская область, Курская область дают следующие представления:
Таблица 3- Доля городского населения в общей численности населения на 1 января (процент) | ||||
Территория |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Российская Федерация |
73,6 |
73,8 |
73,9 |
74 |
Центральный федеральный округ |
81,1 |
81,5 |
81,6 |
81,7 |
Воронежская область |
62,1 |
65,5 |
65,9 |
66,3 |
Курская область |
64,7 |
65,4 |
65,9 |
66,5 |
Динамика по Центральному федеральному округу доли населения в общей численности населения хуже, чем в среднем по Российской Федерации. Таким образом, негативная динамика сельского населения в рассматриваемых областях значительно превышает среднюю динамику по ЦФО и РФ. Происходит отток сельского населения в города, трудовая миграция [12].
Теперь проанализируем данные об уровне занятости сельского населения в трудоспособном возрасте в процентах, информацию снова возьмем с сайта Федеральной службы государственной статистики.
Данные в разрезе Российская Федерация, Центральный Федеральный округ, Воронежская область, Курская область дают следующую информацию:
Таблица 4- Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте (процент) | ||
Территория |
2010 |
2011 |
Российская Федерация |
67 |
68,6 |
Центральный федеральный округ |
70,6 |
71,9 |
Воронежская область |
63,7 |
65 |
Курская область |
68,7 |
69,4 |
Отсюда видим, что в вопросе занятости сельского населения есть положительная динамика. Это говорит о благоприятных посткризисных тенденциях наметившихся в стране. Но, не смотря на это, рассматриваемые нами области находятся в этом вопросе в ситуации более сложной, чем в среднем по России [12].
Динамика уровня занятости сельского населения в трудоспособном возрасте в целом по Центральному федеральному округу также хуже, чем в среднем по Российской Федерации.
На основании этого можем сделать вывод, что и демографическая и трудоресурсная ситуация на территории всего Центрального федерального округа хуже, чем в среднем по Российской Федерации.
Внутри округа, рассматриваемые нами области, Воронежская и Курская, относятся к группе риска, в них по обоим, рассматриваемым параметрам ситуация ещё хуже, чем в общем по Центральному федеральному округу.
Это опасный сигнал, а значит, властям необходимо в кратчайшие сроки предпринять меры к изменению ситуации.
Основными причинами негативных явлений являются недостаточность собственных средств и государственного субсидирования. Сельское хозяйство и сельские территории как регион в целом нуждаются в инновационном развитии и вливании инноваций. На сегодняшний момент существует ряд сдерживающих факторов инновационного развития сельского хозяйства [12, с.38].
Недостаточно благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства, относительно высокая транспортная удаленность мест и слабая техническая оснащенность сельскохозяйственного производства, низкоэффективные технологии производства, не позволяют сегодня активно внедрять инновации на территориях Российской Федерации.
На инновационное развитие региона влияет состояние человеческого капитала. Именно люди с их знаниями, навыками, образованием формируют инновационное развитие региона. Человеческий капитал, состоящий из знаний, навыков, образования, состояния здоровья, может быть сформирован только через высокий уровень жизни и доходов населения.
Проблемы, возникающие в процессе прогнозирования трудового потенциала сельских территорий, значительно осложняются из-за отсутствия долгосрочных целевых программ занятости населения, в основу которых, целесообразно было бы положить программы создания и сохранения рабочих мест [10, с.194].
Прогнозы занятости сельского населения и создания рабочих мест в средней и долгосрочной перспективе, в которых заложены как сложившиеся инерционные тренды в развитии рабочих мест и диверсификации отраслевой их структуры, так и инновационные варианты выглядят так [12].
Таблица 5- Прогноз развития рабочих мест на сельских территориях в средней и долгосрочной перспективе (инновационный вариант), тыс. ед.
Показатели |
2009г. |
2015г. |
2020г. |
2030г. |
Всего рабочих мест |
17011 |
20912 |
25434 |
32370 |
сельское хозяйство |
4318 |
3796 |
3361 |
2500 |
Эти данные показывают, что даже в случае инерционного прогноза, в количественном отношении предложение трудового потенциала будет в отдельной перспективе отставать от предложения рабочих мест.
Устойчивое развитие рабочих мест на сельских территориях потребует резкого увеличения трудового потенциала по сравнению с существующим уровнем из-за необходимости выполнения селом новых и развития существующих народнохозяйственных функций.
В сельском хозяйстве будет происходить одновременно два противоположных процесса: рост производительности труда (примерно в 2,2 раза) позволит высвободить из отрасли порядка миллиона человек, в то же время, за счет создания новых высокотехнологических рабочих мест в крупных агрокомплексах, удельный вес занятости сельскохозяйственном производстве в общей численности занятых в экономике России составит примерно 4,5-5% (против 11% в настоящее время).
Всего, в совокупности, количество рабочих мест на сельских территориях в перспективе по сравнению с существующим уровнем может увеличиться в 1,6 раза.
Таблица 6- Прогноз занятости и рынка труда на сельских территориях, на начало года