Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:38, курс лекций
В современной рыночной экономике конкурентоспособность выпускаемой предприятием продукции определяет жизнеспособность данного предприятия. Одним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, работ и услуг, является их качество. Стандартизация, взаимозаменяемость, метрология, технические измерения и сертификация продукции, работ и услуг являются инструментами обеспечения качества
Таблица. Значения критерия Ирвина
N | = 0,95 | = 0,99 | N | = 0,95 | = 0,99 |
2 | 2,8 | 3,7 | 30 | 1,2 | 1,7 |
3 | 2,2 | 2,9 | 50 | 1,1 | 1,6 |
10 | 1,5 | 2,0 | 100 | 1,0 | 1,5 |
20 | 1,3 | 1,8 | 400 | 0,9 | 1,3 |
5. Определение коэффициента вариации
Коэффициент вариации является относительной характеристикой рассеивания измеряемой величины. Его значение определяется по уравнению:
,
где tсм – расстояние от нулевого значения информации (в том числе
нулевое) до начала информации.
Величину tсм можно определять, пользуясь следующими рекомендациями:
при наличии статистического ряда за величину смещения следует принимать значение результата измерения, соответствующее началу первого интервала;
при отсутствии статистического ряда (незначительное количество исходной информации) за смещение принимают величину, определяемую выражением:
tсм = 2t1 – t2,
где t1 и t2 – значения первого и второго показателя информации в порядке её возрастания.
Позиции 6 и 7 приведённого выше порядка определения характеристик измеряемой величины в нашем случае исполнению не обязательны, так как мы заранее определились с выбором теоретического закона распределения, априорно приняв закон нормального распределения. В тех же случаях, когда такая позиция вызывает сомнения, например, если коэффициент вариации окажется существенно выше 0,33, то выполнение этих пунктов обязательно для выявления нового закона распределения и последующих расчётов согласно этому новому закону.
1. Определение доверительных границ рассеивания и наибольших возможных ошибок.
Исходя из ранее принятого положения, что достоверные точки информации ограничиваются значением от среднего показателя, мы тем самым установили степень доверия расчёта для принятого закона распределения в 99,7 %. Такая высокая степень доверия в практических расчётах является излишней.
Задаваясь заранее приемлемыми меньшими значениями степени доверия, можно сблизить границы рассеивания одиночного результата измерения и тем самым уменьшить возможную погрешность расчётов, хотя и за счёт снижения степени доверия.
Интервал, в который при заданной доверительной вероятности а попадабт 100а % случаев от N, называется доверительным интервалом Ia, а границы этого интервала называются н6ижней доверительной границей tна и верхней доверительной границей tва.
Расчётные зависимости для определения величины доверительного интервала, доверительных границ и абсолютной ошибки еа для одиночного показатель информации имеют следующий вид:
ea = ta ; Ia = tва - tна;
tна = tc - ta ; tва = ta ;
где ta – коэффициент Стьюдента, определяемый по следующей таблице.
Таблица. Значения коэффициента Стьюдента ta
N | a | |||
0,8 | 0,9 | 0,95 | 0,99 | |
3 | 1,89 | 2,92 | 4,30 | 9,92 |
5 | 1,53 | 2,13 | 2,78 | 4,60 |
7 | 1,44 | 1,94 | 2,45 | 3,71 |
9 | 1,40 | 1,86 | 2,31 | 3,36 |
11 | 1,37 | 1,81 | 2,23 | 3,17 |
13 | 1,35 | 1,78 | 2,18 | 3,06 |
15 | 1,34 | 1,76 | 2,15 | 2,98 |
25 | 1,32 | 1,71 | 2,06 | 2,80 |
40 | 1,30 | 1,68 | 2,02 | 2,71 |
60 | 1,29 | 1,67 | 2,00 | 2,66 |
Обоснованный выбор измерительного средства необходим как для инженерного, метрологического и научного эксперимента, так и для практической деятельности в условиях производства и оказания услуг. В двух последних случаях измерительные средства выбираются по специальным методикам, которые предусматривают учёт всех возможных погрешностей. При выборе измерительного средства в инженерной практике пользуются упрощённой методикой, которая изучается на лабораторно-практических занятиях. Сущность её заключается в следующем. В зависимости от допуска на размер измеряемой поверхности по ГОСТ 8.051-81 определяют допустимую погрешность измерения и далее назначают соответствующее измерительное средство, собственная погрешность измерения которого не превышала бы допустимую стандартом для данного допуска размера.
ЛЕКЦИЯ № 2
Правовые основы обеспечения единства измерения. Технические измерения. Структура и функции метрологической службы АПК. Поверка средств измерения. Калибровка и сертификация средств измерения
Правовые основы обеспечения единства измерения
В 1993 г. принят Закон РФ "Об обеспечении единства измерений». Законом установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки, введена добровольная сертификация средств измерений и др.
Основные положения Закона "Об обеспечении единства измерений" состоят в следующем:
• защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
• содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц величин и использования результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;
• создание благоприятных условий для развития международных и межфирменных связей;
• регулирование отношений государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;
• адаптация российской системы измерений к мировой практике.
Особенность Закона в отличие от зарубежных законодательных положений по метрологии заключается в том, что, несмотря на основные сферы его приложения — торговля, здравоохранение, защита окружающей среды, внешнеэкономическая деятельность — он распространяется на некоторые области производства в части калибровки средств измерений метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчинённых государственным эталонам единиц величин.
Законом определяется правовое положение Государственной метрологической службы, подчинённость её по вертикали одному ведомству – Госстандарту России.
Закон служит базой для создания в России новой системы измерений, которая может взаимодействовать с национальными системами измерений зарубежных стран. Это прежде всего необходимо для взаимного признания результатов испытаний и сертификации, а также для использования мирового опыта и тенденций в современной метрологии. Некоторые из них учтены в Законе. Так, заменены устаревшие понятия и термины, трансформирована система поверки средств измерений: вместо государственной и ведомственной поверки, а также аккредитованными службами юридических лиц введена единая поверка средств измерений. Требования к аккредитованным метрологическим службам и порядок их аккредитации в максимальной степени приближены к новым условиям и одновременно — к обеспечению в этих условиях единства измерений.
В тех сферах, которые не контролируются государственными органами, создается Российская система калибровки, также направленная на обеспечение единства измерений.
Особо следует отметить введение института лицензирования метрологической деятельности, что связывается с защитой прав потребителей. Положение о лицензировании охватывает сферы, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. Право выдачи лицензии предоставлено исключительно органам Государственной метрологической службы.
Нововведением является также расширение сферы распространения государственного метрологического надзора на банковские, почтовые, налоговые, таможенные операции, а также на обязательную сертификацию продукции и услуг.
Закон вводит добровольную Систему сертификации средств измерений на соответствие метрологическим нормам и правилам, а также требованиям Российской системы калибровки средств измерений. Стимулом к этому послужили не только проблемы сохранения единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю, но и необходимость повышения качества и эффективности деятельности по созданию парка измерительных средств и защита интересов пользователей средств измерений.
Испытательная база сертификации в данной сфере практически существует, так как в России имеется как разветвленная сеть испытательных подразделений на базе организаций Госстандарта РФ, так и богатый опыт по проведению испытаний измерительной техники. Система добровольной сертификации средств измерений зарегистрирована Госстандартом в Государственном реестре. Все нормативные документы, используемые в системе, гармонизованы с международными правилами и нормами.
Информация о работе Лекции по "Метрология Стандартизация Сертификация"