Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:38, курс лекций
В современной рыночной экономике конкурентоспособность выпускаемой предприятием продукции определяет жизнеспособность данного предприятия. Одним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, работ и услуг, является их качество. Стандартизация, взаимозаменяемость, метрология, технические измерения и сертификация продукции, работ и услуг являются инструментами обеспечения качества
Количественный признак, или параметр продукции, дает численную характеристику отдельных свойств, например грузоподъемность автомобиля, угол заточки резца, химический состав материала.
Не все свойства продукции имеют одинаковую значимость: одни являются важнейшими, другие второстепенными, а третьи могут не иметь никакого значения.
Поэтому качество продукции — это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Объективную оценку качества продукции можно дать, охарактеризовав ее свойства количественно. Область практической и научной деятельности, которая занимается разработкой теоретических основ и методов количественной оценки качества изделий, называется квалиметрией.
Показатели качества продукции — количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Единичный показатель качества продукции отражает одно свойство (грузоподъемность, ресурс и др.). Комплексный показатель качества продукции характеризует несколько ее свойств. Таким показателем является, например, коэффициент готовности изделия, характеризующий одновременно его безотказность и ремонтопригодность и определяемый по формуле
К г = Т / Т + Т в
где Т - наработка на отказ;
Т в - среднее время восстановления.
К комплексным относят и интегральные показатели качества, получившие широкое распространение в практике машиностроения. Они отражают соотношение суммарного полезного эффекта, полученного от эксплуатации изделия и суммарных затрат на его создание и эксплуатацию. Например, для транспортных средств интегральным показателем качества может служить величина, характеризующая удельные затраты на 1 т-км пробега:
К п = С + Э / Т
где К п - комплексный показатель качества, руб / т-км;
С — себестоимость изготовления одной машины, руб.;
Э — эксплутационные затраты до капитального ремонта, руб.;
Т - пробег за тот же срок, т-км.
К комплексным относятся также обобщенные показатели качества, которые либо представляют собой сумму единичных показателей, имеющих одну размерность, либо выражаются в относительных безразмерных единицах или баллах с учетом коэффициента значимости каждого показателя.
Показатели качества могут быть определены с помощью объективных (измерительный, регистрационный, расчетный) и субъективных (органолептический, социологический, экспертный) методов.
Все технико-экономические показатели качества классифицируются по следующим группам: показатели назначения, показатели надежности, показатели технологичности, эргономические показатели, эстетические показатели, показатели стандартизации и унификации, патентно-правовые показатели.
Показатели назначения - группа показателей качества, характеризующих назначение, область применения, производительность, транспортабельность, конструктивные и другие специфические особенности изделия.
Показатели надежности - показатели, характеризующие способность объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплутационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.
Показатели технологичности характеризуют степень соответствия машины и ее элементов оптимальным условиям современного производства, рациональность использования конструкционных материалов, приспособленность продукции к применению прогрессивных технологических методов производства, возможность максимального использования централизованного производства и рационально* организации ремонта и обслуживания.
Эргономические показатели качества позволяют оценить степень приспособленности машины к взаимодействию с человеком-оператором с точки зрения оптимальных условий для эффективного управления машиной, соблюдения необходимых норм гигиены и техники безопасности для оператора и окружающих людей.
Эстетические показатели качества характеризуют внешний вид изделия (цвета оформления, качество и совершенство отделки), его соответствие современному стилю, соответствие форм изделия его назначению и т.д.
Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень использования или применения в данном изделии стандартизованных и унифицированных деталей, агрегатов, блоков и других составных элементов.
Патентно-правовые показатели включают два безразмерных показателя: патентоспособность и патентную чистоту. Патентоспособным изделие является в том случае, если оно содержит технические решения, которые могут быть признаны изобретением в одной или нескольких странах. Изделие обладает патентной чистотой в том случае, если оно не содержит технических решений, попадающих под действие патентов, исключительного права на изобретения, промышленных образцов, а также свидетельств на товарные знаки, которые зарегистрированы в данной стране.
Для эффективного управления качеством продукции в стране была создана система качества.
Система качества — это такой способ организации дела на предприятии, который позволяет поставлять потребителю продукцию, которая отвечает его требованиям. Термин «система качества» означает совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством на всех этапах его формирования (ИСО 8402).
Стандарты на системы управления качеством впервые были разработаны в Великобритании в 70-х гг. XX в., а с середины 80-х гг. Международная организация по стандартизации (ИСО) начала разработку международных стандартов по этой проблеме, известных как стандарты семейства 9000.
Для целей создания на предприятиях эффективных систем качества были разработаны стандарты ИСО 9004 и еще более 10 стандартов, которые выполняют роль пособий по разработке систем качества. Серия стандартов ИСО 9000 — ИСО 9004 рационализирует опыт, накопленный национальными организациями в этой области.
Важнейшие три стандарта семейства ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 носят нормативный характер и служат целям внешней оценки системы качества потребителем или третьей стороной.
Учитывая прогрессивный характер международных стандартов ИСО серии 9000 (МС ИСО 9000) и их регулирующую роль при выходе предприятия на международный рынок и образовании прямых хозяйственных связей, стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 приняты в России для прямого использования в виде национальных стандартов.
15 декабря 2000 г. вступила в действие версия 2000 г. стандартов ИСО серии 9000. В России эти стандарты действуют с 31 августа 2001 г. и представляют собой аутентичные тексты стандартов ИСО 9000:2000, ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования. Определяет требования к системам управления качеством для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к неи обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей. Эти системы могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов;
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы управления качеством, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности.
Со стандартами серии ИСО 9000 согласованы ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению и ГОСТ Р ИСО 19011. Руководящие указания по проверкам систем менеджмента качества и(или) охраны окружающей среды.
Вместе они образуют комплекс стандартов на системы управления качеством, содействующий взаимопониманию в на1 тональной и международной торговле.
Система управления качеством создается и внедряется на предприятии и соответствии с характером его деятельности. В качестве примера может служить приведенная в стандарте ИСО 9004 - 94 система.
В соответствии со стандартом ИСО 9004-94 типичными в жизненном цикле продукции («петля качества») являются следующие этапы:
1. маркетинг, поиск и изучение рынка;
2. проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции;
3. материально-техническое снабжение;
4. подготовка и разработка технологических процессов;
5. производство;
6. контроль, проведение испытаний и обследований;
7. упаковка и хранение;
8. реализация и распределение;
9. монтаж и эксплуатация;
10. техническая помощь в обслуживании;
11. утилизация после использования.
Системы управления качеством продукции и системы управления технологическими процессами включают организацию контроля как единственно возможный источник обработанной информации, необходимой для стабилизации процесса.
Контроль качества продукции - это проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям. В процессе контроля качества продукция может подвергаться визуальному осмотру, измерениям по различным параметрам или испытаниям.
В машиностроении применяются следующие основные виды контроля.
Входной контроль — контроль потребителем сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, поступающих к нему от других предприятий или участков производства.
Операционный контроль - проверка изготовляемой продукции и ее отдельных деталей в процессе производства после завершения каждой (или нескольких) производственных операций.
Активный контроль продукции осуществляется в процессе изготовления продукции измерительными приборами, встроенными в технологическое оборудование.
Приемочный контроль - контроль продукции, по которой завершены все предусмотренные технологические операции. По результатам этого контроля принимается решение о пригодности продукции к поставке или использованию.
Сплошной контроль - проверка каждой единицы продукции, фактически исключающая возможность попадания к потребителю дефектной продукции.
Выборочный контроль - вид контроля, при котором решение о качестве контролируемой продукции принимается по результатам проверки одной или нескольких выборок из партии. Анализ результатов выборочного контроля проводится с применением методов математической статистики, поэтому такой контроль называется статистическим.
Статистический контроль заключается в том, что на основе ограниченного количества контрольных поверок судят с требуемой степенью точности о качестве всей партии изделий или состоянии технологического процесса.
При организации систематического приемочного контроля между заказчиком и изготовителем должна быть договоренность (договор о поставке) о предельно допустимом содержании дефектных изделий в поставляемой партии, которое называется "браковочный уровень качества". Исходя из этого поставщик выбирает план контроля -совокупность данных о виде контроля, объеме контролируемой партии продукции, объеме выборок, контрольных нормативах и решающих правилах.
Технико-экономическая эффективность стандартизации
Эффективность стандартизации может быть экономической, технической, информационной и социальной.
Экономический эффект получается в результате уменьшения затрат (издержек) при проектировании, подготовке производства, в процессе производства, обращении, применении (эксплуатации) и утилизации в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов).
Основными источниками экономического эффекта от стандартизации являются: экономия, полученная от повышения качества продукции и услуг; экономия от увеличения массовости и серийности продукции, концентрации производства и снижения эксплуатационных расходов в результате сокращения излишнего разнообразия однородной продукции.
Экономия при проектировании (в том числе при проведении опытно-конструкторских работ) и подготовке производства обусловливается: широким использованием в новых конструкциях стандартных, унифицированных и покупных изделий; сокращением объема работ по проектированию и подготовке основных объектов производства, специального оборудования, инструмента и технологической оснастки; уменьшением объема работ по разработке и размножению рабочих чертежей и другой технической документации; сокращением времени на согласование и утверждение вновь выпускаемой технической документации.
В процессе производства себестоимость продукции снижается за счет уменьшения затрат на материалы, меньшей стоимости покупных изделий по сравнению со стоимостью таких же изделий собственного производства, снижением накладных расходов.
Информация о работе Лекции по "Метрология Стандартизация Сертификация"