Лекции по "Метрология Стандартизация Сертификация"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:38, курс лекций

Краткое описание

В современной рыночной экономике конкурентоспособность выпускаемой пред­приятием продукции определяет жизнеспособность данного предприятия. Од­ним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, работ и услуг, является их качество. Стандартизация, взаимозаменяемость, метрология, технические измерения и сертификация продукции, работ и услуг являются инструментами обеспечения качества

Файлы: 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

Количественный признак, или параметр продукции, дает числен­ную характеристику отдельных свойств, например грузоподъемность автомобиля, угол заточки резца, химический состав материала.

Не все свойства продукции имеют одинаковую значимость: одни являются важнейшими, другие второстепенными, а третьи могут не иметь никакого значения.

Поэтому качество продукции — это совокупность свойств продук­ции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Объективную оценку качества продукции можно дать, охаракте­ризовав ее свойства количественно. Область практической и научной деятельности, которая занимается разработкой теоретических основ и методов количественной оценки качества изделий, назы­вается квалиметрией.

Показатели качества продукции — количественная характерис­тика свойств продукции, рассматриваемая применительно к опре­деленным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Единичный показатель качества продукции отражает одно свойство (грузоподъемность, ресурс и др.). Комплексный показатель качест­ва продукции характеризует несколько ее свойств. Таким показателем является, например, коэффициент готовности изделия, харак­теризующий одновременно его безотказность и ремонтопригодность и определяемый по формуле

К г = Т / Т + Т в

где Т - наработка на отказ;

Т в - среднее время восстановления.

К комплексным относят и интегральные показатели качества, получившие широкое распространение в практике машиностроения. Они отражают соотношение суммарного полезного эффекта, полученного от эксплуатации изделия и суммарных затрат на его создание и эксплуатацию. Например, для транспортных средств интегральным показателем качества может служить величина, характеризующая удельные затраты на 1 т-км пробега:

К п = С + Э / Т

где К п - комплексный показатель качества, руб / т-км;

С — себестоимость изготовления одной машины, руб.;

Э — эксплутационные затраты до капитального ремонта, руб.;

Т - пробег за тот же срок, т-км.

К комплексным относятся также обобщенные показатели качества, которые либо представляют собой сумму единичных показате­лей, имеющих одну размерность, либо выражаются в относительных безразмерных единицах или баллах с учетом коэффициента зна­чимости каждого показателя.

Показатели качества могут быть определены с помощью объек­тивных (измерительный, регистрационный, расчетный) и субъектив­ных (органолептический, социологический, экспертный) методов.

Все технико-экономические показатели качества классифициру­ются по следующим группам: показатели назначения, показатели надежности, показатели технологичности, эргономические показате­ли, эстетические показатели, показатели стандартизации и унифи­кации, патентно-правовые показатели.

Показатели назначения - группа показателей качества, харак­теризующих назначение, область применения, производительность, транспортабельность, конструктивные и другие специфические особенности изделия.

Показатели надежности - показатели, характеризующие способ­ность объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплутационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям исполь­зования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транс­портирования.

Показатели технологичности характеризуют степень соответствия машины и ее элементов оптимальным условиям современного про­изводства, рациональность использования конструкционных мате­риалов, приспособленность продукции к применению прогрессивных технологических методов производства, возможность максимального использования централизованного производства и рационально* организации ремонта и обслуживания.

Эргономические показатели качества позволяют оценить степень приспособленности машины к взаимодействию с человеком-опера­тором с точки зрения оптимальных условий для эффективного управления машиной, соблюдения необходимых норм гигиены и техники безопасности для оператора и окружающих людей.

Эстетические показатели качества характеризуют внешний вид изделия (цвета оформления, качество и совершенство отделки), его соответствие современному стилю, соответствие форм изделия его назначению и т.д.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют сте­пень использования или применения в данном изделии стандар­тизованных и унифицированных деталей, агрегатов, блоков и дру­гих составных элементов.

Патентно-правовые показатели включают два безразмерных по­казателя: патентоспособность и патентную чистоту. Патентоспособ­ным изделие является в том случае, если оно содержит технические решения, которые могут быть признаны изобретением в одной или нескольких странах. Изделие обладает патентной чистотой в том случае, если оно не содержит технических решений, попадающих под действие патентов, исключительного права на изобретения, промышленных образцов, а также свидетельств на товарные знаки, которые зарегистрированы в данной стране.

Для эффективного управления качеством продукции в стране была создана система качества.

Система качества — это такой способ организации дела на пред­приятии, который позволяет поставлять потребителю продукцию, которая отвечает его требованиям. Термин «система качества» озна­чает совокупность организационной структуры, методик, процес­сов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руковод­ства качеством на всех этапах его формирования (ИСО 8402).

Стандарты на системы управления качеством впервые были раз­работаны в Великобритании в 70-х гг. XX в., а с середины 80-х гг. Международная организация по стандартизации (ИСО) начала раз­работку международных стандартов по этой проблеме, известных как стандарты семейства 9000.

Для целей создания на предприятиях эффективных систем каче­ства были разработаны стандарты ИСО 9004 и еще более 10 стандар­тов, которые выполняют роль пособий по разработке систем качества. Серия стандартов ИСО 9000 — ИСО 9004 рационализирует опыт, накопленный национальными организациями в этой облас­ти. 

Важнейшие три стандарта семейства ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 носят нормативный характер и служат целям внешней оценки систе­мы качества потребителем или третьей стороной.

Учитывая прогрессивный характер международных стандартов ИСО серии 9000 (МС ИСО 9000) и их регулирующую роль при выходе предприятия на международный рынок и образовании прямых хозяйственных связей, стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003  приняты в России  для прямого использования в виде национальных стандартов.

15 декабря 2000 г. вступила в действие версия 2000 г. стандартов ИСО серии 9000. В России эти стандарты действуют с 31 августа 2001 г. и представляют собой аутентичные тексты стандартов ИСО 9000:2000, ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000:

      ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные поло­жения и словарь. Описывает основные положения систем менеджмента каче­ства и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

      ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования. Оп­ределяет требования к системам управления качеством для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к неи обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей. Эти системы могут использоваться для внутреннего примене­ния организациями в целях сертификации или заключения контрактов;

      ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Содержит рекомендации по более широкому спек­тру целей системы управления качеством, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. 

Со стандартами серии ИСО 9000 согласованы ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению и ГОСТ Р ИСО 19011. Руководящие указания по проверкам систем менеджмента качества и(или) охраны окружающей среды.

Вместе они образуют комплекс стандартов на системы управления качеством, содействующий взаимопониманию в на1 тональной и международной торговле.

Система управления качеством создается и внедряется на предприятии и соот­ветствии с характером его деятельности. В качестве примера может служить приведенная в стандарте ИСО 9004 - 94 система.

В соответствии со стандартом ИСО 9004-94 типичными в жизненном цикле продукции («петля качества») являются следующие этапы:

1. маркетинг, поиск и изучение рынка;

2. проектирование и (или) разработка технических требований, разработка про­дукции;

3. материально-техническое снабжение;              

4. подготовка и разработка технологических процессов;

5. производство;

6. контроль, проведение испытаний и обследований;   

7. упаковка и хранение;                        

8. реализация и распределение;

9. монтаж и эксплуатация;                       

10. техническая помощь в обслуживании;                     

11. утилизация после использования.

Системы управления качеством продукции и системы управле­ния технологическими процессами включают организацию контроля как единственно возможный источник обработанной информации, необходимой для стабилизации процесса.

Контроль качества продукции - это проверка соответствия пока­зателей качества продукции установленным требованиям. В процес­се контроля качества продукция может подвергаться визуальному осмотру, измерениям по различным параметрам или испытаниям.

В машиностроении применяются следующие основные виды контроля.

Входной контроль — контроль потребителем сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, поступающих к нему от других предприятий или участков производства.

Операционный контроль - проверка изготовляемой продукции и ее отдельных деталей в процессе производства после завершения каждой (или нескольких) производственных операций.

Активный контроль продукции осуществляется в процессе изготовления продукции измерительными приборами, встроенными в технологическое оборудование.

Приемочный контроль - контроль  продукции, по которой завершены все предусмотренные технологические операции. По результатам этого контроля принимается решение о пригодности продукции к поставке или использованию.

Сплошной контроль - проверка каждой единицы продукции, фактически исключающая возможность попадания к потребителю дефектной продукции.

Выборочный контроль - вид контроля, при котором решение о качестве контролируемой продукции принимается по результатам проверки одной или нескольких выборок из партии. Анализ результатов выборочного контроля проводится с применением методов математической статистики, поэтому такой контроль называется статистическим.

Статистический контроль заключается в том, что на основе ограниченного количества контрольных поверок судят с требуемой степенью точности о качестве всей партии изделий или состоянии технологического процесса.

При организации систематического приемочного контроля между заказчиком и изготовителем должна быть договоренность (договор о поставке) о предельно допустимом содержании дефектных изделий в поставляемой партии, которое называется "браковочный уровень качества". Исходя из этого поставщик выбирает план контроля -совокупность данных о виде контроля, объеме контролируемой партии продукции, объеме выборок, контрольных нормативах и решающих правилах.

 

Технико-экономическая эффективность стандартизации

Эффективность стандартизации может быть экономической, технической, ин­формационной и социальной.

Экономический эффект получается в результате уменьшения затрат (издержек) при проектировании, подготовке производства, в процессе производства, обра­щении, применении (эксплуатации) и утилизации в связи с применением кон­кретного стандарта (группы стандартов).

Основными источниками экономического эффекта от стандартизации являются: экономия, полученная от повышения качества продукции и услуг; экономия от увеличения массовости и серийности продукции, концентрации производства и снижения эксплуатационных расходов в результате сокращения излишнего раз­нообразия однородной продукции.

Экономия при проектировании (в том числе при проведении опытно-конст­рукторских работ) и подготовке производства обусловливается: широким ис­пользованием в новых конструкциях стандартных, унифицированных и по­купных изделий; сокращением объема работ по проектированию и подготовке основных объектов производства, специального оборудования, инструмента и технологической оснастки; уменьшением объема работ по разработке и раз­множению рабочих чертежей и другой технической документации; сокраще­нием времени на согласование и утверждение вновь выпускаемой техниче­ской документации.

В процессе производства себестоимость продукции снижается за счет уменьше­ния затрат на материалы, меньшей стоимости покупных изделий по сравнению со стоимостью таких же изделий собственного производства, снижением наклад­ных расходов.

Информация о работе Лекции по "Метрология Стандартизация Сертификация"