Шпаргалка по "Риторика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 10:37, шпаргалка

Краткое описание

1.Возникновение риторики в эпоху античности.
Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.

Файлы: 1 файл

Риторика.docx

— 92.21 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Специфика  педагогического монолога. Дилогические  умения учителя; эвристический диалог.

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

 

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

 

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

 

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное "Я", проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на "другом" проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения.

 

У педагогов с центрацией "я-другой" выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений "преподаватель - студент" и всего обучения в целом.

 

Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание,  слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.

 

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, "сенсорной остроте", установлению "раппорта" и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, зависит от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

 

 Стили педагогического  общения 

 

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

 

- автократический (самовластный  стиль руководства), когда преподаватель  осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

 

- авторитарный (властный) стиль руководства допускает  возможность для студентов участвовать  в обсуждении вопросов учебной  или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

 

- демократический стиль  предполагает внимание и учет  преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое  общение на равных;

 

- игнорирующий стиль  характеризуется тем, что преподаватель  стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

 

- попустительский, конформный  стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется  от руководства группой студентов  либо идет на поводу их желаний;

 

- непоследовательный, алогичный  стиль  - преподаватель в зависимости  от внешних обстоятельств и  собственного эмоционального состояния  осуществляет любой из названных  стилей руководства, что ведет  к дезорганизации и ситуативности  системы взаимоотношений преподавателя  со студентами, к появлению конфликтных  ситуаций.

 

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

 

1. Общение на основе  высоких профессиональных установок  педагога,  его отношения к  педагогической деятельности в  целом. О таких говорят: "За  ним дети (студенты) буквально по  пятам ходят!" Причем в высшей  школе интерес в общении стимулируется  еще и общими профессиональными  интересами, особенно на профилирующих  кафедрах.

 

2. Общение на основе  дружеского расположения.  Оно  предполагает увлеченность общим  делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

 

3. Общение-дистанция  относится к самым распространенным  типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях  постоянно прослеживается дистанция  во всех сферах, в обучении, со  ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на  жизненный опыт и возраст. Такой  стиль формирует отношение "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать  учителя как сверстника.

 

4. Общение-устрашение - негативная  форма общения, антигуманная, вскрывающая  педагогическую несостоятельность  прибегающего к нему преподавателя.

 

5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое  общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Диалогический подход в деятельности преподавателя как условие

 

формирования познавательной активности студентов

 

Задача современной высшей школы – противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодежи чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Необходимо, чтобы молодое поколение мыслило самостоятельно и критично, умело творчески использовать полученные знания, решать моральные проблемы межличностного и социального общения.

 

Диалогический подход, как один из подходов, открывает новые возможности образования, которое перестает быть простой трансляцией определенных знаний, устаревающих раньше, чем заканчивается процесс обучения.

 

Диалог - неотъемлемый атрибут жизни личности: «Жить - значит участвовать в диалоге» (М.М. Бахтин). В научной литературе диалог рассматривается как способ познания действительности и одновременно как диалектико-коммуникативная среда, обеспечивающая субъективно-смысловое общение, рефлексию самореализации личности. В связи с этим, выделяется диалогический подход к обучению, который предполагает диалогическую позицию как преподавателя, так и студента, диалогическое отношение к миру, к себе, к другому человеку, а также диалогическая ситуация на занятии.

 

Диалог можно определить как обмен мнениями, информацией двух или более собеседников, который предполагает активизацию положительных эмоций, процессов внимания, осознанность запоминания, осмысление. Диалог является элементом творческого процесса на современном занятии.

 

Преподаватель должен побуждать самостоятельность, инициативу студентов, приучать их к труду, воспитывать потребность в учении, в науке, а это возможно при выполнении основных условий возникновения диалога: равноправие его участников, взаимоуважение, реакция собеседников на получаемую информацию, взаимный интерес, адекватность восприятия информации и т.д. Системообразующим оказывается диалог со студентом как полноправным субъектом процесса познания.

 

Диалог помогает не только формировать конкретные знания, умения и навыки, но и развивает умения мыслить самостоятельно, активизирует познавательную деятельность.

 

Диалогический подход к обучению характеризуется:

 

- равноправными партнерскими  отношениями преподавателей и  студентов поиском коллективных  способов ее решения;

 

- особым психологическим  фоном обучения, основанным на  принятии в ходе диалога индивидуальной  неповторимости каждого участника;

 

- необходимыми условиями  успешности учебно-познавательной  деятельности (положительная эмоциональная  настроенность всех участников; чувство полноправного участия  каждого в отборе интересующего  их содержания, форм и методов  своего обучения; самостоятельность  в целеполагании и в способах его достижения; удовлетворенность собой на каждом этапе познания нового; постоянное соотнесение самооценки с оценками других; осознание собственного профессионального и личностного роста).

 

Реализация диалогического подхода в процессе обучения предполагает проведение занятий в рамках проблемы общения. Под общением понимают процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание друг друга. При планировании занятий в форме диалога учитываются три стороны общения: коммуникация (обмен информацией между участниками диалога), интеракция (взаимодействие партнеров по диалогу), перцепция (восприятие партнерами друг друга).

 

Одной из особенностей коммуникативной стороны общения является стремление участников диалога повлиять друг на друга, утвердить свою точку зрения. Сила влияния одного участника на другого зависит от его авторитета, информированности, духовного богатства, волевых качеств, наконец, от его обаяния. При планировании коммуникативной стороны общения преподаватель учитывает состав аудитории и свою роль в предстоящем диалоге - от наблюдателя обсуждения до более активного включения в диалог, когда сталкиваются противоположные и даже взаимоисключающие суждения; продумывает «доминантные» обращения и вопросы к аудитории с тем, чтобы выстроить общую стратегию взаимодействия («кооперацию», «конкуренцию») между участниками диалога (интерактивная сторона общения). Не следует избегать возникающих противоречий, напротив, полезно заострять на них внимание, чтобы участники почувствовали суть обсуждаемой проблемы, сложность и неоднозначность ее решения в практике. Преподаватель, ведущий занятие-диалог, вступает в общий обмен мнениями спокойно и деликатно, не навязывая своей позиции, а иногда и оставляя долю сомнения в своих суждениях для того, чтобы участники развивали заданную мысль в том или ином направлении. Обязательным условием такого занятия является «вынужденная активность» каждого участника с аргументацией им собственной точки зрения и демонстрацией своих педагогических способностей. Естественно, что подобной форме занятия предшествует значительная самостоятельная работа студентов по актуализации знаний в свете объявленной проблемы, анализ собственного опыта под углом ее зрения, подготовка тезисов и пр. Желательна предварительная беседа преподавателя, ведущего занятия со студентами о важности отстаивания своей позиции, поиске доказательной аргументации, о необходимости проявления деликатности и такта по отношению друг к другу, взаимного уважения, о культуре ведения диалога и т.д.

 

Перцептивная сторона общения - третий аспект организации профессионального общения преподавателя со студентами в форме диалога - связана с восприятием партнерами друг друга, с межличностным познанием. Не углубляясь в сложность психологических механизмов познания другого человека (например, рефлексии, идентификации, внушения и т.п.), остановимся на педагогическом аспекте этой стороны организации общения. Особенность диалога как способа организации межличностного общения в том, что познание происходит на фоне самопознания, самовыражения, самооценки каждого участника на основе взаимного обмена мнениями, взаимовлияния, взаимопознания.

 

Преподавателю, ведущему занятия в форме диалога, необходимо держать в поле зрения характер возникающих между партнерами отношений (полярные точки зрения, противоположные установки, переживания) и содействовать их эмоциональной регуляции. Ибо, выработка единой позиции или компромиссного решения по обсуждаемой проблеме зависит от техники ведения диалога.

 

Закономерно, что учебная группа располагает большей информацией, чем отдельный студент. Участники обращаются друг к другу не только за новой информацией, но и за тем, чтобы проверить свою позицию, выяснить отношение к ней других педагогов, узнать их оценку своей точки зрения на проблему.

 

Диалог помогает не только формировать конкретные знания, умения и навыки, но и развивает умения мыслить самостоятельно, активизирует познавательную деятельность.

 

Познавательная активность - такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности студентов во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.

 

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенции как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

 

При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебно-профессиональной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторика"