Шпаргалка по "Риторика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 10:37, шпаргалка

Краткое описание

1.Возникновение риторики в эпоху античности.
Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.

Файлы: 1 файл

Риторика.docx

— 92.21 Кб (Скачать)

 

Плодотворнойпредставляется точка зрения С.И. Гиндина, который предлагает закрепить за термином«риторика» два смысла:

 

-          Это ораторскоеискусство, учитывая, что нет иного термина для названия комплексной дисциплины,изучающей это явление;

 

-          Это наука,объектом изучения которой являются любые разновидности речевой коммуникации,рассмотренные в аспекте «осуществления некоторого заранее выбираемоговоздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука обусловиях и формах эффективной коммуникации»*

 

Еще в XIX веке теория красноречия в Россиисчиталась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но этизаконы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или ккаждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую,излагающую законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующуюособенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенностиустного выступления. Так, М.В.Ломоносов рассматривал риторику как науку описьменной и устной речи, традиция продолжена в «Опыте риторики» И.С.Рижского,«Краткой риторике» А.Ф.Мерзлякова, однако такие произведения, как «Теориякрасноречия для всех родов прозаических сочинений» А.И. Галича, «Правилавысшего красноречия» М.М. Сперанского, «Общая реторика» и «Частная реторика»Н.Ф. Кошанского посвящены вопросам частной риторики. По этим риторикам велосьпреподавание в учебных заведениях.

 

Теоретически сложнойявляется и проблема соотношения риторики и смежных речеведческих дисциплин,особенно культуры речи. Ярким подтверждением тому может служить наиболееавторитетное в современной русистике определение понятия «культура речи»,принадлежащее Е.Н. Ширяеву: «Культура речи представляет собой такой выбор итакую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения присоблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечитьнаибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач»*. По мнению Е.Н.Ширяева, всовременной культуре речи выделяются три основных аспекта – нормативный,коммуникативный и этический.

 

В связи с этим, следуетразличать риторику как науку и риторику как учебную дисциплину. Очевидно, что вучебные пособия не включаются, как правило, вопросы дискуссионные, слабоизученные, недостаточно освещены все актуальные проблемы риторической науки.Вполне закономерно, что в региональном стандарте и в программах собственнориторические темы(коммуникативная ситуация и ее составляющие, риторическиежанры, риторический канон и др.) совмещаются с традиционными для «учебной»словесности темами (стилистика, нормативность и выразительность речи, речевойэтикет и др.). Не случайно соответствующая дисциплина названа не «риторика», а«Речь и культура общения» с уточнением «практическая риторика», чтоподчеркивает достаточно широкий круг материала, включаемого в содержаниеданного учебного предмета.

 

Поскольку основная цельсовременного образования – целостное и одновременно многоаспектное развитиеличности обучающегося в преподавании курса практической риторики следуетисходить не только из понимания риторики как узкоконкретной научной дисциплины,но и из представления о риторике как о метапредметной интегрирующей дисциплине,призванной развивать у обучающихся способности к речемыслительной деятельности.Иначе говоря, риторическая компетентность – это не только одно из направленийобучения, но одновременно и средство постижения других учебных дисциплин,необходимое условие успешности интеллектуального и эмоционального развитияобучающегося, а также необходимое условие его успешной социальной ипрофессиональной адаптации. В таком случае, основная цель педагога-ритора –содействовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся, основанной напонимании правил функционирования языка, знании ведущих законов риторики и нормродного языка, способности адекватно и по возможности объективно оценивать своюи чужую риторическую деятельность. В одной из книг В.Ф. Шаталова, обобщающейего педагогический опыт, учитель утверждает: «Одно только искусство слова –основное оружие педагога, незаменимое по силе воздействия средство общения сучениками и их родителями… Вяло безжизненно и художественно-беспомощнопрочитанное учителем условие задачи, будь то по физике, математике или химии,порождает у учащихся ответную вялость мышления, дистрофию заинтересованности иапатию чувств»*. Необычайная усложненность языка учебников, отсутствиетеоретически обоснованных рекомендаций, касающихся ключевых проблем речевогопедагогического общения – как устного в ситуации урока, так и особенностейорганизации текста учебной книги или анализа письменной работы обучающегося –множество открытых вопросов, решаемых и педагогами, и авторами учебных иучебно-методических материалов относятся именно к компетенции современнойпедагогической риторики. Педагогическая риторика как особая теоретическая ипрактическая дисциплина находится в настоящее время на этапе становления, инеобходимые для ее разработки исследования только начинаются.

Существует множествоопределений предмета и задач риторики, известны различные подходы кформулированию ее принципов и законов, а также к взаимоотношениям этой науки сдругими учебными дисциплинами. Многообразие определений и теоретических концепцийвполне закономерно для науки, которая существует уже третье тысячелетие иразвивается вместе с человечеством. Сравним разнообразие определенияриторической науки.

 

-          Способностьнаходить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета (Аристотель);

 

-          Искусство хорошоговорить (Квинтилиан);

 

-          Искусство овсякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению(М.В.Ломоносов);

 

-          Наука о способахубеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия нааудиторию в целях получения желаемого эффекта (А.К.Авеличев);

 

-          Наука о приемахубеждения (В.В.Виноградов);

 

-          Филологическаядисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная задача риторики– прозаическая речь или публичная аргументация (А.А.Волков);

 

-          Наука опостроении и правильном использовании речи (Ю.С.Рождественский);

 

-          Теориямыслеречевой деятельности (Е.А.Юнина, Е.А.Яковлева);

 

-          Теория имастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи(А.К.Михальская)

 

Среди определений,наиболее соответствующих задачам педагогической риторики, можно условновыделить четыре группы.

 

В первом случае приопределении сущности риторики главное место занимает соотношение мысли(замысла) и ее воплощения в речевой деятельности (в слове). Во втором случаеакцентируется аспект создания текста (в определениях часто отражаются инекоторые качества создаваемого текста). Третий тип определений связан свыделением воздействия на адресата (чаще всего склонения его к соответствующейточке зрения). Последний тип определений характеризуется совмещением признаков,выделяемых в предыдущих типах определений. Например, уже в определении М.В.Ломоносова в первой части («искусство о всякой материи красно говорить»)подчеркивается значимость создания выразительного уместного текста, втораячасть («и тем преклонять других к своему мнению») отражает значимостьвоздействия речи на адресата. В определении А.К.Михальской представлены посуществу все рассмотренные аспекты: целесообразная речь (первый аспект),гармонизирующая (второй аспект), воздействующая (третий аспект) — это можетслужить основанием для утверждения, что оно наиболее соответствует задачампедагогической риторики. Вместе с тем представляется необходимым внестинекоторые уточнения: «речь», очевидно, должна пониматься как речеваядеятельность субъектов общения в контексте конкретной коммуникативной ситуациии конкретных условий межличностного общения.

 

Плодотворнойпредставляется точка зрения С.И. Гиндина, который предлагает закрепить за термином«риторика» два смысла:

 

-          Это ораторскоеискусство, учитывая, что нет иного термина для названия комплексной дисциплины,изучающей это явление;

 

-          Это наука,объектом изучения которой являются любые разновидности речевой коммуникации,рассмотренные в аспекте «осуществления некоторого заранее выбираемоговоздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука обусловиях и формах эффективной коммуникации»*

 

Еще в XIX веке теория красноречия в Россиисчиталась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но этизаконы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или ккаждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую,излагающую законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующуюособенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенностиустного выступления. Так, М.В.Ломоносов рассматривал риторику как науку описьменной и устной речи, традиция продолжена в «Опыте риторики» И.С.Рижского,«Краткой риторике» А.Ф.Мерзлякова, однако такие произведения, как «Теориякрасноречия для всех родов прозаических сочинений» А.И. Галича, «Правилавысшего красноречия» М.М. Сперанского, «Общая реторика» и «Частная реторика»Н.Ф. Кошанского посвящены вопросам частной риторики. По этим риторикам велосьпреподавание в учебных заведениях.

 

Теоретически сложнойявляется и проблема соотношения риторики и смежных речеведческих дисциплин,особенно культуры речи. Ярким подтверждением тому может служить наиболееавторитетное в современной русистике определение понятия «культура речи»,принадлежащее Е.Н. Ширяеву: «Культура речи представляет собой такой выбор итакую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения присоблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечитьнаибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач»*. По мнению Е.Н.Ширяева, всовременной культуре речи выделяются три основных аспекта – нормативный,коммуникативный и этический.

 

В связи с этим, следуетразличать риторику как науку и риторику как учебную дисциплину. Очевидно, что вучебные пособия не включаются, как правило, вопросы дискуссионные, слабоизученные, недостаточно освещены все актуальные проблемы риторической науки.Вполне закономерно, что в региональном стандарте и в программах собственнориторические темы(коммуникативная ситуация и ее составляющие, риторическиежанры, риторический канон и др.) совмещаются с традиционными для «учебной»словесности темами (стилистика, нормативность и выразительность речи, речевойэтикет и др.). Не случайно соответствующая дисциплина названа не «риторика», а«Речь и культура общения» с уточнением «практическая риторика», чтоподчеркивает достаточно широкий круг материала, включаемого в содержаниеданного учебного предмета.

 

Поскольку основная цельсовременного образования – целостное и одновременно многоаспектное развитиеличности обучающегося в преподавании курса практической риторики следуетисходить не только из понимания риторики как узкоконкретной научной дисциплины,но и из представления о риторике как о метапредметной интегрирующей дисциплине,призванной развивать у обучающихся способности к речемыслительной деятельности.Иначе говоря, риторическая компетентность – это не только одно из направленийобучения, но одновременно и средство постижения других учебных дисциплин,необходимое условие успешности интеллектуального и эмоционального развитияобучающегося, а также необходимое условие его успешной социальной ипрофессиональной адаптации. В таком случае, основная цель педагога-ритора –содействовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся, основанной напонимании правил функционирования языка, знании ведущих законов риторики и нормродного языка, способности адекватно и по возможности объективно оценивать своюи чужую риторическую деятельность. В одной из книг В.Ф. Шаталова, обобщающейего педагогический опыт, учитель утверждает: «Одно только искусство слова –основное оружие педагога, незаменимое по силе воздействия средство общения сучениками и их родителями… Вяло безжизненно и художественно-беспомощнопрочитанное учителем условие задачи, будь то по физике, математике или химии,порождает у учащихся ответную вялость мышления, дистрофию заинтересованности иапатию чувств»*. Необычайная усложненность языка учебников, отсутствиетеоретически обоснованных рекомендаций, касающихся ключевых проблем речевогопедагогического общения – как устного в ситуации урока, так и особенностейорганизации текста учебной книги или анализа письменной работы обучающегося –множество открытых вопросов, решаемых и педагогами, и авторами учебных иучебно-методических материалов относятся именно к компетенции современнойпедагогической риторики. Педагогическая риторика как особая теоретическая ипрактическая дисциплина находится в настоящее время на этапе становления, инеобходимые для ее разработки исследования только начинаются.

 

Портрет современного учителя.

 

Портрет современного учителя.

У каждого из нас может быть разное представление о современном учителе. Но в первую очередь учитель должен идти в ногу со временем, с этим согласны и учителя, и ученики. Поскольку время не стоит на месте, постоянно меняется объем и качество информации, содержание школьных программ, учебников, методичек. Кроме того, в последнее время в учебном процессе укрепились компьютерные технологии, и работа с ними становится обычным пунктом в деятельности педагога. Однако компьютер может помочь найти какую-нибудь информацию, книги и методички дать материалы для размышления. Но учить и воспитывать учащихся может только учитель. Современная дидактика считает, что учитель призван организовать активную деятельность самих учеников по усвоению новых знаний и умений, это предполагает наличие объяснения, изложения новой информации, предоставления наглядного материала и пр.

Универсальным обучающим средством, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях является персональный компьютер. Компьютер в учебном процессе выполняет множество функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые возможности для познания.

 Современный учитель  должен быть профессионалом во  всем, а представить урок без  применения ИКТ сложно. Я проходил  практику в школе №22, где учитель  истории Козырева Н.Ю. активно  использует и компьютер, и интерактивную  доску, куда выводятся различные  приложения, карты, презентации, то  есть все, что могло бы сделать  учебный процесс нагляднее и  интереснее.

Что касается личных качеств учителя. Наиболее важным для эффективного взаимодействия учителя и ученика, естественно, является профессионализм и блестящее знание своего предмета, так как нельзя научить тому, чего не знаешь сам, а также это требовательность, любовь к детям и к своей профессии.

Конкретно для учителя истории необходимо знать не только свой предмет, но и разбираться в современной политической обстановке в стране и в мире в целом и быть готовым ответить на любые вопросы, которые будут интересовать учеников.

Таким образом, учитель должен быть эрудированным, интеллигентным, хорошим психологом и идти в ногу со временем. Причем в наше время научно-технического прогресса, когда ученику обладать компьютером и интернетом не составляет труда, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Уже в наше время, а тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования

Информация о работе Шпаргалка по "Риторика"