Шпаргалка по "Риторика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 10:37, шпаргалка

Краткое описание

1.Возникновение риторики в эпоху античности.
Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.

Файлы: 1 файл

Риторика.docx

— 92.21 Кб (Скачать)

 

 Посмотрим теперь, как сам ученый на практике  применял вышеизложенное в своих публичных выступлениях. Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг ученого Шумахер писал одному из своих корреспондентов: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве». Здесь сквозь явное недоброжелательство просматривается невольное признание риторических способностей.

 

 «Слова» и «Речи»  ученого всегда привлекали множество  слушателей и проходили с неизменным  успехом. Известный русский просветитель  Н.И. Новиков вспоминал, что слог  Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав  он имел веселый, говорил коротко  и остроумно и любил в разговорах  употреблять острые шутки».

 

 В качестве иллюстраций  ораторского искусства Ломоносова, его умения образно и интересно  рассказывать об успехах и  достижениях науки, понятно объяснять  дотоле неизвестное рассмотрим  два примера. Первый – «Слово о пользе химии, в публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михаилом Ломоносовым». Начинается оно так:

 

 «Рассуждая о благополучии  жития человеческого, слушатели, не  нахожу того совершеннее, как  ежели кто приятными и беспорочными  трудами пользу приносит... Приятное  и полезное упражнение, где способнее, как в учении, сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств... Им обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище себе приобретает».

 

 Говоря о пользе  учения, о необходимости приобретения  знаний, ученый показывает, насколько  образованный человек отличается  в лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать новое.

 

 «Представьте, что один человек немногие нужнейшие в жизни вещи, всегда перед ним обращающиеся, только назвать умеет, другой не токмо всего, что земля, воздух и воды рождают, не токмо всего, что искусство произвело чрез многие веки, имена, свойства и достоинства языком изъясняет, но и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает. Один выше числа перстов своих в счете производить не умеет, другой не токмо... величину без меры познавает, не токмо на земли неприступных вещей расстояние издалека показать может, но и небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на всякое мгновение ока переменное положение определяет... Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Отечественное судебное красноречие конца XIX века.

 

Из всех великих реформ в России в 60-х годах XIX века одной из самых значительных была судебная реформа. Основные положения этой реформы заложены в Судебных уставах 1864 года: отделение суда от администрации и независимость суда; создание всесословного суда и равенство всех перед судом; состязательность и гласность судебного разбирательства; учреждение института присяжных заседателей и адвокатуры, выборность мировых судей и присяжных заседателей, несменяемость судей и следователей.

 

Между обвинением и защитой теперь происходил публичные состязания, вызывающие интерес общественности. Многие судебные процессы освещались в печати. Все это способствовало быстрому развитию и совершенствованию судебного красноречия. Судебные речи привлекали всеобщее внимание, ведь в них поднимались злободневные вопросы, вол­новавшие многих.

 

Освобожденная от крепостного права Русь, не избалованная «красноречием» городничих и исправников, жадно внимала ярким речам, раздававшимся в новом суде. Такой результат был бы немыслим в условиях царского самодержавия, если бы судебные ораторы не владели мастерски искусством слова. Они достигли такого совершенства, таких вершин, что, говоря о русском красноречии вообще или о русских ораторах прошлого века, мы говорим преж­де всего о судебном красноречии. Ораторы-юристы XIX века в сущности создали современное русское ораторское искусство.

 

Все, кто обращались к русскому судебному красноречию, отмечали прежде всего такие его качества, как точность, простоту и выразительность речи. Оно смогло избежать двух крайностей: словесной пышности французов и сухого формализма немецких ораторов. Русские ораторы, стремясь исследовать существо дела, оставались на строгой фактической основе. На такой почве фальшивые «цветы красноречия» не прививаются. Русские юристы умело заставляли говорить факты, создавали эмоциональный фон для надлежащего их восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Расцвет отечественного политического красноречия в первой четверти 20 века.

Дальнейшее развитие курса теории словесности приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина риторика. Система правил искусства речи была окончательно заменена понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. Задачей курса теории словесности в первой четверти 20 века становится формирование массового читателя художественной литературы. Теория словесности как курс, обучающий искусству речи, была разрушена, а затем и исключена из состава учебных дисциплин. Наследником теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала учение о видах языка и стиля. Наиболее крупными представителями этого направления филологической науки были С. П. Обнорский, Л. П. Якубинский, В. В. Виноградов, П. А. Ларин, Л. В. Щерба и др.

 

После 1917 года делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был создан «Институт живого слова». Выступая на открытии этого института, А. В. Луначарский говорил:

 

Нужно вернуть человеку его живое слово. <..> Человек, который умеет говорить, то есть который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, по-,.*.'. влиять непосредственно на весь его организм путем возбуждения в нем соответственно чувств, этот человек обладает в полной мере речью [ 32 ].

 

В 1919 году ораторское искусство начали преподавать р Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. Володарского. В Московском университете и других вузах страны читался курс риторики.

 

В первые годы советской власти издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ораторов, давали практические советы и рекомендации начинающим агитаторам. Впервые была описана пропагандистская речь.

 

Дальнейшее развитие нашего государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной системы управления, массовые репрессии привели к свертыванию различных форм публичной речи и значительно снизили интерес к научным разработкам в области ораторского искусства. В 50-60 годы ученые в основном занимались проблемами культуры речи. Все это привело к существенному отставанию в развитии риторики в нашей стране по сравнению с такими странами, как США, Япония, Франция, в которых велась большая исследовательская работа в области ораторского искусства, речевого воздействия, словесной культуры, пропагандистского убеждения т. п.

 

Общественный и научный интерес к проблемам ораторского искусства в нашей стране вновь возродился в 70-х годах в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды, особенно лекционной пропаганды. Ораторскому искусству начали обучать в некоторых вузах страны.

 

 

Огромная заслуга в привлечении общественного внимания к теоретическим и практическим проблемам ораторского искусства принадлежит Всесоюзной организации общества «Знание». Она стала инициатором и организатором ежегодных научно-практических конференций по вопросам ораторского искусства и лекторского мастерства. Были открыты многочисленные школы молодого лектора, университеты лекторского мастерства, постоянно действующие семинары для лекторов, агитаторов, пропагандистов.

 

Стала разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Появилось значительное количеств», диссертаций, опубликована многочисленная научная и методическая литература. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, теории массовой коммуникации, социологии и т. д. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Особенности  современной политической риторики  с 90-ых годов.

Слово политика происходит от греч. politikē «искусство управлять государством». Политические речи бывают информационные, осведомительные (пропаганда, политпросвещение), убеждающие и призывные, побуждающие к действию (агитация, например предвыборная), дискуссионные, полемические (обсуждения спорных вопросов, споры внутри- и межпартийные) и даже разоблачительные.

 

В политике широко используются средства массовой инфор­мации – масс-медиа, радио- и телепередачи, но особенно велика роль живого слова, импровизации – это выступления на митингах, демонстрациях и др. Принято считать, что по­литические речи – орудие демократии (действительно, история это подтверждает (см. выше, тему 1 «Понятие риторики. Риторика в Древней Греции»).

 

Диапазон тематики политических речей широк: борьба за власть,

 международные, межнациональные, экономические, нравственно-воспитательные, правовые (юридические), научно-образовательные, религиозно-конфессиональные проблемы и сложнейшие вопросы жизни, быта, обеспечения людей.

 

В начале 90-х годов XX века в России явственно прозвучала тема

 «языка власти». Речи  государственных деятелей, крупных  руководителей в экономике, образовании  и культуре, в силовых структурах  начали привлекать внимание широких  кругов граждан, ибо в этих  речах, передаваемых через СМИ, содержалась  жизненно важная информация.

 

В языке данного вида речи сформировался особый политический

 словарь: консенсус, легитимный, властный (обладающий властью), глобальный, глобализация, информация, информированный, правовое государство и др.

 

Привлекают внимание парламентские дебаты как школа демократии. Они были известны еще в новгородском вече, земских соборах в Москве, в парламентах Франции и Великобритании. Это наиболее регламентированная форма политической риторики, где соблюдаются не только нормы этики, но и принятые среди образованных людей правила культуры языка. Известны имена парламентариев-ораторов: А. Линкольн, У. Черчилль, Ф. Родичев, Ж. Жорес.

На первых этапах русского парламентаризма 1990-х годов, когда дебаты транслировались по радио, телеканалам, возродилась риторика революций, которых было так много в XIX–XX вв. и которые выдвинули немало подлинно одаренных ораторов: Че Гевара, Дж. Гарибальди и др. Причины этого возрождения – необходимость агитации людей, глубокая убежденность лидеров движения в правоте своего дела, их взгляды, высокий эмоциональный подъем, воодушевление, готовность к жертве, провозглашение борьбы за свободу и счастье людей. К сожалению, это не исключало жестокостей, а в некоторых случаях революции приводили к массовым казням и гражданским войнам. Революционная риторика накалена страстями до предела, она приводит в возбуждение огромные массы людей. Приходит момент, когда исчезает сдерживающий дискуссионный фактор, нарастают элементы императива, стремление к единовластию, непримиримость к инакомыслию.

 

Особой разновидностью политического красноречия настоящего времени является предвыборная кампания: здесь и часто необоснованные обещания успехов, которых сумеет добиться будущий депутат, и приукрашивание личности кандидата, его прошлых заслуг, и опорочивание конкурентов, вплоть до доносов и компромата, создание помех для конкурирующей стороны (например, помех в получении эфирного времени), и

 сокрытие недостатков  своего кандидата, ошибок своей  партии.

 

 

11.Особенности  современной педагогической риторики. Коммуникативный портрет современного  педагога.

Существует множествоопределений предмета и задач риторики, известны различные подходы кформулированию ее принципов и законов, а также к взаимоотношениям этой науки сдругими учебными дисциплинами. Многообразие определений и теоретических концепцийвполне закономерно для науки, которая существует уже третье тысячелетие иразвивается вместе с человечеством. Сравним разнообразие определенияриторической науки.

 

-          Способностьнаходить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета (Аристотель);

 

-          Искусство хорошоговорить (Квинтилиан);

 

-          Искусство овсякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению(М.В.Ломоносов);

 

-          Наука о способахубеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия нааудиторию в целях получения желаемого эффекта (А.К.Авеличев);

 

-          Наука о приемахубеждения (В.В.Виноградов);

 

-          Филологическаядисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная задача риторики– прозаическая речь или публичная аргументация (А.А.Волков);

 

-          Наука опостроении и правильном использовании речи (Ю.С.Рождественский);

 

-          Теориямыслеречевой деятельности (Е.А.Юнина, Е.А.Яковлева);

 

-          Теория имастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи(А.К.Михальская)

 

Среди определений,наиболее соответствующих задачам педагогической риторики, можно условновыделить четыре группы.

 

В первом случае приопределении сущности риторики главное место занимает соотношение мысли(замысла) и ее воплощения в речевой деятельности (в слове). Во втором случаеакцентируется аспект создания текста (в определениях часто отражаются инекоторые качества создаваемого текста). Третий тип определений связан свыделением воздействия на адресата (чаще всего склонения его к соответствующейточке зрения). Последний тип определений характеризуется совмещением признаков,выделяемых в предыдущих типах определений. Например, уже в определении М.В.Ломоносова в первой части («искусство о всякой материи красно говорить»)подчеркивается значимость создания выразительного уместного текста, втораячасть («и тем преклонять других к своему мнению») отражает значимостьвоздействия речи на адресата. В определении А.К.Михальской представлены посуществу все рассмотренные аспекты: целесообразная речь (первый аспект),гармонизирующая (второй аспект), воздействующая (третий аспект) — это можетслужить основанием для утверждения, что оно наиболее соответствует задачампедагогической риторики. Вместе с тем представляется необходимым внестинекоторые уточнения: «речь», очевидно, должна пониматься как речеваядеятельность субъектов общения в контексте конкретной коммуникативной ситуациии конкретных условий межличностного общения.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторика"