Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 10:37, шпаргалка
1.Возникновение риторики в эпоху античности.
Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.
Создание основных рукописных риторик приходится на конец XVII-начало XVШ в. К ним относятся: «О силе риторичестей» Софрония Лихуда (1698 г.), переведенная Козмой Афоноиверским, «Риторика» Михаила Усачева (конец XVII в.), «Наука проповедей», «Книга сия философская» Андрея Белобоцкого (начало XVШ в.), «Риторическая рука» Стефана Яворского (1705 г.), переведенная с латинского Феодором Поликарповым, «Книга всекрасного златословия» Козмы Афоноиверского (1710 г.) и др. Кроме риторик на русском языке, существовали латинские риторики. Все руководства имели богословскую направленность и служили пособиями для составления и произношения церковных проповедей, для бесед с прихожанами, для овладения выразительным голосом, интонацией. Каждое указанное сочинение имеет свои задачи и содержательно-стилистические особенности: в книге С.Лихуда показано, как надо развивать те или иные темы в условиях политического и семейного общения, стилистически выразительным языком охарактеризованы жанры речи, тропы и фигуры, композиция «слова», даны правила написания похвальных и благодарственных слов; «Риторика» М.Усачева тяжеловесна в толкованиях, но оригинальна в объяснении вопросов обучения ритора, содержит конкретные советы по развитию природных данных, требования соблюдать соответствие между темами изложения, языковыми средствами, закрепленными за их передачей, и задачами и целями сообщения; сочинения А.Белобоцкого отличаются универсальной полнотой изложения (например, представлены компоненты содержания тем церковных речей, объяснены основные богословские понятия); в сочинении С.Яворского предлагается запоминать 5 частей риторики, словно заключенные в риторической руке: определение риторики записано на запястье, названия частей науки - на пальцах; руководство К.Афоноиверского содержит ясные определения риторической терминологии.
В XVII - начале XVШ в. существовало 2 школы красноречия. Одна из них связана с деятельностью Киево-Могилянской академии, другая - Московской Славяно-греко-латинской академии.
Киево-Могилянская академия была основана в 1632 г. Курс обучения состоял из 8 классов (школ). Особое внимание уделялось изучению латинского языка, диалектике, поэтике, риторике. В стенах этого учебного заведения было составлено и прочитано 127 учебников риторики. Самые содержательные, оригинальные курсы относятся к концу XVII и началу XVШ вв. Строгого разграничения в преподавании поэтики и риторики не было, поэтому в конце академических учебников по поэтике помещались риторические отрывки (приложения), служившие пособием для самой поэтики и готовившие учеников к риторике.
Все риторики, созданные в данной академии, делились на общую и частную. Общая риторика включала введение, в котором было дано определение науки, обоснование пользы и необходимости издания ее, представлены разделы о периодах, достоинствах и недостатках слога и т.д., и самую риторику, состоящую из традиционно выделяемых 5 частей: изобретение (особое внимание уделялось научающим и убеждающим доказательствам), расположение (для коротких и длинных речей), выражение, состоящее в изяществе, достоинстве и композиции, память и произношение. Частная риторика имела более свободную структуру построения и форму изложения. Но в каждый учебник обязательно включали правила по составлению поздравительных речей, которые киевские ученые относили к изъяснительному роду красноречия. В особый раздел были выделены правила по составлению писем. Редко встречается упоминание о судебном красноречии. Мало внимания уделялось изучению церковной проповеди, т.к. существовал указ, запрещавший воспитанникам, которые не имели священного сана, выступать с проповедями. Перед общей и частной риторикой помещали особый отдел - «риторическое млеко», в котором приводились некоторые изящные выражения, позволявшие оратору говорить гладким, ровным слогом. В конце риторического курса часто излагали элементы логики. Риторики имеют вполне светский характер. Церковно-богословским вопросам уделялось незначительное внимание. Со временем на это обратили внимание представители церкви и приняли меры к усилению церковно-богословной направленности в обучении.
Киево-Могилянская академия считалась лучшим учебным заведением своего времени. Туда был направлен М.В.Ломоносов после окончания Славяно-греко-латинской академии в 1739 г.
Славяно-греко-латинская академия также оказала значительное влияние на становление русского красноречия. В классах поэтики и риторики воспитанники занимались стихотворством, сочинением речей, знакомились с лучшими образцами латинской и греческой поэзии, ораторского искусства. Школа красноречия этой академии представлена «Риторикой» Порфирия Крайского. Это руководство представляет собой традиционное по форме сочинение: включает общую и частную риторику, рассматриваются традиционные части - изобретение, расположение, выражение, память и произношение.
Расцвет теории риторики в Киево-Могилянской академии приходится на конец XVII – начало XVШ в. и связан с деятельностью Феофана Прокоповича, который читал на латинском языке лекционные курсы о риторическом искусстве. Учебник Ф.Прокоповича имеет название «Десять книг о риторическом искусстве для обучающейся украинской молодежи и изучающей оба вида красноречия, для блага религии и отчизны преосвященным отцом Феофаном Прокоповичем преподанные в Киеве, в славной и преславной академии Могилянской в году 1706». Под двумя видами красноречия автор подразумевал поэтику и прозу, т.е. он не видел различий между поэтикой и риторикой. В связи с этим в основной текст сочинения о поэтическом искусстве входит много риторических прибавлений. «Риторика» открывается определением этой науки - «царицы художеств», назначение которой - выработать умение правильно и хорошо говорить и писать, создавать речевые произведения, убеждать в истинности сообщаемого. Автор пишет о качествах хорошего оратора, рассматривает природу трех стилей - высоком, среднем и низком, говорит о доказательствах и теории амплификации, сообщает сведения о композиции текста, о его языковом оформлении. Собственно орациям посвящены 7-я книга (особенности судебного красноречия), 8-я (торжественное красноречие), 9-я (гомилетика, т.е. теоретические и практические вопросы церковной проповеди). В число характеризуемых родов речи входили исторические сочинения, письма. Книга завершается разделами о памяти оратора и произнесении речей.
Заслугой Ф.Прокоповича является то, что составитель первым из отечественных авторов стал рассматривать произведения литературы как образцы владения родным языком (в его «Риторике» много иллюстраций из новейшей литературы, из сочинений выдающихся авторов); во-вторых, расширил круг традиционных жанров «видов красноречия» (включил раздел «о способе писания истории»); в-третьих, был сторонником «умеренного барокко», т.е. выступал против замысловатости, цветистости слога, перегруженности его тропами, утверждал главное значение содержания, требования простоты, ясности, естественности; в-четвертых, использовал свой собственный опыт для теоретических обобщений; в-пятых, расширил понятия украшенных средств, включив в них собственно фонетические и интонационные приемы.
Современники Ф.Прокоповича считали его «великим ритором». Перу этого просветителя и оратора принадлежат похвальные и поздравительные слова, церковные проповеди. Речи характеризуются четкой, логически обоснованной структурой, ясностью изложения материала, использованием стиля барокко. К наиболее известным речам Ф.Прокоповича можно отнести «Слово похвальное о преславной над войсками шведскими победе», «Слово похвальное о флоте российском», «Слово о власти и чести царской», «Речь о заслугах наук, приравниваемых к заслугам оружия», «Слово на погребение Петра».
Ораторская практика XVII в. представлена творчеством церковного деятеля, педагога, писателя, белоруса по происхождению Симеона Полоцкого. Он автор проповедей, эпитафий, трактатов, наставлений, стихотворений. Судя по заметкам и письмам Симеона Полоцкого, свои «слова» он произносил каждый воскресный день и чаще - по случаю знаменательных событий, тем самым утверждал практику устной проповеди. С.Полоцкий жил в эпоху формирования абсолютизма, поэтому он прославлял неограниченную власть мудрого, щедрого монарха. Вместе с тем этот церковный деятель и педагог рассматривал тему войны и мира, обличал противников России, ставил проблемы воспитания, образования, развития науки, хвалил учение, т.е. расширил проблематику ораций. Со стороны формы проповеди С.Полоцкого продолжают традиции барокко.
«Риторика» М.В. Ломоносова
Для того чтобы
быть хорошим пропагандистом
и популяризатором науки, надо
владеть словом, особыми приемами
привлечения внимания
Ораторскому искусству
можно научиться. Для желающих
овладеть им Ломоносов и
Во введении ученый
пишет: «Красноречие есть искусство
о всякой данной материи
К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук».
Пересказать подробно
«Риторику» Ломоносова трудно, так
как этот объемистый труд
«Риторика есть
учение о красноречии вообще...
В сей науке предлагаются
Ломоносов говорит
о том, что выступление должно
быть логично построено, грамотно
написано и излагаться хорошим
литературным языком. Он подчеркивает
необходимость тщательного
При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит: 1) чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».
Далее Ломоносов
пишет о том, как пробудить
в слушателях любовь и
«Хотя доводы и
довольны бывают к
А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих...
Страстию называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия.
Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели его народ любит за его заслуги; 3) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен».
Чтобы воздействовать
на аудиторию, лектор должен учитывать
возраст слушателей, их пол, воспитание,
образование и множество
Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном... Ненадобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно».
Во второй части
«Руководства к красноречию»
Ломоносов говорит об
Последняя, третья
часть «Руководства»