Шпаргалка по "Риторика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 10:37, шпаргалка

Краткое описание

1.Возникновение риторики в эпоху античности.
Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.

Файлы: 1 файл

Риторика.docx

— 92.21 Кб (Скачать)

 

Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь „ от мысли к звучащему публичному слову".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Общая  характеристика риторики эпохи  христианского Средневековья.

По окончанию античной эпохи теоретические изыскания в области красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений монополизировала церковь. В Средневековье в странах Западной Европы происходило переосмысление античного ораторского искусства. Церковная гомилетика вытеснила все виды ораторской речи. Речи ораторов обрели форму проповедей, а свободные дискуссии превратились в богословские диспуты. Единственное, за что можно сказать спасибо Средневековью, так это за то, что схоласты сохранили знания Древнего мира для Возрождения и более поздних времен.

 

Церковь в Средневековье заняла положение духовного блюстителя держав, издавна привыкшего жить, повинуясь ясным и четко сформулированным законам. В связи с этим возникла необходимость внятно изложить основные принципы своего вероучения, причем на языке, привычном для интеллектуалов империи. С этой целью стали организовываться религиозные диспуты, на которых ораторы-христиане должны были доказывать истинность нового учения и, тем самым, окончательно поколебать авторитет уходящего язычества.

 

Однако в ходе богословских споров разногласия возникали и в среде самих христианских проповедников. Причиной этому была борьба между традиционным христианством и различными ересями, и главным оружием в этой борьбе было слово. В IV в. наиболее принципиальная полемика разгорелась между приверженцами Никейского символа веры (в 325 г. в г. Никее произошел «вселенский» собор епископов, на нем были сформулированы главные постулаты христианского учения) и сторонниками епископа Ария (арианство – течение в христианстве в IV-VI вв.; ариане не принимали основной догмат официального христианства, согласно которому Бог-сын единосущен Богу-отцу). В разногласия церковников все чаще вмешивалась светская власть: императоры поддерживали то одну, то другую сторону, довольно часто меняя свои пристрастия. В некоторые периоды времени в этой полемике принимали участие не только церковники, но и простые граждане империи.

 

Особенности исторического развития Западной и Восточной империй постепенно начали приводить к расхождениям между христианскими церквями Запада и Востока. Эти процессы особенно усилились в V в. Римские папы претендовали на главенствующее положение в христианском мире, в Византии им противостояли константинопольские патриархи. Соперничество между этими церковными организациями стало источником новой полемики по вопросам догматики и культа. В результате этого духовное красноречие средних веков разделилось на западное (европейское) и восточное (византийское). Эпоха Средневековья дала миру таких великих проповедников, как Аврелий Августин, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Особенности древнерусской риторики X-XI веках.

С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего. Церковное проповедничество - устное и письменное - было школой приобщения народа к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального самосознания.

 

История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью.

 

Известно в Древней Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками».

 

Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие - обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия - торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика - торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества.

 

Одно из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, - «Слово о Законе и Благодати». Создано оно было митрополитом Илларионом - первым русским митрополитом на Руси - человеком широкого кругозора, отмеченным мудростью и бесспорным писательским даром. Илларион был среди тех «книжных» людей, которых Ярослав Мудрый собрал вокруг себя, и, вероятно, он причастен к созданию первой русской летописи - «Повести Временных лет». Илларион мог быть составителем предполагаемого «Сказания о принятии христианства на Руси». Некоторые историки считают, что именно он и князь Ярослав были инициаторами сооружения собора Софии в Киеве. И не исключено, что именно в этом храме - тогда самом величественном и роскошном - в присутствии самого князя и членов его семьи и произнес он свое «Слово».

 

«Слово о Законе и Благодати» впитало в себя большое количество литературных источников, а очень скоро и само стало источником для заимствований и подражаний. Его часто читали и неоднократно переписывали, включая в разного рода «Требники» и «Служебники».

 

Столетие спустя после митрополита Иллариона развернул свою деятельность другой церковный писатель, замечательный мыслитель и проповедник - Кирилл Туровский. Его интересовал, прежде всего, человек - «венец творения», его Душа и тело. «Поучения» и «Слова» Кирилла Туровского по поводу церковных праздников отличались проникновенным лиризмом и глубиной духовного постижения их смысла. Произведения Кирилла свидетельствуют о высоком уровне древнерусского ораторского искусства, а также том, что книжники XII в. в совершенстве овладели античной и византийской традицией словесного творчества.

 

Любимейшим чтением русских людей были жития святых (называемые также агиографией). Вначале на Руси, естественно, были лишь переводные жизнеописания. Потом их стали создавать и на собственном материале. Так появились жития первых русских святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, Мстислава и Ольги, Александра Невского. Автором первых русских житийных произведений - о Борисе и Глебе, о Феодосии Печерском - был монах Нестор, один из составителей «Повести Временных лет». Позднее жития включались в различные книги - «Прологи», «Четьи-Минеи» (сборники, содержащие жития святых, «Слова» и «Поучения», расположенные по календарному принципу - в соответствии с днями памяти каждого святого), «Патерики» (сборники, в которых описывались отдельные эпизоды жизни и деяния подвижников - монахов, отшельников - какой-либо одной местности). Особой любовью у русских людей пользовался сложившийся в XII-XIV вв. Киево-Печерский патерик, в котором описывались деяния монахов Киево-Печерской лавры.

 

В житиях русских святых выразились три основных национальных идеала человеческого поведения: добровольный кроткий и страдающий мученик-страстотерпец во имя идеи, не противящийся угнетению и смерти (Борис и Глеб); суровый аскет, живущий в уединении и обнаруживающий при этом великую силу духа и разума (Антоний, Иосиф Волоцкий); кроткий радетель человеческого счастья, устроитель и заступник (Феодосии Печерский, Сергий Радонежский).

 

Огромно значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича для русской риторики. Первые русские руководства по риторике XVII века написаны вологодским епископом Макарием, одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем. Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность. Они служили пособием для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями, принятыми в церковной службе, речитативом.

 

Во всех речах древнерусских ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого слова, в силу и действенность красноречия.

 

Древнерусский оратор - это, прежде всего, проповедник, несущий христианское мировоззрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. .Русская риторика XVII-начала XIXвеков. Вклад в развитие отечественной риторики Ломоносова.

 

 

В XVII в. утверждается термин «риторика» как перевод латинского rhetorica(впервые эта форма отмечена в «Риторике» 1620 г.) Это латинское слово начинает преобладать над термином витийство, которое пишется теперь через и и осмысливается как «витье», «плетение словес»

 

В XVII– нач.XVШвв. происходит активный процесс формирования русской риторики. Этому способствовали следующие факторы:

 

1) установление новой  государственности и стиля правления (начало царствования династии  Романовых), что привело к реорганизации  во всех областях общественной  жизни, в том числе и в образовании;

 

2) развитие книгопечатания;

 

3) возрождение указом  правительства устной проповеди, которая стала привычным явлением  культуры и быта в петровское  время;

 

4) нововведения Петра I в начале XVШ в.;

 

5) изменение эстетических  идеалов, влияние классицизма, господствовавшего  в литературе и искусстве.

 

Исследователи называют несколько культурных центров, с которыми связано формирование риторики рассматриваемого периода:

 

1) московский - это центральная  и северо-восточная Россия (риторика 1620 г., сочинения Николая Спафария, деятельность Симеона Полоцкого, Порфирия Крайского - учителя М.В.Ломоносова);

 

2) юго-западный - украинские и белорусские земли (деятельность преподавателей Киево-Могилянской академии; первые печатные руководства по риторике);

 

3) северо-западный - Великий  Новгород, Псков, монастыри около  этих городов («Риторика» Михаила  Усачева);

 

4) северный - Выгорецкая община старообрядцев (деятельность братьев Денисовых, создание «Поморской риторики», «Старообрядческой Риторики»).

 

Развивались следующие виды ораторского искусства:

 

1) духовное (проповедническое) красноречие, которое носило ярко  выраженный политический характер (видные ораторы - Стефан Яворский, Феофан Прокопович; издание «Духовного  регламента» Петра I);

 

2) дипломатическое красноречие (деятельность Афанасия Ордын-Нащокина, Шафирова и др.);

 

3) академическое красноречие (его форма - лекция, читавшаяся с  кафедры в средневековых школах  и академиях);

 

4) придворное красноречие (речи правителей, Симеона Полоцкого и др. во время церемониальных действий, крупных событий политической и придворной жизни);

 

5) политическое красноречие (речи, написанные патриархом Иоакимом, выступления архимандрита Игнатия Римского-Корсакова, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича);

 

6) военное красноречие («Слово к православному воинству», «Беседа о брани» Семиона Полоцкого, «Слова» К. Истомина, И. Римского-Корсакова, обращение Петра I к воинам перед Полтавской битвой 1709 г.).

 

Для русского ораторского искусства XVII - начала XVШ в. был характерен стиль барокко, у истоков которого стоял Епифаний Славинецкий. Речи поражают обилием метафор, использованием многокорневых слов, многочисленных обращений, усложненного синтаксиса, пристрастием к искусственным сравнениям, множеству эпитетов-комплиментов, к тропам, связанным с образами света, золота.

 

В начале XVШ в. получает развитие эпистолярный жанр, что связано с изменением светской жизни при Петре Великом. Первой книгой, напечатанной новым гражданским шрифтом, был учебник геометрии, а второй - переводный письмовник «Приклады како пишутся комплименты разные...». Это издание содержало образцы писем на самые разные случаи жизни и устанавливало нормы словесных взаимоотношений между малознакомыми людьми, мужчинами и женщинами, между приятелями, родственниками. Слог писем отражал стиль эпохи русского барокко. В это же время было опубликовано знаменитое руководство «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Все это свидетельствовало о том, что красноречие становится объектом внимания не только духовенства, но и широкой публики.

 

Для XVIII в. характерно появление учебников риторик, т.е. развивается интерес к вопросам теории ораторства. Содержание русских риторик говорит о хорошем знакомстве их авторов с античным наследием. По мнению ученых, первым древним русским сочинением, рассказывающим о риторике, является «Сказание о семи свободных мудростях», которое легло в основу последующих русских учебников по теории красноречия. Оно написано в семи кратких главах, в каждой из которых «мудрость» (наука) представляет себя, объясняет сущность, пользу, красоту своего учения. В 1672 г. переводчик Посольского приказа Николай Спафарий переработал «Сказание о семи свободных мудростях» в «Книгу избранную вкратце о девяти музах и о семи свободных художествах», в которой автор дал более точные сведения о науках и более ясное определение риторики, ее целей, происхождения, причин, ради которых стоит изучать это «художество».

 

Самым ранним руководством по теории красноречия считается «Риторика» 1620 г., которая представляет собой перевод с латинского «Риторики» Филиппа Меланхтона. Но отношение автора перевода к тексту оригинала было творческим: он ввел в свой текст главу о риторике «Сказания о семи свободных мудростях», приспособил латинское сочинение к нуждам русского образования (использовал много выражений разговорного характера, заменил античные имена и реалии отечественными). На протяжении XVIIв. «Риторику» 1620 г. активно переписывали и изучали, она служила руководством более 70 лет.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторика"