История риторики и ее теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:13, реферат

Краткое описание

В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования.

Оглавление

1. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
2. РИТОРИКА ПЛАТОНА
3. РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ
4. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
5. РИТОРИКА ЦИЦЕРОНА
6. РИТОРИКА КВИНТИЛИАНА
7. РИТОРИКА СРЕДНИХ ВРЕМЕН И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Файлы: 1 файл

лекция.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

   Квинтилиан задает вопрос: природное дарование или учение способствует красноречию? Оратором сделаться нельзя без помощи того и другого. Он замечает: „Словом, природа есть вещество, а наука художник:  сия дает вид или образ, а та приемлет. Художество без вещества ничего не значит, вещество и без художества имеет свою цену; но превосходная  отделка есть лучше самого драгоценного вещества". Но все же Квинтилиан считает, что одни только правила не могут сделать человека, изучившего их, оратором. В главе „О изобилии слов" он проводит мысль о том, что оратору необходимо постоянно увеличивать активный запас слов, однако это не означает, что оратор должен ими пользоваться для безостановочной болтовни. Жесткий отбор нужных слов из богатого запаса лексики должен быть постоянной заботой оратора. Вершина ораторского мастерства, по мнению Квинтилиана,  -  способность говорить, не готовясь, а для этого необходимы огромные знания и разнообразные навыки.

   Итак, Труд Квинтилиана - это систематическое  и строго продуманное изложение риторического учения с учетом достижения теоретической риторики и опыта классического красноречия. Он доказывает, что для ораторского искусства необходимы два момента: обучение и следование определенным правилам. По мнению ученого, специфичность ораторского искусства в том, чтобы убедить при помощи красивой речи. Риторика - искусство, одного дара природы для которого слишком мало, необходимо учиться и развивать его. Основная же цель оратора  -  при помощи этого искусства вмешаться в духовный мир слушателей. Квинтилиан превозносит ясность, чистоту, правильность речи, украшения же могут выполнять свою функцию лишь в том случае, если соответствуют предмету речи и цели выступления. 

    РИТОРИКА  СРЕДНИХ ВРЕМЕН И  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 

    Введение

    Античные  теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, стали создавать методику обучения. Античная риторика сложилась как нормативная дисциплина и входила в число семи «избранных наук». 

    Главной особенностью средневековой  культуры является ее глубокая и очень сложная взаимосвязь с религией. В средние века церковь была самым крупным феодальным землевладельцем. Она занимала господствующее положение в экономике, политике, идеологии. Религия служила оправданию и укреплению феодального строя. Богословию были подчинены все социальные институты, философия, наука, образование, искусство. Идеи, не согласуемые с учением церкви, не признавались, всякая живая, свободная мысль подавлялась. Это тормозило, удерживало развитие духовной жизни средневекового общества. Система религиозного мировоззрения наложила твой отпечаток на все достижения того времени, в том числе и на ораторское искусство.

    Как справедливо писал А.Г. Тимофеев в своих «Очерках по истории красноречия», «средневековое красноречие не могло обладать творческой силой истинного искусства, но оно должно было оставаться на почве чистой риторики, жить одной внешней формой, в причудливой обработке которой тогда видели сущность красноречия. Оратору не было места в государственной жизни». Основным видом было духовное красноречие, которое стало мощным инструментом церкви по защите и укреплению своих позиций и сильным средством воздействия на народные массы.

    Служители церкви должны были пересказывать религиозные  догматы, толковать библейские легенды, воспитывать прихожан в духе смирения и покорности. Основным методом влияния на слушателей становится не убеждение, а внушение. Начинает развиваться гомилетика -  наука о христианском церковном проповедничестве.

    К числу знаменитых религиозных проповедников  относят епископа г. Кесарии в Малой Азии Василия Великого (ок. 330-379); епископа Константинополя Иоанна Злато уста (ок. 350-407), чье имя стало нарицательным для обозначения красноречивого оратора; епископа г. Гиппон в Северной Африке Августина Блаженного (354—430), который использовал достижения формальной риторики; испанского архиепископа Исидора Севильского (560—635); англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного (673—735), уделявшего много внимания фигурам и тропам.

    В период позднего средневековья громадное  влияние на современников оказывали речи настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции Савонаролы (1452—1498). Он выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму. «Иногда, сходя с кафедры, писал он, - я думаю про себя: лучше мне не говорить и не проповедовать об этих вещах, но оставаться в покое и предоставить все воле Божьей. Но когда я опять стою здесь, я не могу преодолеть себя и действовать иначе.

    Божье слово становится во мне огнем, который  горит в моем сердце и сжигает меня».

    Как отмечал один из современников, в речах Савонаролы «нет плана, лестницы, украшений слога, изящества, но в них чувствуется стихийная сила грома и молнии».

    С появлением средневековых университетов  в ХI-ХII веках зарождается университетское красноречие, которое тоже не могло развиваться свободно от церкви. Господствующее положение в науке занимала схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый), религиозная философия. Наиболее характерными чертами ее было стремление опираться на «авторитеты», главным образом церковные, и полное пренебрежение к опыту. Свои доказательства схоласты черпали, прежде всего, из «священного писания».

    Самое яркое выражение схоластика нашла  в сочинениях католического богослова XIII в. Фомы Аквинского, заявлявшего, что всякое познание является грехом, если только оно не имеет своей целью познание Бога.

    Как отмечают исследователи, наука находилась в заколдованном кругу авторитета и традиций. Показателем эрудиции ученого считалось знание возможно большего числа цитат рrо и сопtrа какого-либо положения. Важным признаком учености являлось знание латинского языка, умение использовать в своей речи латинские слова и выражения.

    Лекции  в университетах читались профессорами по большим рукописным книгам в тяжелых переплетах. Книгопечатания тогда еще не было, поэтому, чтобы сохранить книги, их нередко приковывали к кафедре цепями. Задача лектора состояла в комментировании студентам прочитанного текста.

    Догматизм, цитатничество, начетничество, а также  погоня за внешней формой, игра логическими понятиями становятся основными приемами схоластической риторики.

    Зарождение  капиталистических отношений в  недрах феодальной формации оказало огромное влияние на развитие всей культурной жизни стран Западной и Центральной Европы. Начинается новый этап в развитии мировой культуры - Возрождение.

    Главным выражением произошедшего в культуре величайшего переворота становится гуманизм (от лат. hото - человек, hитапиs - человеческий). На первый план выдвигается человек как личность. Ценятся его ум, воля, способности, нравственные качества, признается его право на свободу, самостоятельность, счастье независимо - от социального положения, принадлежности к знатному роду. Утверждается красота и достоинство человека, сила его разума и энергии.

    Важное  значение для формирования культуры Возрождения имело обращение к великому реалистическому наследию античности. Гуманисты перевели произведения почти всех философов, поэтов, ораторов; освободили многие античные произведения от средневековых искажений Передовые люди XIV—XV вв. были убеждены, что только через возрождение античной культуры после многих столетий средневекового варварства и невежества можно прийти к истинному познанию человека.

    В середине XV в. немецкий изобретатель Гутенберг создал европейский способ книгопечатания, который стал применяться во многих странах. Рост книгопечатания способствовал широкому распространению античного наследия и новых гуманистических идей.

    Возрождение освободило ораторское искусство от религиозно-схоластических пут и способствовало его дальнейшему развитию. Большое влияние на искусство слова оказали вожди реформации (Мартин Лютер в Германии; Жак Кальвин во Франции; Ульрих Цвингли в Швейцарии), а также руководители крестьянских войн (Гильом Каль во Франции; Джон Болл и Уот Тайлер в Англии; Ян Гус и Ян Жижка в Чехии; Томас Мюнцер в Германии и др.).

    Светский  характер приобретает судебное красноречие. Значительно усиливается авторитет римского права. Громадное влияние и авторитет приобретает Цицерон, ставший для судебных деятелей идеалом, к которому надо стремиться. Появляются труды по теории судебного красноречия, например, «Диалог об ораторах» Луазеля.

    Начинает  развиваться торговое, парламентское, военное красноречие. Значительно расширяется круг проблем, которые стали предметом ораторских речей. Это вопросы политики, права, экономики, нравственности, религии. Риторика отходит от латинских учебных пособий, обогащается живой национальной речью.

    Начиная с эпохи Возрождения, доминантой всех европейских национальных элементов развития риторики, по мнению специалистов, является ее «литературизация».

    «Постепенно формируются логическое и собственно художественное, стилистическое направления в риторике, что определяло ее тяготение, с одной стороны, к грамматике, а с другой — к поэтике».

    Ораторское  искусство становится неотъемлемой частью культуры нового времени.

Информация о работе История риторики и ее теории