Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:43, контрольная работа
Цель: изучить историю зоопсихологии (учёных, занимавшихся развитием зоопсихологии,и теории, выдвигаемые в разные исторические периоды)
Цель: изучить
историю зоопсихологии (учёных, занимавшихся
развитием зоопсихологии,и теории, выдвигаемые
в разные исторические периоды)
1.Истоки развития знаний о психике животных в философии, психологии, физиологии и этологии.
Представления человека о поведении животных развивались вместе с его общими знаниями о природе. Во всех сферах своей деятельности с древнейших времен человек в той или иной степени зависел от животных, и поэтому для него было важно понимать закономерности их поведения. Задолго до первых научных исследований в этой области у людей постепенно накапливались эмпирические знания о повадках и образе жизни животных, об основах их взаимодействия в сообществах. В процессе одомашнивания диких животных формировались и первые представления о наследственной основе поведения, поскольку одновременно с хозяйственно полезными морфологическими признаками человек производил отбор и по полезным признакам поведения, таким как отсутствие агрессивности, “контактность”, послушание, сторожевое поведение и т.д
Алкмеон (VI – V вв. до н.э.), крупнейший врач и философ античной эпохи, первым связал психику с работой головного мозга и первой системы в целом (принцип первизма). Алкмен предположил наличие психики у человека и животных. От животных человек отличается разумом, а анотомически – объёмом и строением мозга и органов чувств.
Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.).- основатель атомистического направления .Он впервые высказал мысль, что в результате соединения атомов возникает всё, включая самого человека. Душа животных и человека телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Если душевных атомов в организме становится слишком мало, наступает смерть. Разграничив отдельные стороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть природу, условия и механизмы возникновения ощущения, восприятия, мышления эмоций, тем самым начав причинное объяснение психических процессов.
Сократ (469 – 399 гг. до н.э): полагал, что природа, человек и его душа даны от бога. По сравнению с животными бог дал человеку более совершеннейшее строение и душевные способности. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятие, навязываемые человеку извне, а понимание, выражающееся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой душе.
В эпоху гуманизма преобладающее значение получают античные писатели, их изучение дает толчок к новому развитию наук. Сочинения Эпикура и Плутарха вновь находят читателей. С мировоззрением Эпикура знакомятся главным образом по сочинениям Гассенди (1592 — 1655), с зоопсихологией Плутарха — по книгам Монтэня (1533 — 1592). Под влиянием древних авторов возникает новая зоопсихология. Монтэнь приписывает животным высокие духовные способности. Человек, по его мнению, в своем высокомерии составил себе чрезмерно высокое мнение о своей душе и слишком низкое — о душе животных. У животных, несомненно, имеются все душевные способности: они обнаруживают память, рассудок, способность взаимного понимания, силу воображения, мужество, дружбу, верность и т. д. В доказательство этого Монтэнь приводит много примеров, большая часть которых заимствована у Плутарха. В духе Монтэня, в XVI веке написал книгу нунций папы Климента VII при венгерском дворе — Иероним Рорарий; книга была опубликована лишь в 1648 г. (книга трактует о душевных способностях животных и носит выразительный заголовок: «Животные часто пользуются своим рассудком лучше, чем человек»). Идущее от Монтэня и Рорария новое направление в зоопсихологии переходит и в XVIII век. В 1713 г. Томазий Иенкин обнародовал свой «Философско-защитительный трактат о душе животных». И здесь на первый план выдвигается сходство между душой человека и душой животного. Ум животных иллюстрируется многочисленными примерами: большинство этих примеров можно было встретить уже у Плутарха, Монтэня и Рорария. Душа животного ставится так высоко, что ей приписывается даже бессмертие.
Р. Декарт (1596 – 1650 гг.): считал, что психическим является только то, что пронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Воображение, представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые телесные движения, “не просветление” мышлением, единственно составляющим суть духовной субстанции. Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях, зримых изнутри (бессознательной психики не существует). В дальнейшем это “внутреннее зрение” стали называть интроспекцией, а декартову концепцию сознания – интроспективной. Она отрицает существование психики у животных, так как они не мыслят.
Кондильяк (1715 — 1780гг.): ощущение — основа мышления. Принципиального различия между душой животного и душой человека нет, существуют лишь различия в степени развития души.
Альфред Брэм (1829-1884гг.): автор книги «Жизнь животных»; совершенно отрешается от понятия инстинкта и приписывает животным мысли и чувства, аналогичные человеческим.
Карл Фохт (1817-1895гг.) и Людвиг Бюхнер (1824-1899гг.) энергично восстают против учения о врожденных инстинктах, и все действия животных стремятся вывести из рассудка и высоко развитой жизни чувств. Таким образом они приходят к переоценке ума животных и к отрицанию важности унаследованных влечений и способностей.
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Открытия в физиологии стимулировали рост психологического знания. Была открыта рефлекторная дуга, “специфическая энергия "нервов”, отделы головного мозга, скорость прохождения импульса по нерву. Было установлено с опорой на экспериментальные и количественные методы, что в этом психическом мире действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения психологии, как от физиологии, так и от философии. При отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым подвластны явления психики. Среди физиологов, открывших психическую причинность можно назвать Э. Вебера (1795 – 1878 гг.), Г. Фехнера (1801 – 1887 гг.), Ф. Дондерса (1818 – 1889 гг.), Г. Гельмюльца (1821 – 1894 гг.),Э Пфлюгера, Ч. Дарвина (1809 – 1882 гг.) и других. Опыты этих учёных подрывали принятые в те времена мнение о тождестве психики и сознания. Была открыта психика у лягушки (при отсутствии сознания), связь инстинктов и эмоциями.
Э. Торндайк (1874 – 1949 гг.): исследования изучая поведение животных. Они были направлены на выход из «проблемного ящика». Под этим термином Торндайк подразумевал экспериментальное устройство, в которое помещались подопытные животные. Если они выходили из ящика, то получали подкрепление рефлекса. Результаты исследований отображались на определённых графиках, которые он назвал «кривые научения». Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных. Благодаря этим экспериментам Торндайк сделал вывод, что животные действуют методом «проб и ошибок и случайного успеха».
Джон Уотсон (1878—1958гг.)- американский учёный,создатель бихевиоризма. Он выдвинул радикальную для своего времени (начало XX века) идею о том, что предметом психологии животных и/или человека должно быть только такое поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количественно. Этот подход еще более жестко и решительно, чем подход Торндайка, исключал применение интроспекции к изучению психики, а также попытки антропоморфических трактовок поведения животных с привлечением понятий “воля”, “желание”, “сознание” и т.п.
Эдвард Толмен (1886-1959гг.) создатель концепции необихевиоризма. Она основывается на признании целенаправленности в поведении животного. Толмен выдвинул представление о том, что животное учится выявлять, “что ведет к чему”, причем то, что оно усваивает, может и не обнаруживаться внешне, в виде какой-либо деятельности (“реакции”), но хранится в памяти в форме представлений или образов.
2.Рациональные гипотезы в истории зоопсихологии.
Рациональными гипотезы признают, что источником поведения животных служит мозг, обладающий набором врожденных инстинктов, которые сочетаются с индивидуальным опытом, приобретаемым в течение жизни, и нестандартными адаптивными реакциями. Последние из перечисленных свойств у человека называются творчеством или импровизацией. Эти гипотезы являются в своей основе материалистическими. Вместо жесткой программы поведения рациональные модели предлагают инстинктивное и адаптивное развитие индивидуальной психики животных с соблюдением наследуемых видоспецифических, но эволюционирующих ограничений.
Рациональные (естественнонаучные) теории поведения можно разделить на несколько основных групп и подгрупп:
- теории с использованием антропоморфного подхода;
- атомистические теории поведения (теории тропизмов, рефлексологические теории поведения);
- детерминистические теории (бихевиоризм, гештальтпсихология);
- теории, построенные на анализе форм поведения (методологическая теория В. Вагнера, объективистская теория поведения К. Лоренца)
Рационализм в изучении зоопсихологии возник намного раньше теологических и мета-физических концепций. Наши далекие предки сначала приручили животных, а затем, спустя несколько тысячелетий, додумались до того, что «каждый вид есть воплощенная творческая идея». Рационализм в зоопсихологии долгое время называли «научным», «естественнонаучным» или «материалистическим» подходом. Сущность рационализма заключается в первичном анализе конкретного поведения животных, построении гипотез и их проверке в опытах или наблюдениях. По мере развития рациональной науки часть гипотез подтверждается, другие сильно трансформируются или отвергаются совсем. В отличие от метафизики или теологии, в рациональной зоопсихологии нет абсолютных и незыблемых «начал» или «сущностей», которые смогли бы объяснить все наблюдаемые формы поведения животных. Рациональная зоопсихология - это комплекс наук, куда входят психология, анатомия, физиология, биохимия, генетика и многие другие естественнонаучные дисциплины. Однако так было далеко не всегда.
Первым
зоопсихологом рационального
Рациональные взгляды Аристотеля лежат и в основе современной зоопсихологии. Однако они опередили свое время на несколько тысячелетий. Только в середине XVIII века появились исследователи, которые пришли к аналогичным выводам. XVIII век дал целую плеяду замечательных исследователей поведения животных. Благодаря описаниям жизни животных и первым зоопсихологическим обобщениям, сделанным Бюффоном, Реомюром, Галлером, Реймарусом, Кондильяком, Леруа и Ламарком, возникли представления о причинах различий между человеком и животными, понятие инстинкта, и были высказаны первые идеи об эволюции поведения.
Зоопсихологическая теория эволюции Ж.Б .Ламарка
К началу XIX века возникли основы зоопсихологии, которые приблизили ее к естественным наукам и отдалили от философии. Однако центральной концепции в зоопсихологии еще не было.
До XIX века
никто не классифицировал форм поведения
или уровней психической
Ламарк сделал неоценимое открытие для зоопсихологии. Он признал и использовал представление о зависимости психики от нервной системы. Им была создана первая классификация психических актов. Самым простым психическим актом является раздражимость, более сложным - чувствительность и самым совершенным - сознательность. Животный мир был разделен на три группы в соответствии с этими психическими свойствами.