Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:43, контрольная работа
Цель: изучить историю зоопсихологии (учёных, занимавшихся развитием зоопсихологии,и теории, выдвигаемые в разные исторические периоды)
3.Теории атомистической зоопсихологии
В атомистическую группу входят теории, основанные на принципе идентичности психологии животных и человека. В этом варианте психика человека представляется немного усложненным случаем психики животных.
4.Бихевиоризм в зоопсихологии
Создателем
бихевиоризма (от англ. behavior) был американский
ученый Джон Уотсон (1878—1958). Он выдвинул
радикальную для своего времени
(начало XX века) идею о том, что предметом
психологии животных и/или человека должно
быть только такое поведение, проявления
которого можно зарегистрировать и оценить
количественно. Этот подход еще более
жестко и решительно, чем подход Торндайка,
исключал применение интроспекции к изучению
психики, а также попытки антропоморфических
трактовок поведения животных с привлечением
понятий “воля”, “желание”, “сознание”
и т.п.
Основные
положения бихевиоризма Дж. Уотсон
четко сформулировал в
-поведение построено из секреторных и мышечных реакций организма, которые в свою очередь детерминированы действующими на животное внешними стимулами;
-анализ поведения следует проводить строго объективно, ограничиваясь регистрацией внешне проявляющихся феноменов;
-основным содержанием экспериментальной психологии является регистрация реакций в ответ на строго дозированное и контролируемое раздражение.
Эти положения произвели настоящий переворот в экспериментальной психологии. Впоследствии они были дополнены и расширены другими исследователями. Наиболее сильно бихевиоризм затронул развитие американской психологии. Жесткая концептуальная схема бихевиоризма породила целый ряд новых, специфичных для него терминов. Именно бихевиористы были сторонниками упомянутой выше тенденции исследовать поведение только двух видов лабораторных животных — белой крысы и голубя. Они активно отстаивали тезис, что исследования психики должны сводиться к изучению поведения, прежде всего к анализу связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (принцип “смежности” стимула и реакции). На долгие десятилетия формула “стимул-реакция” стала рассматриваться как универсальная основа для интерпретации поведения.
Бихевиористы
сознательно отбрасывали
5.Теории, построенные на анализе форм поведения:
Владимир Александрович Вагнер (1849—1934) внес большой вклад в сравнительное изучение природы инстинктов и разработку самой методологии “биопсихологических”, по его терминологии, исследований. Вагнер подчеркивал огромное значение зоопсихологии в поиске путей эволюции психических способностей в животном мире — эволюции, которая приводит в конце концов к пониманию генезиса нашего собственного “Я”. “Объективный биологический метод” Вагнера отвергал изучение психики человека как пути к пониманию психики животных. Основные идеи диссертации были затем развиты в работе “Биологические основания сравнительного метода”, где ученый анализировал специальные методологические подходы к предмету исследования:
• филогенетический подход, в соответствии с которым особенности инстинктов данной группы животных следует оценивать в сопоставлении с поведением видов — ближайших родственников исследуемого; на основе такого сравнения можно проследить последовательную эволюцию инстинктов у разных групп животных;
• онтогенетический подход, в соответствии с которым происхождение инстинкта можно понять, анализируя его индивидуальные проявления и развитие у отдельной особи; это, по его мнению, важно для понимания эволюционных изменений инстинктивного поведения.
Вагнер отмечал, что, поскольку индивидуально-приобретенное поведение всегда связано с биологически важными ситуациями, провести границу между ним и врожденным поведением трудно, но в этом могут помочь предложенные им критерии:
-анатомо-физиологический;
-онтогенетический;
-биопсихологический.
Биопсихологический
критерий оценивает возможность
животного выбирать, какое из действий
совершить: “разумные действия”
отождествляются с таким
В. А. Вагнер полностью отрицал способность животных к каким бы-то ни было проявлениям зачатков разума в прямом смысле этого слова. Он считал, что эти явления можно вполне объяснить формированием навыков.
Работы
Вагнера оказали существенное влияние
на развитие отечественной науки о поведении.
Введенный им “объективный биологический
метод” был воспринят и получил широкое
применение в работах отечественных зоопсихологов.
Инстинктивно-объективная гипотеза Лоренца и Тинбергена:
Конрад
Лоренца (1903-1989), выдающийся австрийский
ученый, один из основоположников этологии
и Николас Тинберген (1907- 1988), нидерландский
этололог, проводили анализ полового поведения
преимущественно у птиц и высших позвоночных.
Они обратили внимание на факторы, вызывающие
у партнеров возбуждение при спаривании.
Определив эти стимулы, они создали искусственные
модели, вызывающие аналогичную реакцию.
Такие объекты или сигналы они называли
«релизерами». Релизеры, по их мнению,
служат пусковыми механизмами для освобождения
внутренней энергии, которая хранится
в организме и может «выходить наружу»
только по определенным каналам. Для лучшего
понимания можно представить следующую
модель. «Психологическая энергия» животного
аналогична водохранилищу, которое окружено
каналами с закрытыми створами шлюзов.
Релизеры выступают в качестве ключей
к шлюзам. Если сигнал - ключ подходит к
шлюзу, то вода - «психологическая энергия»
выплескивается в канал. Выброс воды аналогичен
поведенческому акту. Эта общая теория
поведения была реализована в конкретных
наблюдениях. К. Лоренц и Н.Тинберген внесли
большой вклад в разработку проблем инстинкта,
импринтинга, запечатления и врожденных
пусковых механизмов поведения. К. Лоренц
сформулировал одну из важнейших гипотез
в современной этологии - теорию коммуникаций,
а Н.Тинберген развил ее положения и разработал
основы анализа социального поведения
животных.
6.Экспирементальные исследования В.Келлера и Н.Ладыгиной-Котс:
В начале XX столетия немецкий психолог Вольфганг Келер, один из основоположников и идеологов гештальтпсихологии, продемонстрировал в эксперименте, что шимпанзе способны и к особому виду элементарного мышления — экстренному решению новых для них задач.
В 1913—1920гг. В.Келер проводит экспиремент: шимпанзе должны были решать новые, достаточно разнообразные задачи, однако построенные по одному принципу: животное могло достичь цели (например, получить недоступное до этого лакомство) только в случае, если, по словам Келера, “выявляло объективные отношения между элементами ситуации, существенные для успешного решения”. Иными словами, предлагавшиеся задачи имели определенную логическую структуру, которую животное могло расшифровать. В этом состояло их принципиальное отличие от “проблемных ящиков” в опытах Торндайка, когда нельзя было заведомо “понять”, как действует замок, открывающий дверцу клетки: замок находился снаружи и был скрыт от глаз животного, так что они действовали только методом “проб и ошибок”.
В опытах В. Келера все предметы, необходимые для нахождения правильного ответа, находились в пределах “зрительного поля” животного и давали ему возможность решить задачу за счет улавливания ее структуры и последующих адекватных действий, а не путем “проб и ошибок”.
Теоретический анализ поведения шимпанзе в данной экспериментальной ситуации проводился автором с позиций гештальтпсихологии. В книге “Исследование интеллекта человекоподобных обезьян” (1930) В. Келер писал, что шимпанзе способны к решению некоторых проблемных ситуаций не методом “проб и ошибок”, а за счет иного механизма — “инсайта”, т.е. “проникновения” или “озарения”.
В. Келер определял “инсайт” как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями: воспринимая всю ситуацию в целом, со всеми ее внутренними связями, животное может принимать адекватное решение. В. Кепер оценивал такое поведение шимпанзе как “рассудочное, которое в общих чертах присуще человеку и которое обычно рассматривают как специфически человеческое”.
В. Келер описал также способность шимпанзе к орудийной и конструктивной деятельности и считал ее убедительным доказательством наличия у них элементов мышления. В настоящее время орудийная Деятельность животных, и в первую очередь приматов, продолжает оставаться одной из популярных экспериментальных моделей для изучения элементарного мышления.
Работы В. Келера вызвали волну полемики и попыток трактовать “инсайт” как результат переноса ранее имевшегося опыта. Впоследствии целый ряд ученых, в их числе И. П. Павлов и американский психолог Р. Йеркс, пытались воспроизвести опыты В. Келера.
Особый вклад в исследование поведения и психики животных внесла Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. Своим главным учителем Надежда Николаевна считала Ч. Дарвина. В своих исследованиях эволюции психики она применяла сравнительно-психологический метод, сопоставляя особенности поведения животных разного филогенетического уровня — высших и низших обезьян, птиц и млекопитающих разных видов, антропоидов, а также детей. По ее инициативе при Дарвиновском музее была организована зоопсихологическая лаборатория. Центральное место в трудах Н. Н. Ладыгиной-Котс занимала проблема элементарного мышления животных как предпосылки человеческого мышления, позволяющего выявить и восстановить предысторию его возникновения в процессе эволюции. Во многом именно благодаря работам Н. Н. Ладыгиной-Котс, ее учеников и коллег стало известно, как шимпанзе воспринимают внешний мир, какова их способность к обобщению и абстрагированию, какие формы наглядно-действенного мышления им доступны. Особое внимание уделялось манипуляционной, орудийной и конструктивной деятельности приматов. Н. Н. Ладыгина-Котс писала, что “обезьяны имеют элементарное конкретное образное мышление (интеллект), способны к элементарной абстракции и обобщению, и эти черты приближают их психику к человеческой”. При этом она подчеркивала, что “...их интеллект качественно, принципиально отличен от понятийного мышления человека, имеющего язык, оперирующего словами как сигналами сигналов, системой кодов, в то время как звуки обезьян, хотя и чрезвычайно многообразны, но выражают лишь их эмоциональное состояние и не имеют направленного характера. Они (шимпанзе) обладают, как и другие животные, лишь первой сигнальной системой”.
Значение работ Н. Н. Ладыгиной-Котс:
•впервые был проведен эксперимент по воспитанию детеныша шимпанзе в “развивающей среде”;
•был описан онтогенез поведения шимпанзе, сопоставлены особенности познавательной деятельности приматов и человека;
•показано наличие у шимпанзе способности к обобщению и абстрагированию как одной из основных характеристик элементарного мышления;
•разработан и введен в практику важнейший современный метод исследования психики животных — обучение “выбору по образцу”;