История риторики и ее теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:13, реферат

Краткое описание

В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования.

Оглавление

1. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
2. РИТОРИКА ПЛАТОНА
3. РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ
4. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
5. РИТОРИКА ЦИЦЕРОНА
6. РИТОРИКА КВИНТИЛИАНА
7. РИТОРИКА СРЕДНИХ ВРЕМЕН И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Файлы: 1 файл

лекция.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

   Деметрию (ок. 1 в. н. э.) приписывается сочинение „О стиле". В этом труде Деметрий разрабатывает две проблемы: период, его структура и стили, их характеристики. Самое главное в этой работе - учение о стилях. Он выделяет четыре основных стиля: простой (или скудный), величественный (или торжественный), изящный (или гладкий), мощный (или сильный), а также их возможные сочетания, которые содержат характерные особенности ряда стилей. Так, изящный стиль, по мнению Деметрия, может соединяться с простым и возвышенным, мощный соединяется и с тем и с другим. Только возвышенный не вступает в соединение с простым (или скудным), так как оба они исключают друг друга. Деметрий вводит четыре стиля вместо традиционных трех, выступая в своем трактате типичным эллинистическим автором, который стремится к классификации, детализации, анализируя риторическую технику.

РИТОРИКА  ЦИЦЕРОНА 

   Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты - „Об ораторе", „Брут, или О знаменитых ораторах", „Оратор" - памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.

    В теории познания Цицерон  рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.

  Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом. В трактате „Об ораторе" он выбирает свободную форму философского диалога, что позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая все доводы за и против. Цицерон с сожалением говорит о том, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений.

  „В  самом деле, - пишет он, - ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко  всему  этому  должны  присоединяться  юмор  и  остроумие,   образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении,  так и в нападении, проникнутые тонким  изяществом  и благовоспитанностью.  Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими  правами.  Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое  требует  следить  и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками  и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний  - памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и  слова,  найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства  оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром".

   Итак, Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего – глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая болтовня.

Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств. Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора. В этих суждениях сказалось психологическое направление исследования ораторской речи: «Кому, например, неизвестно, что высшая сила оратора в том, чтобы воспламенять сердца людей гневом, или ненавистью, или скорбью, а от этих порывов вновь обращать к кротости и жалости? Но достичь этого красноречием может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться».

   Какие же условия для развития ораторского мастерства главные? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства (теория); в-третьих, упражнения (практика). Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее Цицерон постарался синтезировать предшествующие теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства.

 В первой части  работы  „Об  ораторе"  Цицерон  старается  создать  идеал образованного оратора,  оратора-политика,  который  был  бы  одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были  в то время общеобразовательными предметами. Если же речь идет о том, что  по-настоящему превосходно, - пишет Цицерон, - то пальма первенства  принадлежит тому, кто и учен, и красноречив. Если мы согласимся назвать его и  оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два  понятия  разделить,  то философы окажутся ниже ораторов,  потому  что  совершенный  оратор  обладает всеми  знаниями  философов,  а  философ   далеко   не   всегда   располагает красноречием оратора; и очень жаль,  что  философы  этим  пренебрегают,  ибо оно,  думается,  могло  бы  послужить  завершением  их   образования".   Так возникает   образ   идеального   оратора,   образованного   и   тем    самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести  ее  за собой.

   Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в  себе  самой,  а красноречие, то есть искусство  говорить  толково,  складно  и  красиво,  не имеет никакой  определенной  области,  границы  которой  сковывали  бы  его. Человек, который берется  за  ораторское  искусство,  должен  уметь  сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между  людьми,  иначе  он не может посягать на звание оратора.

   Цицерон  по  традиции,  принятой  в  Греции,  выделяет  три  рода  речей: выступления  на  форуме,  выступления  в  суде  на   гражданских   делах   и разбирательствах, хвалебные речи.

   Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму;  утвердить все это в памяти;  произнести.  Как видим,  Цицерон   придерживается   установившейся классической схемы,  согласно  канону  которой  дается  пятичастное  деление риторического процесса, то есть весь путь „ от мысли к звучащему  публичному слову".

   Кроме того, в задачу  оратора входит  расположить к   себе  слушателей; изложить  сущность  дела;  установить  спорный   вопрос;   подкрепить   свое  положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск  своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

   По мнению Цицерона, самое важное  для оратора -  это  словесное   выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к  речи  -  чистота  и  ясность языка (выражение  мысли).  Чистота  и  ясность  вырабатываются  обучением  и совершенствуются  посредством  чтения  образцовых  ораторов  и  поэтов.  Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать  слова,  правильно  пользоваться морфологическими формами. Ясность речи  связана  с  правильным,  нормативным произношением:  оратору  необходимо  правильно  управлять   органами   речи,

дыханием  и  самими  звуками  речи.

   Слово, искусство  красноречия  связано   с  личностью   говорящего,  через  них выражается ум, эрудиция оратора, его знания, опыт,  а  также  воля,  которая действует на слушателей через речь.  Красноречие  -  это  высшее  проявление нравственной силы человека. Следовательно, чем  нравственнее  человек,  тем, по мнению Цицерона,  красноречивее.  В  этом  случае  красноречие  -  благо, которое использует оратор для людей.  Сила  ораторской  речи,  по  Цицерону, обязательно соединяется с честностью и высокой  мудростью.  Только  в таком случае речь может принести людям удовлетворение. Если же силой  слова  будут пользоваться люди нечестные, то это сильное оружие попадет в руки  безумцам, которые могут направить его во зло. Философский подход к слову как  благу  и аду, как орудию честных и нечестных  людей  дает  возможность  взглянуть  на теоретические изыскания  Цицерона  под  углом  гуманистического  направления риторического  искусства,  его  высшего  назначения  в  качестве  выразителя общегуманитарных  идей.  Не  случайно  Цицерон  силу   слова   связывает   с мудростью, отмечая, что  эту  науку  мыслить  и  говорить,  эту  силу  слова древние называли мудростью. „Ведь в старину-то наука, - замечает он,  -  как видно, одинаково учила и  красному  слову,  и  правому  делу;  и  не  особые учителя, но одни и те же наставники учили людей и жить, и говорить".

   Автор в трактате „Об  ораторе"  основывался  на  некоторых  теоретических исследованиях своих предшественников и на практических  школьных  учебниках, на греческой и римской ораторской традиции  и  лучших  образцах  ораторского искусства, на своем практическом опыте. Цицерона  можно  считать  создателем своей  риторической  теории,  которую  он  наиболее  полно  изложил  в  этом трактате.

   Трактаты „Брут"  и „Оратор", написанные  в 46 г. до н.  э.,  он  обращает  к Бруту, представителю  нового,  аттического  течения,  защищая  свою   точку зрения. Цель этих сочинений - обосновать  законность  и превосходство того ораторского идеала, пути к которому Цицерон указал в диалоге  „Об  ораторе".

Обосновывает  он это направление и с точки зрения исторической  (в  „Бруте"), и с точки зрения  теоретической  (в  „Ораторе").  В  диалоге  „Брут,  или  О знаменитых ораторах" Цицерон перечисляет почти всех  знаменитых  ораторов  - свыше двухсот  -  в  хронологическом  порядке  с  краткими  характеристиками каждого. Для Цицерона римское красноречие - предмет национальной  гордости, и он счастлив стать первым его историком. Этот труд - сочинение  критическое и полемическое, имеющее своей целью не только  характеристику  ораторов,  но главным образом защиту и развитие тех идей, которые высказаны  в  предыдущем трактате.

   „Оратор"  -  завершающее  произведение  риторической  трилогии  Цицерона. Вначале он  рисует  образ  совершенного  оратора,  однако  делает  оговорку: „Создавая образ совершенного оратора,  я обрисую его таким,  каким,  быть может, никто и не был". Он  выдвигает в качестве аргумента  эллинистическое  учение  о  трех  стилях  красноречия: высоком, среднем  и  простом.  Простой  стиль  призван  убедить,  средний  - усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя.

   Цицерон видит красоту речи  в ее свежести, сочности,  нежности,  учености, благородстве, пленительности, изяществе, страстности, причем „цветы  слов  и мыслей" должны распределяться в речи „с разбором". Словесные  нагромождения, речь, расцвеченная чрезмерно  яркими  красками,  не  доставляет  длительного удовольствия,  пресыщает  слушателей,  раздражает  их.  По   этим   взглядам Цицерона нельзя было причислить ну к аттицистам, ни к  азианцам.  Он  создал свой  собственный  стиль   и   требовал   разумного   употребления   «цветов красноречия».  Он  продемонстрировал глубокое   проникновение   в   сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на  основе  своего  богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и критически переосмыслил  взгляды на ораторское искусство теоретиков и практиков красноречия,  путем тщательного анализа сопоставил различные точки зрения, создал свою теорию. 
 
 

 

РИТОРИКА КВИНТИЛИАНА 

   Знаменитый римский ритор Марк Фабий Квинтилиан (35 - ок.  100  г.  н.э.)- автор обширного сочинения в двенадцати книгах  „Риторические наставления".

 Труд Квинтилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. В этой работе философ отмечает, что труд оратора обширен и разнообразен, и никогда о нем не сказано все, тем не менее он попытается изложить из традиционных правил самое лучшее, а кое-что неважное изменит, кое-что добавит или отбросит.

   Это хорошо систематизированное сочинение по ораторскому искусству: в нем анализируются теория и практика римского красноречия, рассматриваются проблемы педагогики, этики, дается характеристика риторических школ, стилей. Труд Квинтилиана - вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после него не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический анализ красноречия.

   Сначала Квинтилиан рисует образ  идеального оратора, продолжая разрабатывать эту тему вслед за Цицероном: «Итак, да будет оратор таков, чтоб его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершенен во нравах (ибо сего, по мнению моему, хотя другие иначе думают, еще не довольно), но  совершенен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия».

   Квинтилиан риторику как науку разделяет на три части: в первой рассуждают об искусстве, во второй - об искуснике, в третьей - о самом произведении. «Искусством будет то, чему по правилам учиться должно, и это составляет науку хорошо говорить; искусник есть тот, кто постиг сие искусство, т.е. оратор, коего цель есть хорошо говорить. Произведение же то, что делает искусник, то есть хорошая речь».

    Здесь Квинтилиан повторяет мнение Цицерона: истинным красноречием владеет лишь добрый и честный человек. Собственно, это мнение было распространено в Древнем Риме, ибо Квинтилиан ссылается и на других, кто придерживался этого. Он пишет, что риторика состоит в способности и силе убеждать. Это определение, замечает Квинтилиан, идет от Исократа (риторика - творительница убеждения). Такого же мнения придерживается Цицерон. Тот же недостаток в определении Аристотеля, который говорил, что риторика есть способность или сила изобретать все, что может убеждать в речи. Автор критикует эти определения, которые подхватили и учебники красноречия. Он предлагает иное определение, делая оговорку, что оно найдено у других: риторика есть наука хорошо говорить.

Информация о работе История риторики и ее теории