Трансперсональная психология и ее подход к религии в концепциях С.Грофа и К.Уилбера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Религия имеет не однозначное понятие, его трактуют с давних времен, и каждый понимает под этим словом свое значение. Религия и ее понимание до сих пор остается загадкой для многих изучающих ее людей. Религию рассматривают такие науки как социология и психология. Для тогочтобы понять, что составляет самое глубинное и живое в религии, нужно обратиться к религиозному опыту

Оглавление

Введение 3
1. Трансперсональная психология и ее подход к религии. 6
1.1 Определение трансперсональной психологии 6
1.2 Подход трансперсональной психологии к религии в концепции С.Грофа и К.Уилбера. 10
2. Сравнительный анализ концепции религии С.Грофа и К.Уилбера. 21
2.1 Критерии оценки подходов К.Уилбера и С.Грофа и их активность. 22
2.2 Сопоставление концепций С.Грофа и К.Уилбера. 27
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Трансперсональная психология и ее подход к религии в концепции С.Грофа и К. Уилбера.docx

— 97.92 Кб (Скачать)

− развить в себе личностную силу, чтобы получить доступ развития в себе большие мудрости и сострадания;

−  пережить возвышенные состояния (пиковые переживания), которые со временем будут становиться в вашей жизни неотъемлемыми свойствами;

− подобрать актуальные для себя методы на текущей стадии развития в духовном и личностном плане, не отказываясь от других имеющихся внутри себя практик;

− улучшить и углубить свою духовную и социальную жизнь.

Говоря о критериях оценки подходов К.Уилбера и С.Грофа можно выделить такие как:

− доступность осмысления их концепций;

− степень сложности их применения;

− риск  применения данных подходов;

− положительное влияние на человека;

− эффективность применения подходов;

− отличие подходов.

С помощью предложенных мною критериев оценки, можно убедиться в активности и эффективности подхода С.Грофа и К.Уилбера. А для того чтобы убедиться, что данные концепции и подходы работают, и какая из них положительно влияет на человека и его сознание и наиболее эффективна и  мы проведем сравнительный анализ предложенных нам концепций С.Грофа и К.Уилбера.

2.2 Сопоставление концепций  С.Грофа и К.Уилбера.

Рассмотрев концепции К.Уилбера и С.Грофа, можно проанализировать, и выяснить какая же их них более активно участвует в жизни человека, эффективно влияет на его сознание и помогает найти себя и обрести самопознание.

В анализе и сравнение я буду использовать, мною предложенные критерии оценок  подходов С.Грофа и К.Уилбера.

Первым критерием является доступность осмысления данных концепций. По данному критерию мне бы хотелось сказать, что подход С.Грофа «холотропное дыхание» и интегральный подход К.Уилбера воспринимаются одинаково, они оба направлены на самопознание человека и несут смысл сверхсознания человека и познания его чего-то большего.

Уилбер и Гроф пытаются выйти за границы сознания человека и изучить глубину знаний человека, вводя их в транс-состояние, погружая их внутрь себя и своего разума.

Вторым критерием является степень сложности применения подходов. Применение интегрального подхода, на мой взгляд, сложнее, чем «холотропное дыхание». В интегральном подходе, человек сам должен настроить себя на погружении сознания, определиться на каком уровне он находится и что ему еще предстоит постичь, в погруженном состоянии человек сам ищет единство с собой и своим сознанием, постигнув этот уровень, он ставит себе цель достичь гармонии не только с собой, но и со всем человечеством и Вселенной.  Холотропное дыхание проходит намного проще, так как в нем человек погружается в транс - состояние в расслабленном состоянии, благодаря музыке и помощи ситора( ведущий), который помогает войти в транс.

Третьим критерием оценки рассматривается риск применения данных подходов. Учитывая мнения людей, которые опробовали на себе методы трансперсональной психологии, можно сделать вывод, что интегральный подход оказывает наименьший риск, по сравнению с холотропным дыханием. Человек, вошедший в транс-состояние в холотропном дыхании, рискует  состояние здоровья, данные опыты людей я описывала ранее, когда ухудшалось состояние здоровья, поднималась температура, и человек был психически и физически истощен. Таких случаев в интегральном подходе не наблюдалось.

Четвертым критерием является положительное влияние подходов на человека. Можно сказать, что оба подхода положительно влияют на человека. Но нельзя сказать, что не бывает негативных случаев в процессе самопознания. Как я уже говорила, в холотропном дыхании были замечены случаи негативного воздействия подхода на человека. Но это не означает, что такое происходит постоянно.  Данные подходы рассчитаны на многоразовые посещения, и с каждым разом, человеку намного проще найти себя. Самопознание приходит со временем, а сверхсознание приходит на самом пике познания себя. Холотропное дыхание  дает человеку прилив сил и осознание того, что он собой представляет, возможно, даже узнать, кем ты был в прошлой жизни и почувствовать себя «новорожденным».

Пятым критерием является эффективность подходов. Я считаю, что данные подходы имеют равную степень эффективности. К постижению самого себя, они подходят разными способами и, каждый из них эффективен, так как в заключении они достигают того уровня сознания к которому шли. Многие люди воспользовались этими подходами и восхищаются ими. Каждый подход индивидуален по своему, и эффективность его заключается в том, что применяемые методики действуют и помогают человеку постичь себя, свое сознание и свой разум, быть в единстве со Вселенной и во взаимопонимании со своим окружение.

Также можно сказать, многие люди не могут испытать опыт в  подходе холотропного дыхания, а именно такими людьми являются:

− люди с гипервентиляционным синдромом (ГВС), так как они захватывают больше кислорода, чем люди с нормальным дыханием, у них случаются обмороки и  галлюцинации;

− слепые, которые не начинали видеть образами, а лишь получали больший спектр звуков, вкусов и запахов и поэтому не могли расширить сознание;

− люди с туннельным зрением.

Шестым критерием является отличие подходов. Два существующих подхода имеют разную структуру и способ выхода за границы сознания.

Погружение человека  в особое состояние в холотропном дыхании, называется расширенным сознанием.

В холотропном дыхании С.Грофа, человек проходит через три стадии уровня погружения:

1) Биографический уровень  – уровень воспоминаний;

2) Перинатальный уровень  − прохождение через ситуацию рождения и смерти;

3) Трансперсональный уровень − уровень, относящийся к переживаниям измененного состояния сознания.

Холотропная терапия используется для:

− разрешения психологических трудностей и "безвыходных" ситуаций;

− лечения психических расстройств (неврозы, страхи, фобии, депрессии, навязчивые состояния и т.п.);

− лечения "телесных" заболеваний, имеющих под собой психосоматическую основу;

− личностного роста, развития способностей и талантов, возвращения чувства полноты жизни.

С помощью переживания холотропной сессии, человек может избавиться от боли непонятного происхождения, а также глубинных психологических расстройств.

В интегральном же подходе, все происходит иначе. Столь большое количество разнообразных направлений и подходов в психологии и религии Уилбер объясняет тем, что все они обращаются к разным спектрам сознания. Например, обычное консультирование и поддерживающая терапия работают с уровнем маски-тени, психонанализ взаимодействует с эго, психодрама и тразнакционный анализ с эго и телом, биоэнергетика, логотерапия, экзистенциальный анализ, гештальттерапия ведут работу с экзистенциальным уровнем, трансперсональная психология с трансперсональным уровнем, буддизм, даосизм, индуизм − с уровнем единства сознания.

Основываясь на теории спектра сознания, Уилбер создал в психологии так называемый интегральный подход. Суть данного подхода в том, что все столь разные и иногда противоречивые психологические и духовные направления вовсе не противоречат, а наоборот дополняют друг друга, рассматривая различные уровни спектра сознания.

Уилбер предложил согласованно совместить практически все существующие области знания - научные дисциплины (физику, химию и т. д.), разнообразные теории и концепции (теория хаоса, теория систем), искусство (поэзию, музыку, живопись), все существенные направления в психологии, а также все духовно-религиозные традиции.

Используя модель спектра сознания, Кен Уилбер смог ясно продемонстрировать, что основной движущей силой на любом из уровней эволюции сознания есть его стремление к изначальному Космическому единству.

Уилбер выделяет стадии и состояния. Стадии - это то, на каком уровне сознания я нахожусь. Состояния  - это то, что я могу испытывать на данных стадиях. Задачей интегрального подхода является превращение состояния, в стадию развития. На верхней стадии будет самоактуализазия. Уилбер выделяет стадии цветами (красный, синий, оранжевый и зеленый). Синий цвет обозначает стадию комфортности. Красный   обозначает быстрое удовлетворение потребности. Представителем красного цвета является ребенок трех лет.  На оранжевом цвете начинается развитие человека и его сознания. Оранжевая стадия – это стадия самоуважения. На оранжевой стадии начинается предел традиционной психологии развития. Зеленый забота об окружающем нас вокруг. Все предыдущие стадии развития человека всегда доступы и человек сам вправе решать, на какой стадии ему находиться. 

Также тождественно стадиям, он выделяет  пять уровней:

1. Уровень тени и маски. Под влиянием различных обстоятельств люди способны подавлять и вытеснять свои негативные качества, нежелательные переживания и воспоминания, ограничивая себя до составляющих эго. В результате этого человек не способен осознавать себя во всей своей полноте. Большая часть психических аспектов, которые он расценивает как негативные, отчуждается как составляющая тени. Маска - это ограниченный образ себя, который по большому счету представляет собой  социальные образы, которые человек принимает за себя самого.

2. Уровень тела и эго. Здесь прослеживается ясное разделение на тело и душу. Человек ассоциирует себя с неким представлением о себе - со своим Я, а также со своей физической оболочкой. Понимание слова "душа" остается лишь абстрактным убеждением, а не пережитым на практике опытом.

3. Экзистенциальный уровень. Человек осознает себя как психофизическое существо, живущее в измерениях пространства и времени. На этом уровне прослеживается явное разделение на личность и внешний мир. Экзистенциальный уровень включает в себя духовность, чувства и эмоции, рациональное мышление, социальные маски, а также все грани жизни в обществе, под влиянием которых формируется жизненный опыт человека.

4. Трансперсональный уровень. Здесь жизнь человека не ограничивается физическим телом, умом и эго - он осознает, что является чем то большим, у него есть соответствующие опыт и переживания, однако он не ощущает полного единства со Вселенной.

5. Единство сознания Уровень, подразумевающий окончательное растворение, слияние со всем, что есть. В разных духовных традициях его называют по разному - Бог, Брахман, Дао и т. д. Теперь человек неразделим с Существованием, он есть все Сущее. Этот уровень не подразумевает никакой патологии, а наоборот, есть единственно реальным, тогда как все прочие являются иллюзорными.

Согласно взглядам Уилбера, сознание развивается по иерархически развертывающейся последовательности, эволюционируя от начальных уровней к более высоким. Каждый последующий более высокий уровень включает в себя все предыдущие, проявляя при этом новые, характерные только для него свойства. Таким образом, человеку предстоит вырасти от части эго, под названием "маска" до эго, далее до осознания себя как мыслящего существа с чувствами и эмоциями, потом к осознанию себя как неотъемлемой части мироздания и, в конце концов, прийти к пониманию того, что он и есть все мироздание.

Я считаю, что подходы в концепциях С. Грофа и К.Уилбера по-своему интересны и эффективны. Каждый подход использует разные пути постижения цели, но цель у этих подходов одна − познать себя, свое сознание и достичь уровня гармонии со всем миром.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С точки зрения многих ученых, трансперсональная психология является опасной для здоровья, так как она применяется в экспериментах, включающим в себя применение LSD или технику холотропного дыхания. Они критикуют ее с отрицательной стороны и называют шарлатанством. Критики считают подходы трансперсональной психологии бессистемными, так как она включает в себя понятия, взятые из разных культур.

Несмотря на недолгую историю в качестве самостоятельной науки, трансперсональная психология имеет  глубокие корни, которые существуют в мировых духовных практиках истории религии и культуры.

Проведенные учеными исследования в трансперсональной психологии и применения практик трансперсональных подходов в концепциях С.Грофа и К.Уилбера, указывают нам на то, что методики С.Грофа «холотропное дыхание» и техника холосценденции К.Уилбера, действительно активны и эффективны в применении к человеку.

Трансперсональная психотерапия предоставляет возможность работать с глубокими уровнями психики, прорабатывая даже очень давние травмы. От этих болезненных травматических переживаний нас оберегают своеобразные психологические защиты, однако при практике трансперсональных техник мощная энергия, которая накопилась в этих защитах, высвобождается, трансформируется и используется с целью понимания сложившейся ситуации и исцеления. Введение человека в трансперсональные состояния сознания используется в качестве катализатора с целью мобилизовать внутренние энергии для исцеления. Когда человек находится в трансперсональном состоянии, его бессознательное для работы использует именно то переживание, которое на данный момент является наиболее существенным.

Многие трансперсональные психотерапевты считают заботу о душе основной задачей психотерапии, поэтому предлагают пациенту не только исследовать уровень тела и психики, но также и познать свою духовную составляющую, что позволяет активировать изобилие внутренних ресурсов и естественных возможностей к самоисцелению.

Познавая себя и сущность окружающего мира, человек приходит к осознанию того, чем же все-таки является религия, трансперсональное состояние, позволяет ему обрести понимание духовности.

Человек пройдя курс данных методик, находит стадию своего развития, познает себя и свое сознание, достигает стадии единения сознания со всем окружающим его миром, получает положительный заряд энергии, находит смысл существования в этом мире, очищает свой организм от негатива, а также благодаря трансперсональному подходу, люди могут излечиться от различных болезней.

Информация о работе Трансперсональная психология и ее подход к религии в концепциях С.Грофа и К.Уилбера