Трансперсональная психология и ее подход к религии в концепциях С.Грофа и К.Уилбера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Религия имеет не однозначное понятие, его трактуют с давних времен, и каждый понимает под этим словом свое значение. Религия и ее понимание до сих пор остается загадкой для многих изучающих ее людей. Религию рассматривают такие науки как социология и психология. Для тогочтобы понять, что составляет самое глубинное и живое в религии, нужно обратиться к религиозному опыту

Оглавление

Введение 3
1. Трансперсональная психология и ее подход к религии. 6
1.1 Определение трансперсональной психологии 6
1.2 Подход трансперсональной психологии к религии в концепции С.Грофа и К.Уилбера. 10
2. Сравнительный анализ концепции религии С.Грофа и К.Уилбера. 21
2.1 Критерии оценки подходов К.Уилбера и С.Грофа и их активность. 22
2.2 Сопоставление концепций С.Грофа и К.Уилбера. 27
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Трансперсональная психология и ее подход к религии в концепции С.Грофа и К. Уилбера.docx

— 97.92 Кб (Скачать)

Мудрецы гласят, что не существует пути к Абсолюту, нет единства сознания. Буддист Хуан По гласит: «То, что достигать нечего,-не просто слова; это правда». Индуист Шанкара говорит: «Поскольку Брахман составляет «Я» человека, человеку не нужно его достигать». Современный мыслитель Криншнамурти гласит: «Реальное находится рядом, вам не нужно искать его; а тот, кто ищет истину, никогда е не найдет».

Уилбер не считает значимыми данные высказывания, он настаивает на том, что не нужно стоять на месте, нужно что-то делать. Нужно соприкоснуться с тем, что есть у нас сейчас. Если мы ничего не будем делать, то в нашей жизни ничего не изменится.

Религия является сферой, в рамках которой происходит сознание единения. Религии указывают нам на условия, которые нужно выполнять для того, чтобы постичь единение сознания.

Терапия сознания единения начинается с погружение человека в необычные условия духовной практики. Такими погружениями могут быть произнесение мантр, дза-дзэн, особые приемы визуализации, почитание Бога в образе Христа или гуру или какие-либо другие погружения.

Человек, погруженный в особые условия духовной практики, начинает понимать, отрицательный факт того, что сознание единения не нужно. Во всех этапах существования человечества, люди отказывались принимать сознание единения, боролись с дао и  избегали Бога. Уровень каждого спектра наделен различными формами отказа. Сначала человек сталкивается с сопротивлением тени, но при этом человек-маска не находит в себе сопротивления, что осложняет ситуацию. В то время, пока он не видит сопротивление собственной тени, улучшений добиться будет невозможно.

Самой сложной задачей на уровне маски для психотерапевта является понять сопротивление собственной тени. Психотерапевт помогает человеку увидеть то, почему он сопротивляется собственной тени. И когда человек убеждается в сопротивлении тени, он постепенно ослабляет сопротивление и начинает соприкасаться со своей тенью, не сопротивляясь ей.

Спускаясь на следующий уровень, происходит сопротивление с самим эго. Это сопротивление выражается в неумении поддерживать подлинное сознание настоящего момента. В таком случае, в психотерапии человеку следует приостановить мысленные разговоры с самим собой и сфокусировать внимание на сознании, на происходящем в настоящий момент.

Духовная практика вынуждает фундаментальное сопротивление выйти на поверхность сознания. Увидев свое сопротивление сознания единения, мы  приобретаем способность взаимодействовать с сопротивление, в результате чего, мы устраняем препятствие своему освобождению от сопротивления.

Условия таких психотерапий работают в связи с тем, что они истощают данный тип сопротивления. Отведение взгляда, отвлечение сознания от сопротивления препятствует единению сознания. Благодаря попыткам отодвинуться от существующего мира, возникает впечатление, что вы отделены от всего мира в целом. Отстраниться от «сейчас» означает отдалиться от сознания единения.

Постоянное «движение от» существующего настоящего предполагает, что будущее является пунктом назначения данного движения. «Движение от» - это движение во времени, тем самым мы сами создаем время. Двигаясь, независимо  от временного переживания, мы порождаем иллюзию движения переживаний мимо нас. Отодвигаться значит создавать точку отправления «до» и «после», к пункту нашего направления.

Когда человек осознает, что в его движение возникает сопротивление, то эти сопротивления рассеиваются.  Но когда же он видит, что каждое его сопротивление проявляется в каждом его движении, он отказывается от всякого сопротивления. Этот отказ и обозначает его открытие единства сознания. В данный момент человек понимает, что его подлинное «я» никогда не существовало. Существует лишь сознание абсолютное, которое является посредством всех условий существования первичного отношения к этому миру.

Зависимость человека от мира исчезает в тот момент, когда человек отодвигает в сторону сопротивление. Полный отказ от сопротивления приходит сам собой, а также вместе с ним растворяется граница сознания.

Когда человек понимает, что больше не сопротивляется своему переживанию, он вновь становиться единым с переживанием. 

Трансперсональные состояния играли немаловажную роль в мировых религиях. Трансперсональные переживания были для своих основателей источником вдохновения и счастливой жизни. Когда трансперсональные переживания были стихийны и спонтанны, в последующее время в религиях создавались сложные процедуры, предназначенные для вызова мистических и трансперсональных переживаний. Созданные процедуры включали в себя методы йоги, медитацию випассаны, духовные упражнения даосской традиции и сложные тантрийские ритуалы, дзен и тибетский буддизм. Также сюда можно отнести методы, разработанные исламскими мистиками. В своих зикрах или священных церемониях, они постоянно использовали довольно сильное дыхание, религиозные танцы и песнопения, которые вызывали состояние транса.

В иудеохристианских традициях использовались дыхательные упражнения ессеев и их крещение, в которых человека погружали в воду и топили до полусмерти, христианскую Иисусову молитву (исихазм), практики Игнатия Лойолы, а также различные хасидские и каббалистические процедуры. Такие методы использовали, чтобы вызывать духовные переживания, способствующие их развитию.

Любая религия и функция трансперсональности любой религии заключается в обслуживание потребности человеческой личности  трансцендентного состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнительный анализ  концепции религии С.Грофа и  К.Уилбера.

2.1 Критерии оценки подходов К.Уилбера и С.Грофа и их активность.

Как мы уже обсуждали выше, С.Гроф создал концепцию под названием «холотропное дыхание», которую я бы хотела рассмотреть подробнее.

Концепция С.Грофа к трансперсональной психологии религии осуществляется в его подходе «Холотропное дыхание». Суть холотропной терапии заключается в активации бессознательной части психики посредством холотропного (интенсивного, глубокого и учащенного) дыхания, упражнений с телом и особых музыкальных мелодий. Все эти приемы позволяют разблокировать и активизировать внутренний поток энергии, трансформирующий подавленное содержание психики в поток переживаний. Человеку необходимо идти за этим потоком, куда бы он его ни вел, искренне веря, что энергия самостоятельно найдет необходимый путь, ведущий к трансформации и исцелению. В ходе сеанса холотропного дыхания следует полностью отдаться всем приходящим ощущениям, эмоциям, переживаниям и непроизвольным движениям тела (различные звуки, позы, гримасы), не оценивая то, что происходит.

Холотропное дыхание создает условия, в которых весь накопленный в подсознании мусор может выйти естественным образом: то, что должно было быть сделано, но осталось несделанным, высвобождается через движение; должно было быть сказанным, но осталось невысказанным - высвобождается через различные звуки; должно было быть выражено какой-то эмоцией, но по какой-то причине подавлено, - высвобождается посредством позы или мимики. Такая работа должна длиться до тех пор, пока все то, что было разбужено дыханием, не иссякнет и пока тело полностью не расслабится.

 

 

 

Кроме этого, в измененных состояниях сознания человек получает возможность вернуться к различным важным и нередко травматическим событиям своей жизни и увидеть их в качестве не вовлеченного стороннего наблюдателя. Он может заново прожить эти события абсолютно осознанно, как бы наблюдая за происходящим со стороны, а такое наблюдение приносит понимание, освобождение и исцеление. И все вышесказанное относится не только к этому воплощению – трансформация происходит на уровне кармы и работа осуществляется с событиями из прошлых жизней.

На сеансах холотропной терапии человек может ощущать себя растением или животным, общаться со сверхчеловеческими существами и получить опыт единения с Космическим и Вселенским Сознанием. А испытав подобное, он больше никогда не останется прежним – человек обретает новое видение жизни, с ним происходит трансформация. Поэтому, холотропная терапия - это не только методика для исцеления психики, но и огромная возможность для духовного роста, самопознания и самореализации.

Все входящее в холотропное дыхание способствует состоянию безопасности и исцелению, возможности которого заложены в необычных состояниях сознания.

Человек, использующий метод «холотропного дыхания» может видеть эмоционально заряженные визуальные образы, ощущать энергию, проходящею через его тело, обрести интуитивное понимание и внести ясность в какие-либо трудноразрешимые проблемы в его жизни. «Холотропное дыхание представляют ведущие, которые должны быть обязательно аттестованы трансперсональным тренингом С.Грофа. Физические и эмоциональные противопоказания наличия обсуждаются с человеком, пробующим курс «холотропного дыхания» и если возникают какие-либо проблемы, то ведущие обращаются к специалистам за экспертной оценкой. Не допускаются несовершеннолетние участники, а также участники  с определенными заболеваниями глаукомы, с отслоением сетчатки глаза, с недавними вывихами, переломами, операциями брюшной полости (должно пройти не менее года после лечения), не допускаются беременные женщины, а также с недавними или текущими инфекционными заболеваниями (грипп), не допускаются в открытые группы, люди страдающие эпилепсией, для них нужен индивидуальный подход.

«Холотропное дыхание» не всегда сказывается на здоровье человека положительным образом, оно может повлиять на состояние человека отрицательно, оно может причинить огромные душевные страдания и человек может обрести серьезные проблемы на всю оставшуюся жизнь.

Также я приведу примеры из личного опыта людей:

Свой личный опыт «холотропного дыхания» раскрывает Юрий Молчанов редактор журнала "Дышите, дышите Шура, они золотые! (Холотропное дыхание)". Еще студентом Юрий получил опыт «холотропа» (21 сессия). В пройденных сессиях, он пережил чувство, которое называется «повторное проживание процесса рождения». Юрий не испытал самого опыта «рождения», он воспринимал все будто галлюцинации, он видел змею, куда-то ползущую, все происходящее резко переменялось в противоположное рождения, не похожее на настоящее рождение, ни по времени, ни по физическим проявлениям. Происходящее заставляло задуматься, что происходит на самом деле.

Во время холотропных сессий, очень часто происходят такие явления как, перевоплощение в какое-либо животное или у человека возникает психоз. Такие нарушения восприятия мозга описываются в психиатрии. Во многих случаях после сессии «холотропное дыхание»  у Юрия возникало состояние легкого «отупения», отсутствовали какие-либо мысли, чувствовалась опустошенность, и было невозможно на чем - то сосредоточится. Голова начинала болеть и кружиться. У многих людей поднималась высокая температура. На некоторых сессиях возникало чувство легкости и одушевления, похожее на ощущения, возникающие после умеренного занятия спортом или походом в баню.

Юрий считает, что, несмотря на «повторное рождение», позитивного влияния на него и его жизнь, такие сессии холотропного дыхания не произвели. Многие образы и чувства, появляющиеся в процессе «холотропного дыхания» – это переживания галлюцинаций, усиливающих психофизическое воздействие на человека.7

Юрий поделился с нами опытом «холотропного дыхания» с негативной точки зрения. Но в «холотропном дыхании» присутствуют и позитивные моменты, которыми с нами поделится Александра Емельяненко – руководитель трансперсонального тренинга С.Грофа в России, она является сертифицированным практиком холотропного дыхания и клиническим психологом. В своем опыте она говорит, что в первой сессии «холотропного дыхания» она почувствовала его, только когда вышла на улицу, мир ей казался красочным и красивым, будто она сняла маску негатива. В последующие сессии, она стала замечать, что напряжение и тревога стали исчезать и появилось чувство легкости и возможность расслабиться. У нее произошли большие изменения в сознании, и она стала принимать жизнь такую, какая она есть, со всеми ее «причудами». Александра утверждает, что: «Жизнь становится большим приключением».

По мнению С.Грофа в холотропных состояниях сознание качественно и очень глубоко и основательно видоизменяется, но не становится поврежденным и ослабленным.

Интегральный подход в трансперсональной психологии религии К.Уилбера и его концепция «Спектр сознания» в жизненной практике называется холосценденция.

Холосценденция помогает человеку восстановить и углубить контакт с собой, окружающими и целостностью потока жизни.   Холосцендентный подход проходит в семинарах.

Холосцендентные семинары включает в себя практику обучающих психотерапевтических тренингов, которые позволяют инициировать позитивные, конструктивные и долгосрочные трансформационные процессы на личностных, доличностных и трансперсональных волнах развития сознания человека, а также помогают расширить естественные, пиковые, измененные и другие переживания человека. Данные семинары проводят только Сергей Куприянов – психотерапевт, работающий в Финляндии и Евгений Пустошкин - ассистент, клинический психолог.

В ходе семинаров по холосценденции человек сможет:

− раскрыть свои «теневые» стороны, которые приводят к душевным огорчениям;

− пройти через трудные переживания, хронические симптомы, повторяющиеся сновидения или ситуации, происходящие в жизни, для того, чтобы разрешить эти трудные переживания;

− слиться воедино со своим телом и его тонкополевыми проявлениями, принять осознание того, как внутренние и внешние переживания находят отражение в вашем теле и окружающих вас людей;

− наблюдая за другими участниками тренинга, вы сможете увидеть, как решающиеся проблемы других людей могут отразиться и в вашей жизни, осознаете синхронизацию всего со всем;

−  получить практическое указание, каким образом можно практиковать медитативную основу в проработке сложных переживаний;

Информация о работе Трансперсональная психология и ее подход к религии в концепциях С.Грофа и К.Уилбера