Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 15:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и анализ теоретических и методических вопросов, касающихся трансперсональной психологии религии С. Грофа.
Достижение поставленной в работе цели потребовало решения следующих основных задач:
Рассмотреть теоретические аспекты изучения трансперсональной психологии;
Описать трансперсональный подход Станислова Грофа;
Рассмотреть картографию бессознательного С. Грофа;
Изучить перинатальные матрицы С. Грофа;
Дать понятие психологического принципа дополнительности.
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения трансперсональной психологии 6
1.1 Современные школы трансперсональной психологии 6
1.2 Общенаучные и социокультурные предпосылки трансперсональной психологии 7
2. Трансперсональная психология религии С. Грофа 12
2.1 Трансперсональный подход Станислова Грофа 12
2.2 Картография бессознательного С. Грофа 13
2.3 Перинатальные матрицы С. Грофа 16
2.4 Психологический принцип дополнительности. Трансперсональные переживания 27
Заключение 32
Список литературы 34
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет
Специальность 080505 Управление персоналом
Кафедра философии
Трансперсональная психология религии С. Грофа
Курсовая работа по учебной дисциплине
««Религия как фактор управления и власти»
Студент гр. З11и11 |
Муленкова Е.Н |
Научный руководитель профессор |
Ардашкин И.Б. |
Томск – 2015 г.
Трансперсональная психология - новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.
В 1967 году небольшая рабочая группа в составе Абрахама Маслоу, Энтони Сьютича, Станислава Грофа, Джеймса Фейдимана, Майлза Вича и Сони Маргулис встречалась в Менло Парке, Калифорнии, с целью создания новой психологии, которая будет учитывать всю полноту человеческих переживаний, включая и различные необычные состояния сознания. В ходе этих бесед Маслоу и Сьютич откликнулись на предложение Грофа назвать новое направление «трансперсональой психологией». Это новое понятие сменило их собственное первоначальное название «надчеловеческой» или «выходящей за пределы человеческих дел». Вскоре после этого они создали «Ассоциацию трансперсональной психологии» и «Журнал трансперсональной психологии». Несколько лет спустя, в 1975 году, Роберт Фрейджер основал в Калифорнии Институт трансперсональной психологии, который более трех десятилетий оставался на острие образования, исследования и терапии в области трансперсональной психологии.
После смерти Абрахама Маслоу в 1970 году и Энтони Сутича в 1976 году трансперсональная психология раскололась на три направления: одно было основано на идеях С. Грофа, второе — на идеях К. Уилбера, третье (самое крупное) не имело единого интеллектуального лидера.
С. Гроф обратился к изучению древней восточной философии и медицины для лечения лиц, испытывающих духовные трудности или желающих получить мистический опыт. Принцип целостности (холономности) выдвинут С.Грофом как особая ценность, как сущностная характеристика самых разных систем привлекаемой им религиозной философии.1
Трансперсональная психология на основании анализа описаний пациентов, которых вводили в измененные состояния сознания с помощью ЛСД, а также интенсивных дыхательных методов (ребефинга, холотропного дыхания и т. д.), установила, что все они испытывали сходные эмоциональные состояния. Гроф назвал эти состояния четырьмя пренатальными матрицами.
Гроф, по сути, предлагает и новый способ классификации религий. Критерием являются типы переживаний, испытываемые клиентами на ЛСД-сеансах. Гроф выделяет четыре типа переживаний:
1) абстрактные и эстетические переживания, объясняющиеся на языке физиологии и анатомии органов чувств;
2) психодинамические (или биографические) переживания, которые можно толковать в рамках фрейдистской методологии;
3) перинатальные переживания, основывающиеся на том, что человеческое бессознательное содержит хранилища или матрицы, активизация которых ведет к повторному переживанию мучительного процесса рождения как процесса смерти и нового рождения. Такие переживания открывают внутренние области психики, независимые от расового, культурного и образовательного фона;
4) собственно трансперсональные переживания, связанные с расширением сознания и трансцендированием индивидуальных ограничений.
Переживания первого типа не имеют отношения к религиозному опыту. Переживания второго типа имеют минимальную связь с ним в том случае, если личные особенности и биографические данные того или иного пророка, святого или основателя религии как-то сказались на содержании вероучения. Поэтому религиозный опыт связан в основном с переживаниями третьего и четвертого типа.2
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение и анализ теоретических и методических вопросов касающихся трансперсональной психологии религии С. Грофа.
Достижение поставленной в работе цели потребовало решения следующих основных задач:
Предметом исследования является комплекс теоретических вопросов касающихся формирования трансперсональной психологии религии С. Грофа.
Объектом исследования выступает трансперсональная психология религии С. Грофа.
Для решения задач исследования использовались статистический метод, метод наблюдения, сравнительный анализ.
Теоретической базой курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии религии, религиоведения.
В качестве источников эмпирической информации использовались материалы периодической печати, Интернет-ресурсы и др.
Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипнер, Р. Уолш, М. Мерфи, каждый из которых развивает свою школу, методы и направление исследований.
Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: необычные состояния сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены и т. д. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и др.
Новая научная парадигма, действительно, необходима для понимания и выражения того антропологического видения, которое развернулось в трансперсональной психологии.3 И многое здесь уже сделано. Достаточно отметить новую картографию человеческой психики С. Грофа, его новаторские представления о духовном кризисе, в которых он показал, что множество классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний, таких как функциональные (неорганические) неврозы и психозы зачастую являются не болезнями, а кризисами роста. Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса стремительного преображения психики. Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики – это нередко люди, которые спонтанно встретились с мощным духовным опытом и не сумели справиться с ним. Супругами Гроф для помощи таким людям создана международная программа “Spiritual emergency”.
Другим
весьма характерным явлением является
открытие трансперсонального измерения
внутри традиционных психотерапевтических
и психологических подходов. Например,
в 1980 г. под редакцией С. Бурштейна была
издана книга под названием “Трансперсональная
психотерапия”. В ней дается трансперсональный
взгляд на такие известные психотерапевтические
подходы, как гештальттерапия, психосинтез,
трансакционный анализ, аналитическая
психология, психоанализ, а также ряд подходов
гуманистической или экзистенциально-
Подобный сдвиг видения весьма характерен для современной ситуации. Он показывает, что между гуманистической, трансперсональной психологией и предшествующими подходами, по сути, нет никакой непреодолимой пропасти: они, по сути, являются ступенями магистрального развития психологии.
Становление трансперсональной психологии было связано с масштабной практикой преодоления оков и табу прежней патриархальной цивилизации (движением битников и хиппи, психоделической революцией, контркультурой, становлением глобальной цивилизации). После начала информационно-коммуникативной революции техносфера и инфраструктура западного мира в большей чем прежде степени воплотили такие базисные характеристики сознания, как всесвязность и открытость, оказались в резком конфликте с манипулятивным характером прежних социальных институтов и потребовали их трансформации.
Даже сейчас трудно назвать и как-то интегрально определить этот процесс, и мы можем пытаться восстанавливать его по отдельным явлениям.
1968 год – это пик контркультуры. Только что прошли волны битничества, хиппи, психоделической революции, музыки Битлз, войны во Вьетнаме, которые прорвали национальные границы, познакомили молодежь Запада с новой, глобальной реальностью, проявленной вихрем информационной революции, и показали хрупкость и взаимосвязь многообразных форм разумной жизни во всех уголках планеты. По Америке прокатилась очередная коммунитарная волна, на гребне которой создаются духовные коммуны, происходят масштабные эксперименты с новыми стилями жизни и поиски новой общности людей, пытающихся прорваться через ограничивающие стереотипы, вскормленные традиционным семейным укладом и здравым смыслом. Через эту масштабную практику преодоления оков и табу прежней патриархальной цивилизации, практику, которая вовлекла в себя десятки миллионов людей, и происходило конкретное, через ткань повседневной жизни, посвящение в сознание как в то, что “между” людьми, как в совместное бытие в новом ценностном горизонте, трансцендирующем эгоизм, индивидуализм и европоцентризм.
Думается, что оформление трансперсональной ориентации и состоялось в недрах и на основе этой практики, которая получила название контркультуры и “Нового века”. Контркультура, как мы знаем, была бунтом молодых против отцов, которые воплощали прежнюю цивилизацию с ее традиционными буржуазными ценностями, а новая цивилизация являлась уже глобальной цивилизацией – поликультурной, высокотехнологичной, взаимосвязанной, как никогда ранее.
На пороге 60-х – 70-х гг. произошло радикальное обострение чувствительности к трансперсональным темам, что воззвало к жизни новое мощное психологическое движение. Если воспользоваться термином Л.Н. Гумилева, можно сказать, что какой-то ветер пассионарности, пронзивший все пространства планеты стал нести ее жителей в новом эволюционном направлении к всепланетарному посвящению в мистерию “Человек”. Ибо действительно, то, что проявилось как в образовании трансперсональной психологии и движении “Новый век”, так и во многих других тенденциях – это смена самых глубинных, фундаментальных установок и ориентаций культуры, смена ее типа.
Где-то до середины нашего века, до 50-х – 60-х гг., еще можно было провести достаточно четкую границу между двумя сквозными устремлениями человечества – восточным и западным. Восточную ориентацию в данном контексте можно было бы определить как стремление к самосовершенствованию, к эзотерическим духовно-философским исканиям. А западная ориентация, которая хорошо выражена, скажем, в исследовании М. Вебера о протестантской этике и духе капитализма, – это ориентация на преображение “града земного”, на спасение планеты через социальную трансформацию, служение человечеству, развитие демократических структур. Такая ориентация тесно связана с определенным пониманием христианства как строительства царства небесного на земле, в то время, как восточная ориентация более связана с индивидуальным спасением. Это, конечно, условное деление, поскольку всегда в рамках, например, того же буддизма, христианства или иудаизма существовали разные направления – и мистические, и связанные с социальным прогрессом. Но, тем не менее, до середины нашего века мы можем уверенно различать практики индивидуального и социального преобразования. А вот где-то с 60-х гг. можно зафиксировать появление нового феномена, того, что практика индивидуального совершенствования вдруг тесно слилась с практикой социального преобразования. Возникло то, что можно назвать антропосоциотрансформацией – единством индивидуальной и социальной трансформации, выступающими как две грани одного процесса.
Конечно, питательной средой этого процесса была контркультура. Но его начало связано не только с тем, что происходит “революция сознания” или “гуру революция”, вовлекшая миллионы людей, остающихся в то же время активными членами западной цивилизации, в “паломничество в страну Востока”; занятия восточными психопрактиками. Главной причиной, как уже отмечалось, стало складывание глобальной цивилизации, глобализация всех цивилизованных процессов на планете – экономических, политических, информационных, культурных, усиление всеобщей взаимозависимости, с появлением которой мы начинаем воспринимать себя уже жителями планеты, “гражданами мира”, а не отдельного государства. Вот, пожалуй, основные цивилизационные процессы, вызвавшие формирование трансперсональной ориентации и за то новое осознавание ситуации, которое в ней выражено.4
Информация о работе Трансперсональная психология религии С. Грофа