Трансперсональная психология и ее подход к религии в концепциях С.Грофа и К.Уилбера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Религия имеет не однозначное понятие, его трактуют с давних времен, и каждый понимает под этим словом свое значение. Религия и ее понимание до сих пор остается загадкой для многих изучающих ее людей. Религию рассматривают такие науки как социология и психология. Для тогочтобы понять, что составляет самое глубинное и живое в религии, нужно обратиться к религиозному опыту

Оглавление

Введение 3
1. Трансперсональная психология и ее подход к религии. 6
1.1 Определение трансперсональной психологии 6
1.2 Подход трансперсональной психологии к религии в концепции С.Грофа и К.Уилбера. 10
2. Сравнительный анализ концепции религии С.Грофа и К.Уилбера. 21
2.1 Критерии оценки подходов К.Уилбера и С.Грофа и их активность. 22
2.2 Сопоставление концепций С.Грофа и К.Уилбера. 27
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Трансперсональная психология и ее подход к религии в концепции С.Грофа и К. Уилбера.docx

— 97.92 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт социально-гуманитарных технологий

Направление 080400 «Управление персоналом»

Кафедра – Философии

Курсовая работа по дисциплине

«Религия как фактор управления и власти»

Тема курсовой: «Трансперсональная психология и ее подход к религии в концепциях С.Грофа и К.Уилбера.»

 

Студент гр.11И21

 

А.С. Шарина

 

(подпись)

 
     
 

(дата)

 

Руководитель

 

И.Б. Ардашкин

доктор фил. наук, доцент

(подпись)

 
     
 

(дата)

 

 

 


 

Томск – 2014

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Религия имеет не однозначное понятие, его трактуют с давних времен, и каждый понимает под этим словом свое значение. Религия и ее понимание до сих пор остается загадкой для многих изучающих ее людей. Религию рассматривают такие науки как социология и психология. Для того чтобы понять, что составляет самое глубинное и живое в религии, нужно обратиться к религиозному опыту. Религиозный опыт рассматривается с помощью психологического подхода. А так как трансперсональный подход - это подход к религии с помощью психологии, то и рассматривать религию стоит с точки зрения психологии. Психология религии – это исследование ценностных ориентации верующих, религиозных чувств, жизненных установок и переживаний.

Обобщая различные понятия религии, мы можем сделать вывод, что религия – это сфера духовной жизни индивида, группы, общества, а также способ духовно-практического освоения области духовного производства и мира в целом.

Так как многие трактуют религию по-разному, я решила рассмотреть трансперсональный подход к религии. Трансперсональный подход к религии отражается в концепции С.Грофа и К. Уилбера. В их концепциях говорится о том, что для того чтобы познать религию, нужно погрузится в трансперсональное состояние, ведь именно в этом состоянии, человек познает вся сущность себя и окружающего мира.

Трансперсональный подход - синтез науки, практики, творчества и веры. Он утверждается с большим трудом, в науках, и не принимается ортодоксальной психологией, медициной и религией, потому что чудовищно революционный.

Актуальность данной курсовой работы проявляется в изучении и понимании состояния человека и пределов его сознания, направленных на сверхсознание и единение человека с Космосом, а так же на определение эффективности концепций С.Грофа и К.Уилбера направленных на трансперсональную психологию человека и ее подход к религии.  

В изучении человеческого сознания трансперсональная психология использует широкий спектр ее проявлений, таких как: личностные ресурсы, околосмертные переживания, духовный кризис, множественность состояний сознания. В трансперсональном подходе делается упор на единство человека с его духовным ростом, мировыми духовными традициями, разнообразными духовными практиками, такими как холотропное дыхание, холосценденция, медитация, работа со сновидениями, самогипноз, активное воображение и т.д.

Говоря о трансперсональной психологии, также важно выделить такое понятие как трансперсональность. Так что же такое трансперсональность?

Персональность человека формируется на протяжении всей его жизни, вбирая в себя как собственные представления, так и восприятие других людей. Чтобы понять персональный образ человека, необходимо выработать подход, адаптированный к особенностям его мировосприятия, и учесть оценки людей знающих человека по совместной жизни. Личность обладает индивидуальным «Я» и самосознанием, благодаря которым она способна рефлексировать себя с позиции внешнего наблюдателя.

Трансперсональность же выходит за рамки сознания человека, его привычного образа, а также его повседневного опыта. Она осуществляет духовное единство человека и Абсолюта (Космоса), находящегося за пределами его родового, коллективного, индивидуального бытия, и преодолевает рамки социальной культуры. Целью трансперсональности является достижение трансцендентного состояния, состояния единения человека с Космосом, выход за рамки мировой данности.

Объектом изучения моей работы являются концепции С.Грофа и К. Уилбера.

Предметом изучения данной курсовой работы является трансперсональная психология и ее подход к религии в концепции С.Грофа и К.Уилбера.

Основная цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы выяснить,  в чем заключается трансперсональный подход к религии и определить эффективность влияния на человека методик предложенных в концепции К.Уилбера и С. Грофа.

Опираясь на тему и цель моей работы можно выделить несколько задач:

− рассмотреть и проанализировать  концепции С.Грофа и К.Уилбера в трансперсональной психологии религии;

− выяснить в чем заключается эффективность в использовании концепций К.Уилбера и С.Грофа;

− провести сравнительный анализ трансперсональных подходов С.Грофа и К.Уилбера.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, первая и вторая глава состоит из двух пунктов, работа также включает в себя заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Трансперсональная психология и ее подход к  религии.

1.1 Определение трансперсональной психологии

Трансперсональная психология – является направлением фокусирующим свое внимание на внутренних и более глубоких областях психики, процессах происходящих в развитии индивидуума, а также на динамику сознания, научно обосновывающий и философски переосмысляющий опыт. Объектом в исследовании трансперсональной психологии, является самосовершенствующаяся и стремящаяся к реализации своих возможностей личность.

Трансперсональная психология возникла в США в конце 60-х годов XX века, в основании ее появления, как науки был трансперсональный проект в культуре. Данная психология представляет собой «четвертую силу в психологии», осуществляющую субъективность предыдущих трех проектов в психологии: бихевиоризма, гуманистической психологии и психоанализа.

Трансперсональная психология исследует предельные возможности и способности человека. Трансперсональная психология – это учение о природе, формах, причинах и следствиях трансперсональных переживаний.

Трансперсональная психология занимается изучением проявлений в областях: практической жизни, философии, психологии, культуре, искусстве и  религии, которые стремятся эти данные проявить, понять и применить. Таковыми проявлениями являются экстаз, мистический опыт и др.

Также она изучает такие направления как:

− парапсихология;

− исцеляющие практики индейцев;

− расширенное состояние сознания;

− психофармакология и психоделические препараты;

− йога и медитация;

− процесс старения и духовный рост;

− смерть и связанные с ней переживания;

− дыхательные техники.

Основными принципами, трансперсональной психологии выступают: расширение сознания человека за привычные рамки эго, единство всего существующего, все виды здоровья и  самоактуализация личности.

Предметом науки трансперсональной психологии являются психологические измерения мистического и религиозного опыта. Трансперсональная психология обосновывает психологию на материале духовного поиска религиозных традиций. Она также внесла в свое развитие новые представления о духовном кризисе и расширенную картографию человеческой психики. Для мирового духовного опыта человечества открылось новое научное выражение, позволившее посмотреть на человека заново, в том случае, где он имеет возможность выйти за свои границы сознания, в экстатическом состоянии.

Определение «трансперсональная психология» имеет греческие и латинские корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов – «psyche», значением которого является дыхание, душа, дух и «logos», слово обозначающее рассуждение. Говоря о слове «трансперсональная», которое происходит от латинских «trans» и «persona», означает «маска», «через», «сквозь». Разобрав значение слова, мы приходим к выводу, что «трансперсональная психология» подразумевает под собой «слово души сквозь и по ту сторону маски».

Первым психологом использовавшим термин «transpersonal» был Уильям Джеймс. Данный термин он использовал в Гарвардском университете в своем курсе лекций в 1905 году, также Уильям являлся первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта».

На сегодняшний день существует множество значений слова «трансперсональное». Так, например трансперсональный психолог Кен Уилбер характеризует слово «трансперсональное», как: «личное +...» , а также по его мнению, в трансперсональную ориентацию входят все остальные области личностной психологии и к ним прилагаются более глубокие аспекты человеческого опыта, трансцендирующие повседневные переживания. С точки зрения К.Уилбера трансперсональное – или «более чем персональное, надличностное» – это попытка научно и более глубоко показать всю суть возможного человеческого переживания. Кен Уилбер утверждает, что трансперсональная психология исследует всю сущность сознания, и она естественно чувствует себя в сочетании с другими трансперсональными подходами: трансперсональной философии, трансперсональной экологии, социологии и антропологии.

Трансперсональное относится к развитию за пределами среднего функционирования специфично, ведь существующее высшее функционирование является более распространенным, чем учитывалось раньше.

Человеческое сознание развивается в соответствии с исследованиями основателей трансперсональной психологической науки (У. Джеймса, Р. Ассаджиоли, С. Грофа, К.Г. Юнга, К. Уилбера, А. Маслоу и др.), и осуществляется по определенной схеме: вначале происходит дифференциация, когда эго функционирует, потом происходит трансцендирование привязанности данного эго.

В изучении трансперсональной психологии используется широкий спектр ее проявлений, таких как: личностные ресурсы измененное состояние сознания, парапсихологические феномены, околосмертные переживания, множественность состояний сознания, развитие творчества, интуиции, духовный кризис, высшие состояния сознания. Она делает упор на неклассическую и классическую философскую, мировые духовные традиции, антропологию,  разнообразные способы психотерапии и самопознания, такие холотропное дыхание, как самогипноз, работа со сновидениями, медитация, активное воображение, терапия искусством, и др., а также на единое видения человека в его духовном росте.

Особой важностью современной трансперсональной психологии являются различные взгляды на ее предмет, основную проблематику и методы. Они представлены теоретическими программами психологических школ, а также духовных и религиозных практик. В каждой из них выработались оригинальные объяснительные модели, в которых накопился не только богатый опыт практических методов, но и фактический материал.

Модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания, является перспективой и особенностью трансперсональной психологии.

Главными уровнями трансперсональной психологии являются, такие как:

1) физический (неживая материя, энергия);

2) биологический (живая материя, энергия);

3) психологический ( ум, ЭГО и логика);

4) тонкий ( архетипические и парапсихологические явления);

5) причинный ( совершенная трансценденция, единство со Вселенной).

Вселенная представляет собой единую и интегральную сеть этих взаимосвязанных уровней, благодаря которой человек может восстановить свое равенство с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (психодиагностика, телепатия, предвидение будущего видение на расстоянии и т.д.).

Человека, как космическое существо, которое связано на уровне бессознательной психики со всей Вселенной и человечеством, и которое имеет доступ к космической информации, к информации всей Вселенной и всего человечества, именно такого человека глобально рассматривает трансперсональная психология.

Нельзя не согласиться с позициями представителей трансперсональной психологии, они считают, что рождение, смерть, преодоление страданий в эти моменты ведет к выходу за пределы своего сознания и вступление в единые отношения с внешним миром.

Источником трансперсональной психологии являются восточные философские системы, с существующими в них представлениями, в основу которых входит энергия мира, а также психоанализ.

Трансперсональная психология в своем прикладном значении, вносит новизну во взгляде на патологию, на психическое здоровье человека  и обеспечивает многоаспектный и интегративный подход к личности.

Трансперсональные переживания оказывают довольно сильное влияние на человека и общество в целом, так как обладают немаловажными целительными свойствами и влияют на творческое, этическое, психологическое и эстетическое развитие личности.

Важной особенностью и востребованностью трансперсональной психология является то, что она содействует исследованию путей целостного и гармоничного развития личности, повышает его творческий потенциал и способствует приобретению новшеств в жизни. Трансперсональная психология, в состав которой входят интенсивные интегративные технологии, позитивно влияет на личностные изменения, на движение к целостности и гармонизации человека с самим собой, окружающим миром и со Вселенной в целом, а также дает возможность новых открытий в самопознании себя и постижения смысла жизни и смерти.

Информация о работе Трансперсональная психология и ее подход к религии в концепциях С.Грофа и К.Уилбера