Ситуационный подход к менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение ситуационного подхода.
Задачи исследования:
Раскрыть понятие ситуационного подхода, его основные положения и принципы;
Ознакомиться с основными концепциями ситуационного подхода к управлению;
Рассмотреть условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению;
Описать алгоритм принятия решений при ситуационном подходе;
Отметить ограничения в применении ситуационной теории.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА........................................................................................................... 5
1.1 Понятие, основные положения и принципы ситуационного подхода................. 5
1.2 Основные концепции ситуационного подхода к управлению............................. 9
2 ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В МЕНЕДЖМЕНТЕ... 17
2.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению... 17
2.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте....................... 18
2.3 Ограничения в применении ситуационной теории............................................ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 23
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......... 25

Файлы: 1 файл

КурсоваяТУ!.docx

— 59.90 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 
 

Факультет государственного и  муниципального управления

Специальность 080504.65«Государственное и муниципальное  управление»

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  дисциплине «Теория управления» 

СИТУАЦИОННЫЙ  ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ 
 
 
 
 
 

Студентка

группа 131

_____________________

подпись

_____________________

дата

С.З. Николаева
Научный руководитель

к.с.н., доцент

_____________________

подпись

_____________________

дата

И. М. Воронина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2010

    СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 3

    1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО           ПОДХОДА........................................................................................................... 5

    1.1  Понятие, основные положения и принципы ситуационного подхода................. 5

    1.2 Основные концепции ситуационного подхода к управлению............................. 9

    2 ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В МЕНЕДЖМЕНТЕ... 17

    2.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению... 17

    2.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте....................... 18

    2.3 Ограничения в применении ситуационной теории............................................ 20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 23

    CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......... 25 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность  работы заключается в том, что нет двух совершенно одинаковых организаций. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация.

     Ситуационный  подход помогает выявить взаимозависимости  между организационными подсистемами, а также между организационной системой в целом и средой; подчеркивает динамическую природу организаций и пытается объяснить, как они действуют в различных условиях и ситуациях. Использование подхода позволяет оказать менеджерам помощь, предлагая стратегии организационного дизайна, обеспечивающие наибольшую вероятность успеха в конкретной ситуации.

     Данный  подход рассматривается в качестве «едва ли не самого крупного научного результата в этой области за последние  два десятилетия». Возникнув в  конце 60-х гг., он, так же как и  системный, не является сводом конкретных принципов и процедур управления, а представляет собой общую методологию, способ мышления в области организационных  проблем и путей их решения.

     Целью данной работы является изучение ситуационного подхода.

     Задачи  исследования:

  1. Раскрыть понятие ситуационного подхода, его основные положения и принципы;
  2. Ознакомиться с основными концепциями ситуационного подхода к управлению;
  3. Рассмотреть условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению;
  4. Описать алгоритм принятия решений при ситуационном подходе;
  5. Отметить ограничения в применении ситуационной теории.

     Объектом  исследования выступает процесс управления.

     Предметом исследования является ситуационный подход к процессу управления.

     Теоретико-методологической основой исследования являются труды Вудворда: технология и организационная структура; Берне и Сталкера: окружающая среда и структура; Лоуренса и Лорша: дифференциация и интеграция; Исследования Блау и Шенхера; "Национальное исследование" Чайлда; Фред Фидлер и теория ситуационной эффективности; Теория «7 - S» Томаса Питерса и Роберта Уотермана; Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда; Модель лидерства «путь - цель» Хауза и Митчелла; Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона.

     Эмпирической  базой курсовой работы послужили работы Кравченко, А.И. Прикладная социология и менеджмент, Драккера П.Ф. Управление нацеленное на результаты, Смирновой В. «Формирование концепции предпринимательского управления». Проблемы теории и практики управления, Валового Д.В. Эволюция менеджмента: опыт зарубежных стран, Виханского О.С. Российский менеджмент: Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту.

     Для выполнения поставленной цели и задач  применяются следующие методы исследования: методы экспертных оценок, методы экспериментального исследования, метод изучения стилей руководства, метод количественной и качественной обработки материалов.

     Практическая  значимость курсовой работы. По мнению автора, в рамках курсовой работы проведена систематизация и обобщение знаний о ситуационном подходе к процессу управления. Материалы курсовой работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям по  предметам государственное управление, муниципальное управление, теория управления, психология управления, а также в последующей научно-исследовательской разработке данной проблемы.  

 

1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА

    1. Понятие, основные положения и принципы ситуационного подхода

     Ситуационность" означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они осуществляются. Это понятие лежит в основе ситуационной теории управления, изучающей  зависимость эффективности методов  управления от того, в каком положении  находится применяющая их организация. Теория ситуационности в управлении утверждает, что не может быть единственного  универсального набора принципов менеджмента, одинаково эффективных всегда и  везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование  разных стратегий. Когда сторонников  этой концепции спрашивают о правильном способе решения какой-нибудь организационной  задачи, то их ответ начинается со слов: "это зависит от..." и "если..., то...".1

     Яркими  представителями ситуационного  менеджмента являются Дж. Вудворд, Т. Бернс и Дж. Сталкер, П. Лоуренс  и Дж. Лорш. Они приходили к  обобщениям исключительно на основании  практического опыта работы в  организациях. Во многих случаях они  сами являлись крупными менеджерами  или известными консультантами по управлению.

     Появление ситуационного подхода в решении  проблем анализа и проектирования организаций объясняется не только стремлением создать единую организационную  теорию, но и необходимостью большей  ориентации теорий и исследований в  целом на решение практических задач  управления. Разнообразие конкретных ситуаций и условий подчас не вписывается  в рамки уже рассмотренных  теорий организации и поэтому  не всегда может служить опорой для  менеджеров в решении практических вопросов. Новый подход выразился  в перенесении акцента с теоретических  построений на изучение действительных условий, конкретной ситуации, в которой  находится та или иная фирма, и  разработку на этой основе специфической организационной структуры, отвечающей конкретным условиям и требованиям. 

     Таблица 1 - Основные положения ситуационного подхода

Исследователи Основные положения  их исследователей
Дж. Вудворд

(1953г.)

  • Структура и распределение функций организаций не зависят, как предполагалось ранее, от размера организации и ее отраслевой принадлежности.
  • Использование классических организационных принципов не гарантирует успех.
  • Выделила три группы организаций:
  • Производящие единичную специализированную продукцию или продукцию малыми партиями;
  • Производящие широкомасштабную и массовую продукцию (конвейерное производство)
  • С непрерывным производственным процессом.
  • Обнаружила значительные различия в оперативной деятельности организаций в зависимости от используемых ими технологий.
  • Выявила взаимозависимость организационных процессов и структуры от производственно-технологических процессов, которые используются организацией, что послужило основой интереса к так называемым гибридным организационным структурам.
  • Ситуационные переменные, которые используются как критерии в оценке эффективности организационной деятельности, детерминированы технологией, применяемой организацией.
Т. Бернс  и Дж. Сталкер (1960-1961)
  • Процессы управления не являются универсальными для всех организаций, а значительно различаются в зависимости от отрасли и среды.
  • Любую организацию можно рассматривать как совокупность информационных потоков. При этом информация понимается в очень широком смысле – от визуального наличия заготовок у рабочего-станочника до замечания генерального директора о необходимости задуматься над производством продукции нового поколения
  • Структура и процессы организации определены средовой неопределенностью. Такая неопределенность является функцией технологических и рыночных изменений: научных открытий, технических изобретений, спроса на продукты, которые раньше не существовали и не привлекали внимания потребителей и т.д.
  • Существует два типа организационных систем: механистические и органические, которые могут рассматриваться как зависимые переменные по отношению к динамике средовых изменений, где органическая система является более адаптивной.
П. Лоуренс  и Дж. Лорш (1965-1967)
  • Поскольку внешняя среда, в которой протекает деятельность организации, сложна и разнообразна, специализированные подразделения организации вынуждены напрямую взаимодействовать со средой. В этом случае организация должна постоянно приводить свою структуру в соответствие с требованиями среды.
  • Подсистемы каждой организации формируют структуры, обусловленные определенностью внешних условий, с которыми им приходилось сталкиваться. Так, например, производственные подразделения практически всегда действуют в сравнительно стабильных и определенных условиях, а исследовательские системы, напротив, работают в наименее предсказуемой среде и характеризуются минимально формальной жесткой структурой. Промежуточное положении е в этом контакте занимают отделы продаж.
 

     Успех или неуспех ситуационного подхода  в значительной степени зависит  от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные  характеристики или приспособить метод  к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости  прибегать к догадкам или методу «проб и ошибок» для определения  наиболее подходящего решения организационных  проблем. И хотя ситуационный метод  еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что  некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены. Установление этих основных переменных, особенно в  области лидерства и поведения  организационных структур, а также  количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление.2

     Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально  каждая грань человеческого характера  и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения  организации. Для практических целей  можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы  для организации, и те, которые  скорее всего могут повлиять на ее успех.

     Итак, ситуационный подход ориентирует одни и те же функции управления реализовывать  по-разному в различных ситуациях. Задача менеджмента состоит в  том, чтобы на основе всестороннего  анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать соответствующие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков и реальных возможностей (принцип «пожарной команды»).

    1. Основные  концепции ситуационного  подхода к управлению

     Теория  «7 - S»

     Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных  концепций менеджмента является теория «7-S», разработанная исследователями  консультативной фирмы «МакКинзи». Это Томас Питерс и Роберт Уотерман - авторы известной книги «В поисках  эффективного управления», и Ричард Паскаль и Энтони Атос - авторы известного бестселлера «Искусство японского  управления: пособие для американских управляющих».

     Исследования  данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная  организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с  необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так  как по-английски название всех этих составляющих начинается на «s», эта  концепция получила название «7-S». 3Ключевыми составляющими являются следующие:

Информация о работе Ситуационный подход к менеджменту