Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:56, курсовая работа
Целью данной работы является изучение ситуационного подхода.
Задачи исследования:
Раскрыть понятие ситуационного подхода, его основные положения и принципы;
Ознакомиться с основными концепциями ситуационного подхода к управлению;
Рассмотреть условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению;
Описать алгоритм принятия решений при ситуационном подходе;
Отметить ограничения в применении ситуационной теории.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА........................................................................................................... 5
1.1 Понятие, основные положения и принципы ситуационного подхода................. 5
1.2 Основные концепции ситуационного подхода к управлению............................. 9
2 ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В МЕНЕДЖМЕНТЕ... 17
2.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению... 17
2.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте....................... 18
2.3 Ограничения в применении ситуационной теории............................................ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 23
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......... 25
Стратегия - планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;
Структура - внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;
Системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;
Штат - ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.
Стиль - способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;
Квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;
Разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.
В
соответствии с данной концепцией,
только те организации могут эффективно
функционировать и развиваться,
в которых менеджеры могут
содержать в гармоничном
Ситуационная модель руководства Фидлера
Рассмотрим
ситуационные модели, которые помогут
менеджеру разобраться в
Ситуационная модель руководства Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.
После того, как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, определяется стиль лидера. Так, лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы, т.е. описавшие своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения, а набравшие более низкие баллы - имеют стиль, ориентированный на работу. Соответственно, эти два типа лидеров получили название лидер с высоким НПР и лидер с низким НПР. Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность на отношения и мотивированность на работу.
Контролируемость или благоприятность ситуации определяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей. Эта степень может быть высокой или низкой. В первом случае ожидается, что решения лидера дадут предсказуемые результаты, так как он имеет способность влиять на исход дела. Во втором случае решения лидера могут не привести к желаемым результатам.
Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда
Данная модель равно как и другие концепции ситуационного лидерства, не предполагает поиска одного единственно верного пути для достижения эффективного лидерства. Вместо этого она делает упор на ситуационность лидерской эффективности. Одним из ключевых факторов ситуационности модель называет зрелость последователей, которая определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу.
Зрелость
включает две составляющие: первая,
профессиональная - это знания, умения
и навыки, опыт, способности в
целом. Высокий уровень этой составляющей
означает, что последователь не нуждается
в директивах и указаниях. Вторая
составляющая - психологическая зрелость
- соответствует желанию
M1. Люди не способны и не желают работать. Они либо некомпетентны, либо не уверены в себе.
М2. Люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация, но нет навыков и умений.
МЗ. Люди способны, но не желают работать. Их не привлекает то, что предлагает руководитель.
М4. Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.
В
зависимости от степени зрелости
последователей лидер должен корректировать
свои действия, относящиеся к установлению
отношений с подчиненными и по
структурированию самой работы. Таким
образом, модель строится на определении
лидером соответствующих
Поведение в области отношений связано с необходимостью для лидера больше прислушиваться к подчиненным, оказывать им поддержку, воодушевлять их и привлекать к участию в управлении. Поведение, относящееся к работе, требует от лидера, проведения разъяснительной работы с последователями по поводу того, что и как они должны делать для того, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Лидеры, ориентированные на такое поведение, структурируют, контролируют и внимательно следят за тем, как подчиненные работают. Сочетание этих двух типов лидерского поведения позволило в рамах данной модели выделить четыре основных лидерских стиля, каждый из которых наиболее соответствует определенной степени зрелости последователей: указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий.
Указывающий
стиль (S1) является лучшим в случае низкой
зрелости последователей. Лидер вынужден
проявлять высокую
Убеждающий стиль (S2) является лучшим для использования в условиях умеренно низкой зрелости последователей, реализуя в равной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать.
Руководитель, использующий этот стиль, помогает им путем объяснения и вселяет в них уверенность в возможности выполнения задания.
Участвующий
стиль (S3) является лучшим при умеренно
высокой зрелости последователей. Способные
к работе, но не желающие ее выполнять
подчиненные нуждаются в
Делегирующий стиль (S4) является лучшим для руководства высоко зрелыми последователями. Стиль характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет последователям, способным и желающим работать, взять на себя максимум ответственности за выполнение задания. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе.6
Отмечено,
что менеджеры проявляют
Модель лидерства «путь - цель» Хауза и Митчелла
Рассматриваемая модель ситуационного лидерства получила своё развитие в 70-е годы. В своей основе она базируется на мотивационной теории ожидания. Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Отсюда модель получила свое название. Существует прямая связь между уровнем лидерской эффективности и уровнем мотивационной силы ожиданий имеющихся последователей. Идеальным является вариант, когда вознаграждение полностью соответствует результату. Модель констатирует, что эффективный лидер - это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. При этом предлагаются различные варианты поведения лидера в зависимости от ситуации.
Директивное
лидерство - высокий уровень
Поддерживающее лидерство - большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.
Лидерство, ориентированное на достижение - установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.
Участвующее
лидерство - совет с подчиненными
и внимание к их предложениям и
замечаниям в ходе принятия решений,
привлечение подчиненных к
В
отличие от концепции Фидлера, данная
модель предполагает, что лидеры могут
менять свое поведение и проявлять
один или все из указанных стилей.
Согласно модели, эффективная комбинация
лидерских стилей зависит от ситуации.
Для анализа ситуации в модели
предлагаются два типа ситуационных
факторов: характеристики последователей
и факторы организационной
Для описания характеристик последователей и выбора того или иного лидерского стиля используются следующие параметры.
Вера в предопределенность происходящего от действий индивида.
Выделяются два типа поведения подчиненных:
Первые предпочитают участвующий стиль лидерства, а вторые более удовлетворены директивным стилем.
Склонность к подчинению. Данный параметр связан с наличием у индивида желания быть руководимым, внутренне соглашаться с влиянием других. Те, кому присуще это, предпочитают в большей степени директивный стиль. Другие стремятся активнее участвовать в управлении.
Способности. Способности и имеющийся у последователей опыт определяют, насколько успешно они могут работать с лидером, ориентированным на достижение, или с лидером, привлекающим их к участию в управлении.
Практическое применение модели менеджерами ориентирует их на использование различных стилей в зависимости от ситуации. При этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот - выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.
Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
Данная
модель исходит из того, что зависимость
между поведением (стилем) лидера и
структурой работы задания является
более сложной, чем это представлено
в модели «путь-цель». Модель констатирует,
что хотя интерес к отношениям
со стороны лидера более важен
в случае, когда последователи
выполняют