Современные нетрадиционные религии и культы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:33, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выявить сущность и специфику явления нетрадиционной религиозности и выяснить является ли она общественно опасной
Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:
• Рассмотреть понятие и причины возникновения нетрадиционных движений;
• Попытаться дать классификацию нетрадиционных движений;
• Рассмотреть некоторые современные нетрадиционные религии и их влияние на их последователей
• Определить в чем же заключается опасность некоторых религиозных культов

Оглавление

Введение 2-3
1.Нетрадиционные религии - определение и классификация 4-7
2.Новые религии и культы – опасность или нормальное течение эволюционного развития общества 8-10
Заключение 11-12
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

религия реферат.docx

— 43.52 Кб (Скачать)

Государственное автономное образовательное учреждение  высшего  профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ  ТУРИЗМА имени Ю.А.Сенкевича»

 

Кафедра Истории и философии 

 

 

 

 

Учебная дисциплина:

Религии народов  мира.

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Современные нетрадиционные религии и культы.

 

 

Студентка факультета Заочного обучения

специальности "Менеджмент"

                                                                                  Фликей Е.Е. группы 3210МС

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Введение

2-3

1.Нетрадиционные религии - определение и  классификация

4-7

2.Новые религии и культы – опасность или нормальное течение эволюционного развития общества

8-10

Заключение

11-12

Список использованных источников

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Изучение и исследование вопросов связанных с религией задача не простая. Человеку сложно оставаться нейтральным, изучая религиозные вопросы, ведь на протяжении жизни, обретая опыт, человек формирует свои взгляды на вопросы веры,  Бога и уже любая религия рассматривается через призму своего к ней отношения. На протяжении тысячелетий многие великие умы занимались вопросами религии: Фома Аквинский, Александр Мень, Н.А. Бердяев. Религии изучали, религии пытались разобрать на составляющие, поставить под сомнения или вознести до небес, ученые признавали феномен религии и феномен ее неизменности. Рассматривая вопросы религии,  не стоит ставить задачи сделать в конце работы какой-нибудь окончательный вывод, так как, скорее всего это станет непосильной задачей. В рамках данной работы мы познакомимся с таким явлением как современные нетрадиционные религии и культы. Причиной выбора этой темы стал интерес автора данной работы к феномену возникновения новых нетрадиционных религий. Очень часто на улицах можно встретить молодых людей из различных религиозных объединений (Свидетели  Иеговы, Кришнаиты и т.п.), которые активно проповедуют различные культы. Они настойчивые, опрятные, вежливые, но почему то за всей этой внешней благопристойностью видится что-то другое, опасное и даже разрушительное. В рамках данной работы мы попытаемся узнать как можно больше о данном социальном явлении, и разобраться несут ли такие религиозные объединения вред или пользу обществу. Стоит ли опасаться попасть под влияние последователей неорелигий или напротив это может быть очень полезным для становления личности и для формирования правильного взгляда на мир.

Объект исследования, предпринятого  в данной работе - религии в целом.

Предмет исследования - нетрадиционные движения.

Целью данной работы является выявить сущность и специфику явления нетрадиционной религиозности и выяснить является ли она общественно опасной

Реализация этой цели в  работе требует решения следующих  задач:

  • Рассмотреть понятие и причины возникновения нетрадиционных движений;
  • Попытаться дать классификацию нетрадиционных движений;
  • Рассмотреть некоторые современные нетрадиционные религии и их влияние на их последователей
  • Определить в чем же заключается опасность некоторых религиозных культов

Изученность вопроса. Вопросами возникновения новых религий занимались: Э. Бенца, Я. Нидлемена, Т. Роббинса и Д. Энтони, Р.С. Эллвуда Э. Тоффлер или Д. Белл, Т. Роззак, Т. Лири и многие другие встретили их восторженно. П. Бергер и Т. Лукман В.И. Гараджи, М.П. Мчедлова, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова, Ю.А. Кимелева. Е.Г. Балагушкин, П.С. Гуревич, А.Ю. Мельвиль, К. Мяло, Л. Тимошин. И.Я. Кантеров, Б.З. Никифорова, Д.Е. Фурман  и др.

Методы, используемые в работе - анализ, дедукция, метод обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Нетрадиционные религии – определение и  классификация.

Свобода вероисповедания  как право не исповедовать и не практиковать никакой религии, проповедовать религиозные или другие мировоззрения и/или пропагандировать отказ от них закреплена во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Современное законодательство Российской Федерации так же гарантирует защиту свободу вероисповедания граждан. Русская православная церковь, другие религиозные объединения в нашей стране получили широкие возможности для свободного развития, проповеди, миссионерской деятельности.

На сегодняшний день в мире принято выделять три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Так же выделяют национальные религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации. К ним можно отнести иудаизм, синтоизм, даосизм, индуизм и др. Современные нетрадиционные культы и религии, их еще называют «неорелигиями» или противопоставляют себя официальным и господствующим религиям. Термин «Новые Религиозные Движения» считается академическим и нейтрально окрашенным термином, он был введён в научный обиход во второй половине XX века в противопоставление терминам «секта» или «культ»,  хотя первоначально и это понятие несло на себе отрицательный оттенок. Принцип деления организаций на «новые» и «традиционные» лёг в основу современного российского законодательства, хотя сам термин «новое религиозное движение» не имеет законодательного определения. В настоящее время в России по некоторым оценкам насчитывается около 300 тыс. последователей всех Новых Религиозных Движений1

Во многих  источниках можно встретить информацию, что «неорелигии» явление относительно недавнее, и их появлению мы обязаны  кризису в умах молодежи в конце 60-х начале 70-х годов 20 века, но считать так будет не совсем правильно. По мнению некоторых исследователей и ученых нетрадиционные религии и культы, похожие на современные появились в некоторых культурных ареалах мира несколько столетий тому назад. Наиболее ранние в Полинезии, у северо-американских индейцев, в Африке и Малайзии, что объясняется столкновением культуры, этнического самосознания и традиционного образа жизни с колониальным угнетением, конфронтацией с миссионерским желанием распространить свою веру повсюду. В западных странах первая волна нетрадиционных религий родилась во второй половине XIXв., её наиболее яркими и известными проявлениями были спиритизм и теософия Блаватской. Но впервые именно массовое появление нетрадиционных религий можно было наблюдать в послевоенной Японии, когда число новых сект достигло нескольких сотен. А в конце 60-х -  начале 70-хгодов уже вторая волна нетрадиционных религий охватила США и Западную Европу и заставила заговорить о себе во всем мире. После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы и в СССР началось их широкое распространение в бывшей ГДР, в России, на Украине и в других странах СНГ.

Общепринятой классификации  НРД  нет, но специалисты-религиоведы из всего многообразия культов условно выделяют пять их разновидностей:

1. Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные в следующие религиозные секты: "Международная церковь унификации", "Дети Бога", "Церковь тела Христа", "Богородничное братство", "Белое братство", «Свидетели Иеговы» и др. Для них характерно стремление объединить христианские вероучения с элементами восточных религий.

2. Сайентологическое направление.  Название произошло от английского  слова sience — наука. Направление объединяет различные "космические религии" например "Церковь сайентологии" Рона Хаббарда, которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.

3. Неоориенталистские культы. К ним относятся "Общество сознания Кришны", "Тихоокеанский дзен-буддийский центр", "Миссия Божественного света", "Махарай Джи" и др. Это вероучения восточного происхождения, представляющие собой западное воплощение индуистских и буддийских культур. Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.

4. Сатанинские группы. Среди  них можно назвать "Церковь  Сатаны", культы дьявола и другие  разновидности зловещих объединений.  Они возвеличивают значение зла  и насилия, проповедуют общение  с мистическими источниками зла  - демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.

5. Религиозно-мистические  культы. Речь идет о распространении  оккультных учений, новой магии,  спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России подобные организации уверенно лидируют и получают довольно широкую популярность среди населения.2

6. Нью-Эйдж. Отличается от традиционных религиозных движений тем, что он не представлен каким-то одним определённым духовным учением или религиозным воззрением (сектой, общиной, традицией, школой), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций.

По мнению специалистов явление новых религиозны культов может быть вызвано множеством причин, среди которых особо следует выделить следующие:

• социально-экономическая  и политическая нестабильность общества;

• разрушение системы ценностей тоталитарного режима и отсутствие какой либо системы ценностей, поддерживаемой большинством ;

•недостаточную активность и эффективность деятельности исторически традиционных религий.;

• взаимовлияние разных культурных миров, связанное с процессами глобализации, миграционными процессами в обществе и другими факторами;

• Разрушение национальной культуры, языка, нравственных ценностей и преемственности поколений;

Нередко религиозные искания, особенно у подростков, выступают как протест против существующих идеологических, моральных устоев общества и вступление в пускай даже тоталитарную секту кажется им сознательным поступком, которым они доказывают свою состоятельность,  исключительность и значимость. Хотя нередко к нетрадиционным религиям тянутся и взрослые состоявшиеся люди, попавшие в состояние духовного или душевного конфликта.

Но пока мы так и не ответили на вопрос, а представляют ли эти движения социальную или иную  опасность для последователей и  для общества в целом.  «Неорелигии» порой называют сектами, слово это несет заведомо негативный окрас, и справедливо ли применять его по отношению к новым религиозным течениям, ведь в свое время Христос тоже подвергался гонениям в иудейском обществе и, как известно был распят на кресте за свои религиозные убеждения. Далее попробуем разобраться в этом вопросе.

 

 

 

2. Новые религии и культы – опасность или нормальное течение эволюционного развития общества.

Российская Православная Церковь относиться к проблеме возникновения  новых религиозных движений с  опаской, вот что говорит об этом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Вот в чём опасность - никто не знает подлинных целей тех людей, которые создают новые религиозные движения, привлекают туда адептов. Чаще всего это направлено против кого-то. В России это всегда направлено против Русской Церкви. Я не встречал ни одного сектанта, безразличного или доброжелательного по отношению к Русской Церкви. Всегда есть пафос борьбы, пафос разрушения. Но ведь не только борьбы с Русской Церковью - есть пафос отрицания своей истории, своей культуры. Эти люди не принимают ни Достоевского, ни Пушкина…»3

Как уже говорилось выше, порой нетрадиционные религии были начальной фазой становления новой вероучительской традиции, наиболее известные примеры этого рода - ранний буддизм и первоначальное христианство. Сейчас подавляющее большинство из них действуют в рамках законов РФ и ориентированы на развитие духовных качеств своих последователей и человеческих взаимоотношений между верующими

Так каковы же причины того, что большинство людей относятся к НРД с опаской и чем так пугают последователи различных религиозных движений? Ответ прост, в недолгой истории их существования неоднократно были случаи гибели сторонников,  мошенничества и манипуляций со стороны лидеров, а так же многих других негативных последствий. Например, печально известный случай с террористическим актом в токийском метро, совершенном последователями секты Аум Синрикё в 1995 году.  ( Аум Синрикё- ныне известная как «Алеф»- неорелигиозная, милленаристская, террористическая, деструктивная секта, возникшая в Японии.). И это не единственный случай разрушительного и социально опасного деяния. 18 ноября 1978 г. в Гайане погибло 911 последователей культа Дже Джонса «Народный Храм». Большинство из них покончили с собой, но следствием было установлено, что многим жертвам инъекции яда были сделаны кем-то другим. Среди жертв было много детей. В апреле 1993 г. в США массовое самосожжение совершили последователи Давида Корешева «Ветвь Давидова». 4, 5 октября 1994 г. в Швейцарии погибли 48 адептов ордена Храма «Солнце». Из которых 37 были убиты, а 16 вместе с убийцами покончили с собой. Одновременно в Канаде были убиты еще 5 человек, среди жертв было несколько детей. 22 декабря 1995 г. во французских Альпах произошло самосожжение еще 16 последователей этого культа, среди которых было 3 детей от 2 до 6 лет.

Так же опасение вызывают на первый взгляд безобидные движения, но на деле тоталитарные секты, лишающие человека свободомыслия,  социального  общения за пределами секты, возможности  высказывать сомнения и недовольство учением, активно уничижающими все  другие учения кроме своего. Политолог Е. Н. Плужников считает, что в российском обществе отмечается значительный рост угрозы со стороны новых религиозных течений, в практической деятельности которых одновременно проявляются физическое и психическое насилие, финансовые махинации и коррупционные связи, причём по степени общественной опасности в первой тройке называет деструктивные религиозные организации сатанинской направленности, свидетелей Иеговы и Церковь Саентологии4 К примеру для мировоззрения свидетелей Иеговы характерны отстраненное отношение к обществу, демонизация основных социальных институтов, пассивное отношение к общественной и политической деятельности, нежелание участвовать в культурной и образовательной жизни общества. Так же настораживает отношение ко всем покинувшим организацию. С исключёнными из организации, а также покинувшими её по собственной воле, сделав заявление об отречении от общения, прекращают общаться все её члены, включая близких родственников, не живущих под одной крышей с исключёнными. Всякое общение с теми, кто был «лишён общения» (исключён из собрания) правовым комитетом, является для свидетелей Иеговы серьёзным грехом. В частности, запрещается здороваться при случайных встречах, читать письма, книги или другие материалы, автором которых являются исключённые.5 Категорический отказ от переливания крови, подчас агрессивная миссионерская деятельность, отрицание многих общечеловеческих истин, жесткая внутренняя иерархия, похожая на армейскую, отрицание истины в угоду учению организации, все это делает общество Сторожевой башни сомнительной организацией в глазах думающих и разумных людей.

Информация о работе Современные нетрадиционные религии и культы