Русская церковь до середины XVII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:03, реферат

Краткое описание

Христову веру на Руси не могли поколебать никакие покушения врагов, которые не раз делали попытки подчинить себе или расколоть русскую церковь: иго татарское, более 200 лет тяготевшее над русской землей, не смогло уничтожить или исказить православие. Не раз папы римские стремились подчинить русскую церковь своему престолу. Верный православной церкви, русский народ всегда давал отпор католикам.

Оглавление

Русская церковь до середины XVII века 3
Реформы патриарха Никона и раскол русской церкви 4
Поповщина и беспоповщина. Формирование основных старообрядческих толков. 12
Старообрядчество в период кризиса феодально-крепостнического строя 21
Современное состояние старообрядчества 27
Литература 28

Файлы: 1 файл

Старообрячество.docx

— 79.75 Кб (Скачать)

Реферат по дисциплине краеведения: старообрядцы Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Выполнила Шибалова Анна

          Проверил: Ромашкин Руслан Владимирович

МБОУ лицея №3

Кулебаки 2013

 

 

Содержание

 

Содержание 2

Русская церковь до середины XVII века 3

Реформы патриарха Никона и раскол русской церкви 4

Поповщина и беспоповщина. Формирование основных старообрядческих толков. 12

Старообрядчество в период кризиса феодально-крепостнического строя 21

Современное состояние старообрядчества 27

Литература 28

 

старообрядчество было крупнейшим в истории России религиозно-общественным движением. В нем отразился стихийный, неосознанный, обличенный в религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиями самодержавно-крепостнического строя и идеологическим засильем господствующей православной церкви. В течение трехсотлетней эволюции общественно-политическое содержание этого протеста менялось в зависимости от изменения социального состава движения, конкретной исторической ситуации и расстановки классовых сил.

                                 

 

Русская церковь до середины XVII века

Крещение Руси в 988 г. при  князе Владимире было крупнейшим событием в истории нашей Родины. Стремление к истинной вере Христовой  давно жило в душе русского народа. Еще княгиня Ольга, бабушка князя  Владимира, приняла святое крещение, и по словам летописца, «многих ко вере приведя».

Со времени князя Владимира  русская церковь в течение  более шестистам лет расширялась и процветала, пребывая в единстве и мире.

Христову веру на Руси не могли поколебать никакие покушения  врагов, которые не раз делали попытки  подчинить себе или расколоть  русскую церковь: иго татарское, более 200 лет тяготевшее над русской  землей, не смогло уничтожить или исказить православие. Не раз папы римские  стремились подчинить русскую церковь  своему престолу. Верный православной церкви, русский народ всегда давал  отпор католикам.

Управление русской церковью сначала находилось в Киеве. Во главе  церкви стоял Митрополит. Первыми  митрополитами на Руси были греки, которые  присылались из Константинополя  греческим патриархами. Позднее  русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства и  ездили в Константинополь для  принятия хиротонии от греческого патриарха. Киевский митрополит ставил епископов  на важнейшие русские города.

После разорения Киева  войсками татарского хана Батыя (1240 г.) местопребывание митрополита было перенесено во Владимир. А при митрополите  Петре кафедра митрополита была перенесена в Москву.

В 1439 г. во Флоренции (Италия) был созван церковный собор по вопросу соединения церквей - западной и восточной. Этого соединения желали византийский император и патриарх для того, чтобы заручиться помощью  от римского папы в борьбе против турок, все более теснивших Византию. На Флорентийском соборе была принята  уния (союз), по которой папа признавался  главою обеих церквей: католической и православной, причем последняя  должна признать и католические догматы. За православной церковью сохранялись  лишь ее богослужебные обряды. На собор  во Флоренцию прибыл и московский митрополит Исидор, грек, присланный незадолго  перед собором Константинопольским  патриархом. Он открыто примкнул к  унии. По возвращении митрополита  Исидора в Москву состоялся собор  русского духовенства, который нашел  действия митрополита неправильными, и он был низложен с кафедры  митрополита. После чего собором  русских епископов был избран в митрополиты архиепископ Рязани Иона, который был поставлен в 1448 г. уже без утверждения Константинопольского патриарха. С этого времени русские  митрополиты стали избираться собором  русского духовенства самостоятельно, без утверждения и хиротонии  Византийским патриархом. Таким образом, русская церковь приобрела независимость  от греческой.

При митрополите Ионе также  произошло отделение юго-западной русской церкви от северо-восточной. Литовские князья с неудовольствием смотрели на зависимость духовенства и их земель от московского митрополита. По их настоянию в Киеве была учреждена особая митрополия. Митрополит киевский продолжал назначаться константинопольским патриархом.

Так образовались две русские  митрополии: одна управляла северо-восточной  частью России, другая – юго-западным краем. Юго-западная церковь вскоре подпала под влияние католической. Русская же православная церковь на северо-востоке России с центром в Москве, церковь независимого, сильного, крепнущего государства, сохранила чистоту православия.

В 1453 г. Константинополь был  взят турками, и вся Византия подпала  под турецкую власть.

В 1551 г. при царе Иоанне Васильевиче  Грозном в Москве состоялся знаменитый церковный собор, получивший название «Стоглавый», т.к. сборник постановлений  его состоял из ста глав. Этот собор подтвердил правильность старых церковных книг, указав только на незначительные погрешности в знаках препинания и на некоторые описки, а также  привел к единству устава и наложил  строгие церковные наказания  для тех, кто нарушает правила  святых апостолов, противиться совершению службы по церковному уставу.

В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в Москву приехал восточный патриарх Иеремия. Хотя фактически Московский митрополит был уже независим от Константинопольского патриарха, пребывание в Москве патриарха  Иеремии русская церковь использовала для учреждения патриархии, и в  тот же год Митрополит Московский Иов был возведен в сан всероссийского патриарха. Обращаясь к царю Федору, патриарх Иеремия сказал: «Ветхий  Рим пал от ересей, вторым Римом  – Константинополем завладели турки; твое же великое Российское царство  – третий Рим – всех превзошел  благочестием».

Но именно в то время, когда  русская церковь достигла наибольшего  величия и расцвета, в ней произошел  раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось  в царствование Алексея Михайловича  и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

Реформы патриарха Никона и раскол русской церкви

Патриарх Никон стал вводить  в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и  другие новшества без одобрения  собора, самовольно. Это и послужило  причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами, сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной или господствующей, своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам. По этому они называют себя православными старообрядцами, староверами. Кто же явился подлинным инициатором и вождем раскола?

Патриарх Никон вступил  на московский патриарший престол в 1652 г. Еще до возведения в патриархи  он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую церковь на новый  лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь, которая давно  уже перестала быть вполне благочестивой.

Гордый и самолюбивый  патриарх Никон не имел большого образования. Но зато он окружил себя учеными  украинцами, из которых наибольшую роль стал играть Арсений Грек, человек  весьма сомнительной веры. Воспитание и образование он получил у  Иезуитов, по прибытии на Восток он принял Магометанство, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился  в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал помощником в церковных  делах. Это вызвало большой соблазн  и ропот в среде верующего  населения. Но возражать Никону было нельзя. Царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Никон, ободренный царем, делал, что хотел, ни с кем  не советуясь. Опираясь на дружбу и  власть царскую, он приступил к церковной  реформе решительно и смело.

Никон называл себя по примеру  римского папы «крайним святителем», титуловался  «великим государем» и был одним  из самых богатых людей России. К архиереям относился надменно, унижал и преследовал остальное  духовенство. Все страшились и трепетали  перед Никоном. Историк Ключевский называет Никона церковным диктатором.

В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные  книги писались в монастырях и  особыми мастерами при епископах. Русский народ любил книгу  и умел ее беречь как святыню. Малейшая опись в книге. недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма. В древних рукописях трудно встретить помарки и зачеркивания. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг велось с большой осторожностью.

Совсем иначе велось исправление  при патриархе Никоне. На соборе 1654 г. было решено исправлять богослужебные  книги по древним греческим и  древним славянским книгам, на самом  же деле исправления производились  по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции  и Парижа. Об этих книгах даже сами греки  отзывались как об искаженных и погрешительных.

Наиболее важные изменениями  и нововведениями были следующие:

  1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое являлось частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.
  2. В старых книгах в сочетании с духом славянского языка всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было переделано на грецезированное «Иисус».
  3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем под Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.
  4. В старых книгах, в Символе Веры, читается: «И в Духа Святого Господа истиннаго и животворящаго», после же исправления слово «истиннаго» было исключено.
  5. Вместо «сугубой», т.е. двойной аллилуии, которую творила русская церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуиа.
  6. Божественную литургию в древней Руси совершали на семи просфорах, новые справщины ввели пятипросфорие, т.е. две просфоры исключили.

Эти изменения церковных  узаконений, преданий и обрядов не могла не вызвать резкий отпор  со стороны русских людей, свято  хранивших святые книги и предания.

Кроме этого факта изменения  древних книг и обычаев церковных резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подверглись русские люди, не соглашавшиеся с церковными нововведениями.

Патриарх Никон начал  свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся русская церковь творила тогда Крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя святой троицы, а два (указательный и великосердный) – во имя двух естеств во Христе – божественного и человеческого. Святые отца свидетельствуют, что сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же приказал знаменоваться троепертием: складывать первые три перста во имя святой Троицы, а два последние «иметь праздными», т.е. ими ничего не изображали.

Ни один святой отец и не один древний собор не свидетельствуют  о троеперстии. Кроме того, что  в нем не изображаются два христовых  естества, еще не правильно изображают на себе крест тремя перстами во имя святой троицы, не исповедуя  в них человеческого естества Христа. Выходит, будто святая Троица была распята на кресте, а не Христос  по своему человечеству.

Эти действия Никона и его  единомышленников сделали их в глазах русского благочестивого народа еретиками  и отступниками от святой церкви.

Однако дворянское государство  видело в старообрядчестве движение, подрывавшее устои крепостнического строя и авторитет господствующей церкви. На церковном соборе 1666-1667 г.г. сторонники староверия были признаны еретиками и раскольниками. Тем самым они подпадали под действие статей «Уложения» 1649 г., по которым за преступление против веры и церкви полагалась смертная казнь. Однако некоторое время правительство ограничивалось сравнительно умеренными наказаниями - ссылкой с конфискацией имущества. Лишь после того, как старообрядческое движение приобретает большой размах и перерастает рамки чисто религиозного движения, а политические симпатии сторонников «старой веры» становятся более определенными, правительство переходит к политике жестоких репрессии. Начиная с 1676 года, стали появляться указы о розыске раскольников и сжигании их в срубах. В 1682 году были сожжены пустозерские ссыльники во главе с Аввакумом - общепризнанным вождем старообрядчества того времени. А в 1685 году были изданы особые статьи о градском суде, по которым полагалось упорных раскольников жечь в срубах, перекрещивающихся в старую веру - бить кнутом, а прочих раскольников - ссылать в монастырь. Для розыска бежавших от преследования староверов направлялись специальные воинские команды. Однако все эти меры не приводили к сколько-нибудь ощутимым результатам. Число сторонников «старой веры» продолжало неуклонно расти.

Информация о работе Русская церковь до середины XVII века