Русская церковь до середины XVII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:03, реферат

Краткое описание

Христову веру на Руси не могли поколебать никакие покушения врагов, которые не раз делали попытки подчинить себе или расколоть русскую церковь: иго татарское, более 200 лет тяготевшее над русской землей, не смогло уничтожить или исказить православие. Не раз папы римские стремились подчинить русскую церковь своему престолу. Верный православной церкви, русский народ всегда давал отпор католикам.

Оглавление

Русская церковь до середины XVII века 3
Реформы патриарха Никона и раскол русской церкви 4
Поповщина и беспоповщина. Формирование основных старообрядческих толков. 12
Старообрядчество в период кризиса феодально-крепостнического строя 21
Современное состояние старообрядчества 27
Литература 28

Файлы: 1 файл

Старообрячество.docx

— 79.75 Кб (Скачать)

Со второй половины XVIII века некоторые старообрядческие толки, прежде всего федосеевщина и беглопоповщина, оказались неразрывно связанными с развитием капиталистического города, с наиболее передовой в то время отраслью промышленности - хлопчатобумажной. В начале XIX века, когда началось становление основных классов капиталистического общества - капиталистов и рабочих, появились первые признаки расхождений на этой основе внутри некоторых старообрядческих общин.

 

Современное состояние старообрядчества

Старообрядчество прошло длительный, более чем трехсотлетний  путь развития. Зародившись как протест  консервативно настроенной части  русского духовенства против церковных  реформ середины XVII века, оно превратилось в наиболее массовое реакционно-общественное движение в истории России. Под  влиянием революционных преобразований, экономических успехов, бурного  развития науки и техники, неуклонного  роста образования старообрядчество претерпело серьезные изменения. Наиболее характерны для него такие тенденции, как ослабление фанатизма, отказ  от эсхатологических идей, стирание граней между отдельными старообрядческими  направлениями и, особенно, между  старообрядчеством в целом и  православием.

До наших дней в более  или менее неизменном виде эсхатологическое учение и практические выводы из него сохранились только у странников. Последователи этого старообрядческого  толка по прежнему принимают меры к строжайшей изоляции от окружающего  их «мира». Еще в наши дни странники  скрываются во всевозможных тайниках. В глухих уголках Сибири в настоящее  время можно еще наткнуться на страннические «пустыни» и кельи. Современные странники, как об этом свидетельствуют неоспоримые факты, являются прямыми наследниками дореволюционных.

Труднее преодолевается традиционная изолированность старообрядческих общин от окружающей их среды. В этом отношении впереди также идет наиболее умеренное старообрядческое течение – поповщина. У представителей бело Криницкой церкви наблюдается наименьшая замкнутость. В бегло поповщине пережитки прежней изолированности можно встретить и в настоящее время, но они сохранились, по-видимому, лишь в сельской местности, в мелких общинах и лишь у отдельных верующих.

Эти тенденции позволяют  мне сделать вывод о том, что  старообрядчество понемногу теряло свои основные специфические особенности  и до сих пор нивелируется, что несомненно является свидетельством кризиса этого некогда могущественного религиозного направления.

 

      


Информация о работе Русская церковь до середины XVII века