Мировые религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 08:44, реферат

Краткое описание

Религия – в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты ( церковь в христианстве ), конкретные формы взаимоотношения между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наполнение, свою историю возникновения и дальнейшего существования, свое каждый раз особенное преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму. Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к особой науке – религиоведению, в которой рассматриваются также и конкретные философские вопросы теологии, и социальные функции религии в различных исторических условиях. Данный материал позволит нам поверхностно узнать о трех основных мировых религиях: христианство, буддизм, ислам.

Оглавление

Введение
Христианство.
Католицизм.
Православие.
Протестантизм.
Буддизм.
Ислам.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мировые религии.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

В буддизме существуют два пути спасения. Махаяны (большая Колесница, в значении широкий путь спасения) и хинаямы (малая Колесница, в значении узкий путь). Первый - для всех, второй -  монахов, полностью отказавшихся от земной жизни.

В III веке до н. э. индийский император Ашок превратил Буддизм в государственную идеологию. Позже вытесненный индуизмом, получил широкое распространение в других странах, превратившись в мировую религию.

Во  II веке проник в Китай, где изменился под влиянием уже давно сложившихся Китайских верований и традиций. Результатом творческих поисков стала особая форма буддизма, возникшая в Китае в YII веке чань-буддизм.

Через Китай  буддизм пришел в Японию. В YI-YII в. в Японии стали строиться монастыри, устанавливаться алтари и изображения Будды. Но и здесь Буддизм испытал на себе влияние  японской культуры и прежде всего, японского синтоизма.

Как и в Китае, в японском буддизме можно выделить представление простого народа и привилегированной  верхушки общества. Появился дзень-буддизм. Появились представления о возможности учеников под руководством учителя достичь просветленного состояния – сатори.

В VI веке буддизм пришел в страны Тибета, где получил название ламаизма. Тибетские монахи называются ламами. Среди лам существует иерархия и жесткая дисциплина. На вершине  иерархической пирамиды находится глава и непререкаемый авторитет ламаизма Далай-лама (монах-океан). Ламаисты отмечали такие праздники как: праздник «Белого месяца» (Цагаман, начало нового  года), «Круговещение Майдари» или «Майдари хурал», посвященный приходу грядущего Будды.

Простые верующие совершали большое количество обрядов:

–        покаяние за животных (дзул-хурал)

–        обряд, посвященный отшельникам, возведенным в ранг божества (найдани хурал)

–        обряд поклонения «хозяевам местности» (обо)

–        обряд посвященный «хозяину воды» (усу тяялги)

–        похоронный обряд.

В настоящее время ламаизм распространен не только на Тибете.

 

 

 

 

Ислам.

 

Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание себя Богу») – третья и самая поздняя по возникновению мировая религия. В настоящее время в мире нас начитывается более 800 млн. мусульман. Ислам распространен более чем в 120 странах, в 35 из них - это самая влиятельная религия, в 28 – ислам является государственной религией.

Ислам возник на ближнем востоке, т. е. там же, где иудаизм и христианство. Исследователи считают, что ислам воспринял те же идеи, которые питали иудаизм и христианство. Однако, ислам отличается от других религий следующими особенностями:

1.                              В исламе, более четко, чем в других религиях проведена идея монотеизма.

2.                              Ислам более, чем другие религии, требователен соблюдению своих правил.

3.                              Ислам вобрал в себя много бытового: не только морально – нравственные правила поведения людей, но и юридические нормы, нормы семейно – брачных, интимных отношений.  Ислам действительно формирует особый «мусульманский» образ мышления и стиль жизни, сильно отличающийся от европейского. Арабское слово, «муслим» (европ. «мусульманин»), означает сегодня не только человека, исповедующего ислам, верующего, но и человека, принадлежащего к особому типу восточной культуры. Во многих странах ислам есть не только религия, но и система норм жизни, которой придерживаются неверующие люди.

4.                              Ислам оказал большое влияние на историю и культуру других народов (венгров, русских, болгар и др.), с которыми воевали мусульмане.

Мусульманское придание так объясняет появление ислама: есть лишь один, единый для всех людей Бог - Аллах . Именно ему поклоняются все народы мира (язычники, и иудею, и буддисты, и христиане). Но их религия является неправильной, так как их пророки не были верны Богу. Мусульмане считают, что Аллах посылал уже несколько пророков на землю. В XIV веке до н. э. он послал людям пророка по имени Муса (Моисея), но он извратил слово Бога и создал религию иудаизма, в VI веке до н. э. был послан Гаутама, но и он не был верен Богу, объявил себя Буддой и создал Буддизм. В I веке Аллах  послал пророка Ису (Иисуса), но и он извратил сущность Бога, возникло христианство.  Лишь пророк Мухаммед остался верным богу, а ислам стал единственно правильной религией. Отсюда мусульмане называют себя «правоверными» ( т. е. верными Богу, имеющим правильную веру, а представителей всех других религий называют «неверными» Богу). Пророк Мухаммед (он же Мухаммад, Мохаммад, а до середины XX века в России  часто Магомед) – историческое лицо. Датой рождения считается 570 г. Он стал проповедником идеи веры в единого Бога – Аллаха. Мусульманские предания содержат сведения о том, что пророк Мухаммед неоднократно встречался и беседовал с христианскими монахами. Основной общий догмат иудаизма и христианства о единобожии был воспринят Мухаммедом и лег в основу  его учения  об Аллахе. Позднее, уже в 53-х летнем возрасте переезд Мухаммеда в Ясриб изменил его социальный статус: из проповедника новой религии мМхаммед превратился в посланника Аллаха, пророка, передающего людям божественные законы, которым они должны следовать в их земной жизни.

Краеугольным камнем религиозной веры в исламе является широко употребляемая  известная фраза: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его».

В этом выражении четко выражено самостоятельное главное положение ислама: существует один Бог (Аллах). Он безлик, не имеет конкретного образа. Мусульмане никогда не изображают Бога и отрицают  иконы. Аллах всемогущ, мудр, всемилостлив. Он творец всего сущего и верховный судья над миром и людьми. От Аллаха  зависит все. Люди должны безропотно подчиняться его воле: «На все воля Аллаха».

Мусульмане поклоняются Аллаху падая ему ниц (это и есть выражение покорности). Ислам учит верующих смиренно, терпеливо, мужественно переносить все невзгоды земного существования, не завидовать богатым, жалеть бедных. Мусульмане верят в душу и бессмертие, загробное воздаяние, рай и ад, ангелов и демонов, конец света и предшествующую эпоху бесчестия и неверия, час Страшного суда. Основные положения ислама изложены в Коране – священной книги мусульман. Коран делится на 114 глав, которые называются сурами, каждая сура состоит из аятов. Слово «аят» означает «знамение, чудо».

Другой религиозной книгой мусульман является Сунна. Она возникла в IX веке. После смерти Муххамеда остались устные предания о его жизни и деятельности – хадисы. Они и составили основное содержание Сунны.  Вероучение Ислама обязует каждого мусульманина соблюдать «столпы веры» - пять обязательных правил:

1.      Исповедание веры.

2.      Ежедневно совершать 5 ритуальных молитв (намаз). Групповые моления в мечетях. Святой день пятница. Богословов и проповедников в Исламе называют имамами, функции администраторов и судей выполняют  кади, мулла – духовник и учитель. Мусульманские философы и ученые представляют интеллектуальную  элиту ислама называющую себя  улемами.

3.      Соблюдение поста. Рамадан (рамазан).

4.      Милостыня. Основанием для милостыни  является указание Корана: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать на то, что любите» (Коран, 3 86), а так же «Они не издерживают расхода ни малого, ни великого…Чтобы этого не было записано за ними, дабы создал им Аллах лучше, чем то, что они делали» (Коран 9 122). Милостыня имеет две формы закят и садана.

5.      Хаджж. (Хаддж, Хадж) – паломничество.

Кроме этого мусульмане соблюдают еще несколько обрядов: обрезание –суннат, свадебный обряд - никах  , похоронный обряд  - джиназа.

У мусульман много праздников: Ураза – праздник разговения. Курбан-Байрам – великий праздник жертвоприношения. Мавлюд – день рождения пророка Мухаммеда. Мирадж (Раджаб – байрам) – посвященный вознесению пророка Мухаммеда на небо, к Аллаху. Ашуру ( Шахсей-вахсей) – день всеобщей скорби.

Уже отмечалось, что отличительной чертой ислама является то, что он оказал и оказывает большое влияние на все стороны  жизни мусульманского общества. Подтверждением тому является Шариат – мусульманское законодательство, который был создан в VII-XVII веках.

Шариат (от араб. Шарма – ясный путь, по которому надлежит следовать) – мусульманское законодательство, включающее нормы, которые регулируют семейно - брачные, гражданские, бытовые и др. взаимоотношения мусульман, а так же определяющие условия действия верховного суда.

Ислам, как и др. религии не избежал расколов. Существуют два основных течения: шииты и сунниты (противостояние шиизма и суннизма находило свое выражение в борьбе за устройство мусульманского государства  между сторонниками халифата и иммамата), и так же есть другие течения: хариджиты, исмаллиты, суффизм. Сунниты занимают большую часть мусульман 90 %.

 

Центральный объект  любой религиозной веры – идея Бога, главная и самоценная идея, из которой выводится все остальное содержание религии. Трудно найти в истории человечества другую идею, которая по продолжительности воздействия могла бы сравниться с идеей Бога, с тем комплексом ощущений, чувств и побуждений, которые с ней связаны и которые составляют основу целостного религиозного жизнепонимания, мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список литературы:

 

1.      Буркова Г. А. «История религий». Лекции. Йошкар-Ола, 2003 г.

 

2.      А. Г. Спиркин. «Основы философии». Учебное пособие. 2005.

 

3.      С. А. Токарев. «Религия в истории народов мира». Москва, 2003 г.

 

4.      «Религии мира». «Просвещение». 2004 г. Москва.

 

 

 

12

 



Информация о работе Мировые религии