Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение отношения мировых религий к процессу разводов и регулированию деторождения.
Задачи, которые мы ставим в работе:
1) рассмотреть процедуру расторжения брака в различных религиях;
2) изучить вопрос о регулировании рождаемости в мировых религиях.
Введение
3
1. Мировые религии о разводе
5
1.1 Развод в христианстве
5
1.2 Процесс развода в мусульманской религии
9
1.3 Процесс развода в иудаизме
14
1.4 Взгляд буддизма на брак и развод
19
2. Регулирование рождаемости в мировых религиях
21
Заключение
31
Литература
Содержание
| Введение | 3 |
| 1. Мировые религии о разводе | 5 |
| 1.1 Развод в христианстве | 5 |
| 1.2 Процесс развода в мусульманской религии | 9 |
| 1.3 Процесс развода в иудаизме | 14 |
| 1.4 Взгляд буддизма на брак и развод | 19 |
| 2. Регулирование рождаемости в мировых религиях | 21 |
| Заключение | 31 |
| Литература | 33 |
| Приложение. Результаты исследования прессы методом контент-анализа | 34 |
Введение
Сегодня общество сталкивается с таким явлением, как кризис института семьи. Это означает, что семья, рождение и воспитание детей теряет свою ценность в глазах молодых людей, предпочитающих вместо традиционного брака различные виды альтернативных браков: незарегистрированный, сознательно бездетный, групповой, повторный браки и др.
Несомненно, что это влияет на показатели рождаемости. Во многих странах Европы, а сейчас говорят об этом и в России и др. странах, существует проблема старения населения, то есть, сегодня детей рождается очень мало, а пожилых людей становится все больше. В частности, в России уже несколько лет показатели смертности превышают показатели рождаемости. Очень высок процент разводов: по статистике, из 100 браков заключаемых в России сегодня распадается 80.
Конечно, существуют различные причины и объяснения для этих явлений. Для России это и высокая образованность женщины, ее стремление сделать собственную карьеру и быть независимой; и низкая обеспечение минимальными государственными социальными стандартами в области социальной защиты населения; смертность в результате боевых действий на Кавказе, террористических актов; это и низкий уровень медицинского обслуживания. Но мы хотим узнать, как религия – один из институтов общества - влияет на разводимость и рождаемость.
Объект научного исследования – процесс развода и регулирование деторождения.
Предмет – рассмотрения этих процессов в различных мировых религиях.
Целью нашего исследования является изучение отношения мировых религий к процессу разводов и регулированию деторождения.
Задачи, которые мы ставим в работе:
1) рассмотреть процедуру расторжения брака в различных религиях;
2) изучить вопрос о регулировании рождаемости в мировых религиях.
Методы, которые мы использовали в своем исследовании - библиографический (изучение литературы по данной теме) и контент-анализ (количественный подход в изучении документальных источников). Источники, которые мы использовали, - это, в основном сайты сети Интернет, так как тема разводов и регулирования деторождения практически никак не освещена в литературе.
Можно выдвинуть следующие гипотезы:
1) в целом все религии одинаково относятся к процессу развода (неодобрительно) и запрещают регулирование рождения детей в семье;
2) вряд ли религии способны сильно повлиять на уменьшение числа разводов и регулирования рождаемости в мире.
1. Мировые религии о разводе
1.1 Развод в христианстве
Когда мы говорим о нерасторжимости брака, то имеем в виду действительно объективно существующий брак христиан, завершенный как церковным таинством, так и начавшимся супружеским сожительством; брак нерасторжим, когда исполнены все, Церковью определенные, условия действительности таинства и когда, согласно выражению Св. Писания, супруги стали “единою плотью”. Но бывают случаи, когда или это последнее условие еще не осуществлено, или когда, несмотря на долголетнее сожительство и внешнее сходство с действительным браком, фактически перед Богом данные лица соединены только кажущимся браком. Например, мужчина и женщина могут быть соединены – будь притом грех или нет, по неведению – без способности на подлинный брачный союз, находясь, например, в очень близкой степени родства, делающей их брак несовместимым с естественным нравственным правом: они считают или считали себя супругами, на самом же деле они не супруги, супругами никогда не были и быть не могли; коль скоро они себе отдают отчет в своем заблуждении, их право, даже их обязанность, - расстаться или, в случае сомнения, обратиться к Церкви за разрешением их недоумения. Нечто подобное следует сказать о кажущемся браке в случае, когда одна из сторон в момент заключения этого “брака” лишь внешне дала свое согласие, из страха, например, перед родителями, но в душе вовсе не соглашалась на это сожительство, так что одно их главных условий подлинности брака, свободное согласие, не осуществлено. В таких случаях Церковь вовсе не “дает развод”, а только канонически устанавливает, что в данном случае действительного брака не было, а потому лица, которых он касается, должны или расстаться или, если это не противоречит Божиим законам и церковным правилам, и они запутанные; тогда Церковь канонически исследует все обстоятельства и решает, был ли первоначальный брак действительным или нет. Подобные случаи ничего общего с расторжением брачных уз не имеют; это материнская забота Церкви о том, чтобы нерушимость христианского брака соблюдалась во всем; это не попустительство желанию разводиться, а, наоборот, одна из мер, принимаемых Церковью в охрану нерасторжимости брака [10].
Идеал христианского брака – абсолютная моногамия. Все виды многобрачия, не только одновременного, но даже и последовательного, безусловно, осуждаются Церковью [2,45].
Православный подход к браку исходит из следующих предпосылок:
1) брак есть таинство, получаемое брачующимися от церкви через благословение епископа или священника. Как всякое другое таинство, оно относится не только к земной жизни, но и к вечной жизни в Царстве Божием; поэтому благодать таинства не прекращается смертью;
2) будучи таинством, брак не есть магический акт, но дар, обращенный к человеческой свободе: чтобы принести плод, благодать таинства должна пасть на добрую и готовую почву – быть воспринятой как священная заданность, требующая творческого человеческого усилия. Благодать таинства может быть человеческой свободой отвергнута: признание Церковью такого отвержения и есть развод, и в таких случаях, снисходя к человеческой слабости, Церковь допускает и новый брак.
Брачный союз, освященный Церковью, может быть расторгнут не иначе, как по решению церковного суда, вследствие ходатайства самих супругов, по определенным поводам, надлежаще доказанным, и при соблюдении условий указанных в следующих статьях. Поводами к расторжению могут быть:
- отпадение от Православия;
- прелюбодеяние и противоестественные пороки;
- неспособность к брачному сожитию;
- заболевание проказой или сифилисом;
- безвестное отсутствие;
- присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с
лишением всех прав состояния;
- посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей;
- снохачество, сводничество и извлечение выгоды из непотребства супруга;
- вступление одного из супругов в новый брак.
Всегда определяя развод как грех, отцы Востока и Запада одинаково мирятся с гражданским законодательством о разводе, как и с другими “реальностями жизни”. Значит ли это, что Церковь изменила евангельскую норму о браке? Конечно, нет: в течение всего святоотеческого периода истории Церкви только первый и единственный брачный союз благословляется Церковью, и закреплялся евхаристическим причащением [9].
Брачующихся вторично каноны православной Церкви рассматривают как грешников. Они наказываются при вступлении во второй брак одногодичной или двухгодичной епитимией, а при вступлении в третий брак – трех,- или даже четырехгодичной епитимией.
Что касается венчания второбрачных, то Церковь долгое время запрещала
не только венчание второбрачных, но и присутствии священника на брачном пире. Позднее, хотя Церковь и ввела чин освящения повторных браков, но он мало похож на торжественный чин венчания первобрачных [2,47].
Католической Церковью брак признается формально нерасторжимым, и поэтому для разведенного и разведенной нет возможности вступить в новый брак, пока другая сторона предыдущего брака находится в живых.
Католическое отношение к разводу покоится на следующих двух предпосылках:
1) брак есть договор брачующихся сторон, в котором священник исполняет обязанность свидетеля; основное отличие церковного брачного договора от гражданского заключается в том, что церковный брак нерасторжим;
2) как всякий другой договор, церковный брак теряет значимость в случае смерти одной из сторон [9].
В современной практике Католической Церкви уважительными причинами для развода признаются болезнь, делающая совместную жизнь супругов невыносимой; постоянные ссоры между супругами; долговременное отсутствие одного из супругов, брак с которым был заключен по доверенности и т.д. В Католической Церкви допускается развод, когда один из супругов, которые вступили в брак, будучи некрещеными, впоследствии принимает крещение, а другой отказывается продолжать совместную жизнь или не хочет мирно сожительствовать, не оскорбляя Творца. Право расторжения брака принадлежит Папе Римскому [5].
Если церковные власти не признали первый брак недействительным, католики, решившие вступать во второй брак, вынуждены пользоваться “услугами” светского законодательства о браке. Одновременно им хочется сохранить комфортное положение в Церкви и участвовать в таинствах наряду со всеми. С чистой, как им представляется, совестью. Они склонны скорее, обвинять официальную Церковь в лицемерии, чем себя – в прелюбодеянии [9].
В протестантизме обычно различают консервативные, умеренные и либеральные направления. К консервативной группе принадлежат фундаменталисты, которые считают, что истинный христианин должен строго придерживаться определенного набора фундаментальных положений библейского учения. К этой группе относятся и евангелисты, хотя они требуют такой же степени приверженности определенному комплексу верований. Позиции таких групп по вопросам пола – неприятие абортов и добрачного секса, скептицизм в отношении контрацепции, резко отрицательное отношение к разводу, осуждение гомосексуализма – мало, чем отличаются от позиций католической церкви. Что касается умеренного протестантизма, то он придает большое значение христианскому воспитанию, при котором детей учат быть христианами и чувствовать ценность веры во Христа. В области секса воззрения членов этой группы могут несколько различаться. Обычно умеренные протестанты не отвергают абортов, не склонны однозначно осуждать добрачные половые связи, признают полезность контрацепции для общества и отдельных людей, полагают, что развод часто бывает меньшим злом, чем тяготы неудачного брака, и более терпимо относятся к гомосексуализму.
Протестанты-либералы видят в христианской религии такой взгляд на мир и человеческую жизнь, который опирается на разум и исторические традиции веры. Они не считают Библию непогрешимым источником истины, а рассматривают ее как плод человеческих усилий найти смысл жизни [11].
1.2 Процесс развода в мусульманской религии
Не каждый союз выдерживает испытания временем и жизненными обстоятельствами. Несмотря на то, что сохранение семьи является одной из главных целей исламского законодательства о браке, расторжение брака допускается. Семейное единство, которое стало ослабевать на уровне чувств или вследствие жизненных проблем как личного, так и любого иного характера, должно быть восстановлено. Если исчерпаны все возможности сохранения семейных уз и нет надежды на примирение, брак может быть расторгнут, но только при соблюдении установлений Священного Корана и Сунны Пророка. Однако и в этом случае исламское право, основанное на Божественном Откровении, проявляя гибкость и гуманность, позволяет супругам использовать шансы на восстановление супружеского союза до того момента, как развод станет окончательным. Воспользоваться такой гибкостью шариатских канонов – неотъемлемое право каждого человека.
Заявление мужа о намерении развестись с супругой (“я развожусь с тобой”, “ты разведена”) служит началом бракоразводного процесса.
Согласно исламскому праву, стремящемуся сохранить единство семьи, бракоразводный процесс предусматривает три условные стадии: а) первого незавершенного развода; б) второго незавершенного развода; в) третьего, окончательного развода.
Смысл такой длительной процедуры развода состоит в том, что в первых двух стадиях бракоразводного процесса супругам предоставляется время и возможности для всесторонней оценки принимаемого решения и в случае признания его скоропалительности и ошибочности восстановления супружеских уз.
Расторжение брака считается канонически действительным при выполнении следующих условий:
- причина развода должна быть достаточно важной и существенной (например, грубое, неуважительное отношение жены к мужу или его родственникам, недопустимые вольности и аморальное поведение в общении с посторонними мужчинами);
- развод должен осуществляться в “чистый период”, когда супруги не имели близких отношений;
- право на каждое из трех возможных расторжений брака должно реализовываться отдельно, то есть не более одного развода за один раз.
Остановимся на каждом из этих пунктов более подробно.
1. Большая часть ученых говорит о необходимости веских причин для расторжения брака. В случае, когда супруг инициирует беспричинный развод, он совершает грех, хотя и в такой ситуации развод считается действительным; штраф не предусматривается. Супруг обязуется отдать остаточную или отсроченную по договоренности с супругой часть свадебного подарка (махра), материально обеспечивать женщину в течение бракоразводного периода (три месяца) и передать принадлежащее ей имущество (одежду, украшения и т.д.).
Информация о работе Регулирование рождаемости в мировых религиях